В экономическом сегменте зарубежной прессы существенно реже стали появляться материалы, в которых авторы рассуждают о том, через какой промежуток времени «российская экономика рухнет после исчерпания средств резервных накоплений». Ещё в начале текущего года размышления часто сводились к тому, что, дескать, осталось подождать совсем немного до того момента, когда Россия разбазарит как средства Резервного фонда (РзФ), так и средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), проест и пропьёт золотой запас. Мол, санкции и падение цен на нефть сделают всё, для того чтобы «кровавый режим пал». Теперь же о подобных ожиданиях либо не говорят вовсе, либо высказываются с большей осторожностью. В чём же основные причины такой сдержанности? Собственные проблемы? Не только.
Вот
http://delta-electronics.com.ua/.
Чтобы в этом разобраться, необходимо обратиться к информации Минфина России об упомянутых фондах и объёмах их содержимого, а также сравнить динамику этих объёмов с тем, что было во время предыдущего глобального экономического кризиса в 2008-2010 годах.
На 1 сентября 2015 года объёмы средств в Резервном фонде составляли почти 4,7 трлн. рублей (около 70,7 млрд. долларов), а это 6,4% к ВВП РФ. Если продолжать рассматривать средства фонда именно в долларовом эквиваленте, то $70,7 млрд. – это антирекорд с 1 января 2013 года. Среднее падение объёмов накоплений средств Резервного фонда за этот период, если основываться на всё тех же долларовых показателях, составило 16,8%. Но здесь есть свои нюансы, на которые нужно обратить особое внимание. На самом деле падение объёмов уровня накоплений в РзФ идёт не с января 2013 года, а с октября прошлого года, когда этот уровень достигал 91 млрд. долларов. Проценты падения – ещё выше, а потому, казалось бы, необходимо бить кувалдой по подвешенному рельсу и кричать благим матом, что «долларов в фонде не хватает». Но вот нужно ли…
Дело в том, что средства Резервного фонда хранятся в долларах, евро и фунтах стерлингов (это отдельная тема для обсуждения, и такая тема обсуждается достаточно часто с различной аргументацией «за» и «против»), но вот тратятся-то средства РзФ, если, конечно, доверять сводкам Минфина, в основном на внутрироссийские проекты. То есть тратятся не в долларах, а уже в рублях, и будет несколько неоправданно не упомянуть о динамике накоплений фонда уже в рублёвом эквиваленте. А эти накопления в связи с известной динамикой курса рубля с января 2013 года выросли более чем на 2 трлн. рублей. Сомнительный рост, который состоялся в основном за счёт роста курса доллара?.. Ну, почему же «сомнительный»? Рублёвый рост накоплений фактически безболезненно позволяет управлять дефицитом бюджета, несмотря на то, что на нагрузки на бюджет в связи с существенным падением цен на нефть и прочими экономическими трудностями для экономики РФ нешуточные. В таблице, опубликованной 1 сентября на
сайте Минфина, указывается на то, что средства Резервного фонда в последнее время направляются на финансирование бюджетного дефицита.
Кстати, за истекший период 2015 года Центробанк пополнил резерв в золоте примерно на 112 тонн. Это на 44% (!) выше показателей аналогичного периода прошлого года. Совокупные объёмы золотых запасов в международных резервах России выросли на 6%, достигнув отметки в 47,7 млрд. долларов.
На 1 сентября 2015 года объёмы средств в ФНБ составили $73,76 млрд. или 4,9 трлн. рублей (6,7% ВВП). В долларовом эквиваленте это антирекордный показатель с 2008 года. А вот если в рублёвом, то это один из лучших показателей за всю историю существования ФНБ. Больше средств в рублях на счетах фонда было в феврале 2015 года, что тоже объясняется курсом рубля по отношению к доллару. И тут, казалось бы, всё далеко от позитива. Но так ли уж и далеко? Ведь и средства Фонда национального благосостояния в последнее время активно направляются на поддержку стратегически важных для России компаний и повышение эффективности работы крупнейших российских банков в условиях сохраняющихся против них западных санкций.
