В Булонском лагере днем и ночью кипела работа. Тысячи людей напряженно работали над сооружением новых кораблей, транспортных судов, десантных барж. Всё, что могло держаться на воде, было мобилизовано. С 1803 по 1805 годы армия Наполеона в 180-200 тыс. человек, т. н. Английская армия, была собрана и прошла подготовку в лагерях в Булони, Брюгге и Монтрее. Лучшие французские полководцы — Ней, Даву, Сульт, Ланн, Мармон, Ожеро, Мюрат, — командовали корпусами, которые должны были начать наступление в Англии. Была построена целая флотилия транспортов и гребных судов, которые были размещены во французских портах на побережье Ла-Манша и Нидерландах. Вся Европа с большим вниманием следила за приготовлениями французов.
План Наполеона одновременно казался реальным и невыполнимым. Британия казалась вполне досягаемой. От Франции её отделяет только узкий пролив. У Англии не было сильной армии способной противостоять войскам Наполеона. У Англии не было прославленных полководцев, как у Франции. По сути, Лондон не мог противостоять французской армии на своей территории. Сам Наполеон предвкушал быструю победу. «Мне нужны только три ночи тумана — и я буду господином Лондона, парламента, Английского банка», — говорил он. Туманная ночь и французская армия совершит бросок через Ла-Манш и Лондон будет поставлен на колени. Однако, с другой стороны, многое зависело от флота. Англичане имели преимущество в военно-морских силах.
Сами англичане боялись десантной армии Наполеона. Уже позднее, когда десант не состоялся, многие стали осмеивать планы Наполеона о высадке армии в Англию. Но с конца 1803 г. и особенно в 1804 г. англичанам уже было не до смеха. Англия не переживала такого страха со времени, когда ждали прихода испанской Непобедимой армады в 1588 г. Британское правительство получало самые тревожные известия о грандиозном размахе приготовлений Наполеона. Первоклассная громадная, превосходно экипированная армия стояла в Булони и ждала тумана на Ла-Манше и сигнала к посадке на суда. Британцы помнили, что Наполеон в 1798 г. смог ускользнуть с большой эскадрой и большой армией от британского флота, который гонялся за французами по всему Средиземному морю, благополучно высадить десант в Египте, а по пути ещё и захватить Мальту. Такого человека стоило опасаться.
Осмотр войск в Булони
Поэтому Англия активно готовилась к отражению десанта. Формировали войска, вроде народного ополчения. В районах, располагавшихся ближе всех к Франции, были построены новые укрепления, а существующие были завершены или улучшены. На южном побережье Англии были построены так называемые «Башни Мартелло». Так называли круглые каменные укрепления.
Во время революционных войн англичане во главе с адмиралом Джоном Муром напоролись на большие трудности при взятии генуэзской башни на корсиканском мысе Мартелла. Засевший в укреплении гарнизон долгое время не подпускал численно превосходившего противника к лежащему чуть ниже городу Сен-Флоран. Боевой потенциал башни Мартелла произвел такое впечатление на британское командование, что на случай вторжения французских войск было принято решение строить подобные сооружения по берегам всех британских владений, как в метрополии, так и в колониях. Стандартная башня имела два этажа и достигала высоты 40 футов (12 метров). В ней размещался небольшой гарнизон до 25 солдат во главе с офицером. Сложенные из толстых каменных блоков стены были устойчивы к артиллерийскому огню. На плоской крыше размещали пушку, которая была способна вращаться на 360 градусов. Некоторые башни были окружены рвом. Кроме того, британские эскадры начали усиленную блокаду французских и испанских флотов, без которых было невозможно успешное осуществление плана Наполеона.
Башня Мартелло на восточном побережье Англии
Одновременно Лондон, не щадя золото, активно сколачивал антифранцузскую коалицию европейских держав. Европейские державы должны были атаковать Францию с востока и предотвратить этим вторжение Наполеона в Англию. Однако дело затягивалось. Австрия потерпела в прежней войне страшное поражение, много потеряла и, хотя хотела отомстить, но боялась. Прусский король колебался. Пруссия была обеспокоена усилением Франции на Рейне, но не хотела воевать. Россия ещё не определила свою позицию.
