В ночь с 29 на 30 июля товарищ Чуркин заблокировал в Совбезе ООН проект резолюции о создании трибунала по малайзийскому «Боингу», потерпевшего год назад катастрофу на Донбассе. За принятие резолюции высказались одиннадцать членов СБ, трое воздержались. Россия наложила на проект вето. Позднее стало известно, что П. Порошенко анонсировал альтернативный план по расследованию катастрофы. Цель киевлянина проста и понятна: «наказать виновных». Глагол «доказать» в лексиконе Порошенко отсутствует.
Цветы в нидерландском аэропорту в память о погибших в авиакатастрофе лайнера, выполнявшего рейс MH17. 17 июля 2015 года
Товарищ Чуркин
предупреждал и прежде: Россия проголосует против проекта резолюции о трибунале по катастрофе самолёта «Boeing».
Однако инициаторы проекта всё равно настояли на голосовании.
С вечернего заседания вела онлайн-трансляцию
«Газета.Ru». Напомним ключевые моменты, необходимые для понимания плана «Б», который после российского вето предложил украинский президент П. Порошенко.
В 21.00 ч. стало известно о подаче проекта резолюции Малайзией при участии Нидерландов, Бельгии, Австралии, Новой Зеландии и Украины. Суть документа предельно проста: составители бумаги предлагали признать катастрофу самолёта «угрозой международному миру и безопасности» и требовали создать международный трибунал для наказания виновных.
22.14 ч.: 11 голосов «за», 1 «против» (Россия), 3 воздержавшихся. (В 22.53 выяснилось, что воздержавшимися оказались Венесуэла, Ангола и Китай.)
Затем выступил товарищ Чуркин. По его словам, проект «был лишён правовой основы». Ранее Россия объясняла это авторам, однако её позицию не услышали. Российский дипломат отметил, что для инициаторов резолюции были важнее «политико-пропагандистские цели».
В 22.32 ч. выступила постпред США при ООН Саманта Пауэр. Она сказала, что «сепаратисты, которых поддерживает Россия, не допустили исследователей после крушения» и помешали расследованию. Америка «возмущена и глубоко разочарована», однако «никакое вето не помешает, и виновные будут наказаны».
В 22.59 ч. журналисты издания констатировали: «Самая частая фраза этого заседания: «Нужно, чтобы виновные понесли ответственность».
В 23.45 ч. слово взял министр иностранных дел Украины Павел Климкин: «Нет никаких причин противиться трибуналу, если ты сам не совершил преступление». Он заявил, что Украина разрабатывает механизм создания трибунала вне ООН.
00.01 ч.: Пётр Порошенко сказал, что «результаты говорят сами за себя».
По мнению Чуркина, авиакатастрофу лайнера неправильно подводить под главу VII Устава ООН «Действия в отношении угрозы миру, нарушении мира и актов агрессии». «Приходится констатировать, что проект, вынесенный сегодня на голосование, был лишен какой-либо правовой и прецедентной основы, — приводят заявление Чуркина, сделанное им по итогам заседания,
«Известия». — Мы неоднократно разъясняли всё это коллегам, призывали подумать над альтернативами. Однако авторы проекта отказались действовать в духе сотрудничества, поставили его на голосование, заранее зная, что это не приведёт к положительному результату. Это, по нашему мнению, указывает на то, что политико-пропагандистские цели для них оказались более важными, чем практические. Это достойно сожаления».
У «Известий» имеются и экспертные мнения по поводу создания трибунала. По мнению зампреда комитета СФ по международным делам Андрея Климова, предложенный трибунал — совершенно неправовое решение, поскольку «нельзя быть судьями на собственном деле». Если бы предполагаемый трибунал был создан, к его работе подключились бы те, кто, вероятно, имел бы отношение к катастрофе.
С Климовым соглашается первый зампред комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников. Он считает, что трибунал используется для того, чтобы обвинить Россию в нежелании честного, по мнению Запада, расследования. Ведь изначально было очевидно, что Москва воспользуется правом вето.
В комментарии Виталия Чуркина, опубликованном 31 июля на сайте постпредства РФ при ООН, говорится, что суд над виновными в катастрофе лайнера «Malaysia Airlines» можно создать без привлечения Совета безопасности.
«Считаю, что Совет безопасности — это не место обсуждать разные версии по МН-17. Поэтому в дискуссиях в СБ ООН на эту тему мы ничего не утверждали и не отрицали, а просто настаивали на проведении полного, тщательного и независимого международного расследования. Для последующего суда есть или вполне могут быть созданы соответствующие механизмы без привлечения СБ ООН, который уголовными делами заниматься не должен», — цитирует дипломата
РИА «Новости».
Также тов. Чуркин напомнил, что в настоящее время «расследование ведётся — как техническое, так и уголовное». Правда, «к первому наши эксперты допущены лишь частично, а ко второму не допущены вовсе (хотя изъявляли такое желание)».
Созвучен заявлению Чуркина был комментарий пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова.
«Эти рассуждения о Генассамблее в таком формате, в сяком формате — это не что иное, как отвлечение внимания от необходимости реального расследования», — цитирует представителя Кремля
«Лента.ру».
Тем временем украинский президент П. Порошенко в соавторстве с премьер-министром Нидерландов Марк Рютте выработал некие «альтернативные предложения» по наказанию «виновных».
На сайте главы украинского государства, который цитирует
«Лента.ру», сообщается: «Нам удалось разработать всеобъемлющий международно-правовой механизм, способный обеспечить привлечение к ответственности лиц, виновных в этом преступлении».
