Звучали даже заявления, что армия до 2015 года не будет закупать ничего отечественного. Создавалось впечатление, что тогдашних чиновник МО не интересовало, как будет выживать российская оборонка и выживет ли она вообще. Зато развернули необычную активность на "западном направлении". Кроме IVECO LMV, в ВДВ стали "сватать" давно уже устаревшие ИВЕКО VM 90. Сообщалось, что "Рысями" будут оснащены не только спецназ ВДВ, но и целые десантно-штурмовые бригады, а также разведывательные подразделения сухопутных войск.
В Российскую армию поставлялись машины, на которых не были устранены выявленные в Афганистане недостатки
Начались массовые закупки иностранного снайперского оружия. На испытания были взяты колесные истребители танков "Centauro" и БМП "Freccia". Якобы, эту технику брали лишь для ознакомления, но, тем не менее, в СМИ просачивалась информация о том, что готовится закупка лицензии на производство итальянских машин на отечественных предприятиях.
Правда, скептики шутили, что и с "Centauro", наверняка, повторится то же самое, что было с "Рысями": дадут звучное русское название, а потом все ограничится отверточной сборкой присланных из зарубежа машинокомплектов и прикручиванием табличек с этими самыми русскими названиями. Ничего своего не будет.
Элементы ходовой части. На некоторых деталях видна ржавчина
Также, по некоторым данным, вместе с французами начались работы по модернизации моторно-трансмиссионного отделения танка Т-72, ходили слухи об итальянском двигателе для танка "Армата". Звучали заявления о возможном обращении к Франции с просьбой поставить самоходки CAESAR и к финнам - о желании обзавестись 500 бронетранспортерами "Patria". Плюс, конечно же, самый громкий и бесславно закончившийся проект сотрудничества - УДК "Mistral".
Все эти хитроумные маневры, надо сказать, очень часто встречали одобрение тех, кто симпатизировал реформаторам в оборонном ведомстве. Дескать, "отечественная оборонка ничего конкурентоспособного создать не может", а Запад - нам друг, и ничего зазорного нет в том, что в войска массово пойдет техника "дружественного" блока НАТО.
Внутри машина очень тесная
Создавалось впечатление, что в оборонном ведомстве совершенно не предполагали, что может случиться осложнение отношений с Европой и США, что может произойти кризис на Украине или в другом месте, где столкнутся интересы НАТО и России.
Есть мнения, что в то время ожидали резкого обострения обстановки в бывшей советской Средней Азии, после начала вывода из Афганистана сил западной коалиции. А возможный военный конфликт в данном регионе виделся как повторение происходившего там с 2001 года. Вот и для борьбы с Талибаном уже в Таджикистане, Киргизии и должны были массово понадобиться IVECO LMV, "Centauro", CAESAR и прочие западные "игрушки".
Место водителя
Но, похоже, наши стратеги просчитались, обстановка в Средней Азии пока относительно стабильна, Талибан погряз в разборках с еще более кровожадными террористами. Но беда пришла, как всегда, откуда не ждали. Отношения с Западом обострились практически до состояния холодной войны. Можно было бы только представить, каков был уровень боеготовности соединений, массово перешедших на западную технику, сколько сотен машин иностранного производства в настоящее время стояли бы в парках без запасных частей. Хорошо, что коллектив УВЗ сумел-таки "пробить" бюджетный модернизированный вариант Т-72, а Арзамас - свой БТР-82А.
Надо отдать должное нынешнему руководству Министерства Обороны, которое с самого начала сумело наладить отношения с отечественной оборонной промышленностью. В результате сейчас мы имеем достаточно боеспособные войска, а не "силы для проведения полицейских и миротворческих операций на среднеазиатском театре военных действий". Хотя работы предстоит еще много: столько успели наворотить господа-реформаторы.
Вас заинтересует
Зачем России «Кентавры
РФ купит 10 бронемашин Iveco и получит технологии для их производства
Министерство обороны отказывается от «Рыси
Российские танковые войска: возрождение после упадка?
Новые БРЭМ Centauro VCREC для испанской армии