Осталась ещё одна мера — устранить самого Наполеона. Лондон приютил французских роялистов и они мечтали убить Наполеона. Однако организовать «апоплексический удар», который постиг русского царя в его спальне, во Франции было намного сложнее. При дворе Наполеона не было ни раздраженных гвардейских офицеров, ни ненавидевших первого консула высокопоставленных вельмож, которые могли устранить из охраны верных офицеров и солдат. Поэтому для покушения на Наполеона пришлось использовать фанатичного роялиста, вождя шуанов и бретонских повстанцев Жожа Кадудаля.
Бретонский фанатик должен был устранить первого консула, т. е. внезапно напасть на него в сопровождении нескольких вооруженных людей, когда он будет кататься верхом один около своего загородного дворца в Мальмезоне, увезти его и убить. Жорж Кадудаль был полностью предан своему делу и спокойно пошёл на «дело», так как видел в Наполеоне главное препятствие, которое мешало законному королю, Людовику Бурбону, сесть на престол Франции. В августе Кадудаль и его товарищи были высажены английским кораблем на берегу Нормандии и тотчас же направились в Париж. Имелись люди, деньги, связи в столице, тайные адреса и безопасные убежища.
Заговорщики планировали установить связь с человеком, который после устранения Наполеона возьмёт в свои руки власть и пригласит на престол Бурбонов. Такого человека роялисты и британцы наметили в лице популярного в армии и народе генерала Моро, а посредником в сношениях между Моро и Кадудалем стал другой генерал — Пишегрю, который был сослан в Гвиану, но сумел бежать оттуда и проживал нелегально в Париже. Моро ненавидел Наполеона, но не желал служить Бурбонам и сомневался. Однако он узнал о заговоре и не донес.
Пока шли переговоры, полиция выслеживала и доносила первому консулу о положении дел. 15 февраля 1804 г. генерал Моро был арестован у себя на квартире, а спустя восемь дней ночью был арестован и Пишегрю. Затем были арестованы братья князи Полиньяки и маркиз де Ривьер, они были адъютантами графа д’Артуа, брата короля. Генерал Мюрат был назначен военным губернатором Парижа. Кадудаля взяли позже — в марте и в июне 1804 г. казнили. Моро выслали из Франции.
Наполеон был в ярости от этого англо-роялистского заговора. Он решил нанести ответный удар, поставить Бурбонов на место. Со времени первых арестов все обвиняемые, кто давал показания, единодушно говорили, что во Францию к моменту покушения должен был прибыть кто-то из членов королевского дома. Тут стало известно, что принц находится в герцогстве Баденском. Это был не д’Артуа, как все думали, а Луи-Антуан де Бурбон-Конде, герцог Энгиенский, один из младших членов королевской семьи. В результате Наполеон приказал арестовать и предать суду герцога.
В ночь с 14 на 15 марта 1804 г. отряд французской конной жандармерии вторгся на территорию Бадена, арестовал герцога Энгиенского и увез его немедленно во Францию. 20 марта герцог уже был привезен в Париж и заключен в Венсенский замок. Вечером 20 марта собрался в Венсенском замке военный суд. Герцога Энгиенского обвинили в том, что он получал деньги от Англии и воевал против Франции. В три часа ночи без четверти он был приговорен к смертной казни. В 3 часа ночи герцог Энгиенский был выведен в Венсенский ров и здесь расстрелян.
Надо сказать, что есть мнение, что гибель герцога была хорошо организованной провокацией. Наполеон просто не успел помиловать герцога, ему не дали этого сделать. Гибель принца вызвала гнев всей монархической, феодальной Европы. Ведь он был членом королевской семьи, представителем высшей аристократии. Это был удар по всей монархической Европе, который сильно облегчил Англии процесс по сколачиванию антифранцузской коалиции.