Другими словами, если бы рублёвая масса не позволяла выделять достаточные объёмы средств для крупных банков страны, то банки попросту не смогли бы осуществлять кредитовать физических и юридических лица, а Центробанк вряд ли имел бы возможность вернуть ключевую ставку на относительно удобоваримый для ведения бизнеса уровень (всё равно высоковата планка, но уже не 17 же с лишним процентов). Средства из ФНБ направлялись в ВТБ, «Атомэнерго», РЖД и др. банки и компании. Вот только, к сожалению, нельзя сказать, что все без исключения компании, получившие средства из ФНБ, воспользовались этими средствами эффективно. Уход Владимира Якунина – показатель?
А теперь о сравнении темпов падения долларовой массы Резервного фонда с периодом предыдущего кризиса. С февраля 2008 года по февраль 2011 эти накопления сократились в 5 раз! От $125 (2008) в Резервном фонде осталось 25 (2011). Падение же объёмов «долларовых» средств РзФ за 20 месяцев (с 2013 года) составило, как уже отмечалось, 16,8%. Не нужно прибегать к элементам высшей математики, чтобы понять, что резервную кубышку «палят» совсем не так активно, как это было 7-8 лет назад.
Да и почему, собственно, «палят»? Это совсем не тот термин, который стоит применять сегодня. Критиковать так называемый экономический сегмент российских властей можно по целой уйме поводов, но не в случае с расходованием средств «кубышки». Эти средства не палят исключительно на поддержание курса рубля на докризисном уровне, как это пытались делать в 2008-2009, эти средства, по крайней мере, официально, расходуют на иные нужды. Конечно, хотелось бы видеть более интенсивные вложения государственный сбережений в реальный сектор экономики, в рост отечественных производственных мощностей. Но ведь при великом соблазне взять и потратить все резервные накопления в складывающейся ситуации велик риск удовлетворить те самые чаяния «друзей», которые так хотят обнуления российских резервов для того чтобы взять Россию, что называется, голыми руками без оглядки даже на существование у страны ядерного щита и мощной армии.
Так ведь уже было – голыми руками нас действительно брали. А точнее – сами вручали себя «друзьям» ещё и в подарочной обёртке. При этом многие сограждане ещё и радовались обмену мощнейшего государства с колоссальными богатствами и потенциалами на «свободу», проповедуемую всевозможными «голосами Америки». Есть такие сограждане, готовые в очередной раз порадоваться за аналогичный обмен, и сегодня…
Тогда – в, прости господи, постперестроечные годы средства уже не шли ни на инвестиции в инфраструктурные проекты, ни на поддержание курса валюты, ни на стабилизацию оглушительной инфляционной динамики. Всем просто объявили, что средств, мол, ни на что у страны нет, так как страну «обокрали проклятые коммуняки»… И ведь большинство же поверило…
Хочется думать, что уроки 90-х (включая 1998-й) вместе с уроками 2008-2010 всё же выучены, и резервные средства не будут ни «кудринской» «священной коровой», ни объектом инициатив в стиле «всё потратить, чтобы хоть недельку пожить как люди», а превратятся в полноценный элемент российской безопасности и суверенитета с планомерным вложением как в банковский, так и в реальный сектора экономики. В общем, хочется надеяться на то, что обойдётся без фанатизма в обе стороны, и тогда это будет по-настоящему бесценный опыт.
Вас заинтересует
Распространение кризиса по ЕАЭС. Получаем, расписываемся?..
Фактор кубышки
Анатолий Чубайс: дайте "Роснано" 100 миллиардов
Россию ростом доллара и евро пытаются взять на испуг
По объему военных расходов в 2009 году Россия заняла 7 место в мире