В телефонном разговоре с голландским премьером украинский президент отметил «высокий уровень взаимодействия между Австралией, Бельгией, Малайзией, Нидерландами и Украиной в вопросе продвижения инициативы создания международного трибунала с целью привлечения к ответственности виновных в преступлениях, связанных с уничтожением самолёта».
Заодно Порошенко и Рютте осудили позицию России. Москва, по их мнению, «злоупотребляя правом вето, помешала процессу наказания виновных в катастрофе самолёта».
Порошенко с Рютте, добавим от себя, фактически обиделись на Россию за то, что она помешала наказать саму себя (ведь странно было бы думать, что эти «обвинители» желали бы наказать кого-то другого).
С логикой у иных еврокиевлян давно уже худо, но на сей раз Порошенко и его советчики превзошли самих себя.
С другой стороны, логическое противоречие улетучивается, как только становится ясно: Петру Порошенко, для авторитета вошедшему в соавторы с Европой, нужно поскорее обвинить кого-то, чтобы упавший лайнер в конце концов не повесили на него. Больше года назад случилась катастрофа, а ответа до сих пор нет.
Выступил и украинский премьер Яценюк. Он заявил, что нельзя позволить России уничтожить системы международных отношений и подрывать авторитет Совбеза и вообще ООН, пишет
ИА «REGNUM».
На своей страничке в «Facebook» украинский премьер-министр заявил о начале реализации совместно с партнёрами «плана Б» по созданию международного трибунала по делу о катастрофе «Боинга». По мнению Яценюка, тот факт, что РФ наложила вето на резолюцию Совбеза ООН, является «убедительным доказательством вины российских террористов и Кремля и прямой связи с убийством невинных людей».
Яценюк тоже ратует за наказание «виновных». «Мир продолжит установление справедливости. Виноватые не избегут наказания. Нельзя позволить России уничтожить систему международных отношений и подорвать авторитет Совета Безопасности и ООН. С нашими международными партнёрами начинаем реализацию плана Б», — приводит его слова
«РБК».
Что думают насчёт украинского плана «Б» эксперты?
Теоретически можно снова вынести вопрос на голосование Совбеза, однако у России остаётся право вето, поэтому это не имеет смысла, сказала
«РБК» руководительница международно-правовой практики коллегии адвокатов «Чаадаев, Хейфец и партнёры» Анастасия Асташкевич.
Вместе с тем шансы на такое решение могут возрасти после публикации окончательного доклада комиссии о расследовании причин авиакатастрофы, полагает неназванный юрист международной юридической фирмы из рейтинга «Law360's Global 20».
Есть в юридическом арсенале Совбеза и мера по принуждению России к отказу от голосования. Другие члены Совбеза ООН могут настоять, что Россия является одной из сторон спора, а посему ей следует воздержаться от голосования: подобный исход определяется п. 3 ст. 27 Устава ООН («Сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования при принятии решения на основании главы VI «Мирное разрешение споров» и на основании пункта 3 статьи 52»).
Наконец, инициаторы могут попытаться вынести вопрос о создании международного трибунала на Генеральную ассамблею ООН, напоминает Асташкевич. Недаром пресс-секретарь МИД Нидерландов ранее сказал агентству «Рейтер», что этот вариант обсуждается. «РБК» напоминает, что для принятия указанного решения Генассамблее требуется 2/3 голосов (то есть голоса 130 государств).
Однако здесь Генассамблея оказывается перед формальным тупиком: у неё нет формальных полномочий на подобное решение. Об этом сказал упомянутый выше юрист из фирмы, входящей в рейтинг «Law360's Global 20». Ведь международные уголовные трибуналы учреждались либо резолюцией Совбеза ООН, либо международным договором.
Пресс-секретарь МИД Нидерландов, пишет «РБК», называл и иные варианты: 1) создание трибунала силами пяти стран (Малайзия, Нидерланды, Австралия, Бельгия, Украина); 2) организация процесса в национальном суде одной из заинтересованных стран.
Однако решение национального суда не может быть принудительно признано Россией. Добровольно же участвовать в процессе и тем более признавать его решения российская сторона скорее всего откажется, прогнозирует Асташкевич.
Подытожим. Авторы заблокированного Россией проекта, не дожидаясь публикации окончательного доклада комиссии о расследовании причин авиакатастрофы «Боинга», делают всё для назначения «виновного», которому приписывают «преступление». Кто может стать этим «виновным», догадаться нетрудно: ведь в пятёрку «заинтересованных» стран входит Украина. Стало быть, «преступник» один — Россия, поддерживающая «сепаратистов», якобы сбивших пассажирский «Боинг». Ожидаемое вето Москвы на голосовании нужно было Украине (вернее, Западу) для того, чтобы заявить: вот видите, они не хотят наказывать виновных, потому что они и есть виновные. Яценюк неспроста сказал, что вето РФ является «убедительным доказательством вины российских террористов и Кремля и прямой связи с убийством невинных людей».
Вот и всё. Осталось лишь изыскать извилистый международный способ для «наказания виновных».
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru
Вас заинтересует
Трибунал по "Боингу": миссия выполнима?
Игорь Стрелков: Ополченцы не будут мешать работе комиссии по расследованию причин падения Boeing 777
Приведёт ли к желаемому эффекту "некоторая поддержка" проекта российской резолюции по Украине?
Сирия на Украину не меняется
Президент земного шара решил наказать Россию