Так в Петербурге возмущение и негодование высшего света были беспредельны, хотя герцог Энгиенский не имел никакого отношения к национальным интересам Российской империи. Министр иностранных дел Российской империи Адам Чарторыйский подготовил декларацию, в которой правительство Франции называлось «вертепом разбойников». Однако ноту не послали, Россия ещё не была готова к войне. Но месяц спустя Петербург потребовал в резкой форме объяснений по поводу произведенного убийства.
Тогда Наполеон ответил вежливо, но со скрытым смыслом: «Жалоба, предъявляемая ныне Россией, побуждает задать вопрос: если бы стало известным, что люди подстрекаемые Англией, подготавливают убийство Павла и находятся на расстоянии мили от русской границы, разве не поспешили бы ими овладеть?» Это был меткий и сильный удар. Официальный Петербург, где о погибшем царе надлежало говорить со скорбным благоговением и горестно произносили непонятное простым людям иностранное слово «апоплексия», всё, казалось, объяснявшее и скрывавшее, прямо спросили об убийстве императора Павла. Ведь Александр был в курсе заговора и не донес отцу о нём. Кроме того, после восшествия на престол молодой император Александр не наказал убийц отца, хотя они не бежали за границу и спокойно жили в Петербурге.
Этого Александр не простил Наполеону. Так, личные мотивы, эмоции, умело возбуждаемые из Англии, привели к тому, что о непобедимом союзе Франции, Пруссии и России более не вспоминали. Скорее наоборот, теперь вырисовывалась иная, антифранцузская коалиция — Англия, Австрия и Россия.
При этом Наполеон бросает вызов англосаксонской части западного проекта. Он решает, после трех королевских династий — Меровингов, Каролингов и Капетингов (с их двумя нисходящими линиями — Валуа и Бурбонов), установить «четвертую династию» -Бонапартов. Республика, существовавшая с 10 августа 1792 г., должна была снова обратиться в монархию. При этом Наполеон решил не носить королевский титул подобно предыдущим династиям, а принять титул императора, полученный впервые Карлом Великим после коронации его в 800 г. Наполеон открыто заявлял, что подобно Карлу Великому он будет императором Запада и что он принимает наследство не прежних французских королей, а наследство императора Карла Великого.
Однако и Карл лишь пытался воскресить и продолжить другую империю — Римскую, которая заложила основы западной цивилизации. Таким образом, Наполеон хотел себя считать наследником и преемником не только империи Карла, но и Римской империи, объединителем стран западной цивилизации. То есть Наполеон Бонапарт хотел возглавить всю западную цивилизацию. При этом во главе Запада становилась романская ветвь западной элиты, а не англосаксонская. Это был вызов Англии и всем противникам Наполеона.
18 апреля 1804 г. сенат вынес постановление, дающее первому консулу, Наполеону Бонапарту, титул наследственного императора французов. Но Наполеону этого была мало. Необходима была символическая преемственность между Карлом и Наполеоном, между Римом и Парижем. Наполеон пожелал, чтобы римский папа лично участвовал в его предстоящей коронации, как это было сделано за тысячу лет до него, в 800 г., с Карлом Великим. При этом Наполеон решил внести при этом некоторую, но довольно важную поправку: Карл Великий сам поехал для своего коронования к папе в Рим, а Наполеон пожелал, чтобы римский папа приехал к нему в Париж. Папа Пий VII вынужден был повиноваться. Рим находился под постоянной угрозой со стороны стоявших в Северной и Средней Италии французских войск.
2 декабря 1804 г. в соборе Нотр-Дам в Париже произошло торжественное венчание и помазание на царство Наполеона. Надо сказать, что в центральный акт коронации новый французский император внес совершенно неожиданное для папы и вопреки предварительному постановлению церемониала символическое изменение. Когда в торжественный момент папа Пий VII стал поднимать большую императорскую корону, чтобы надеть ее на голову Наполеона, подобно тому как за десять столетий до того предшественник Пия VII на престоле св. Петра надел эту корону на голову Карла, — Наполеон внезапно выхватил корону из рук папы и сам надел ее себе на голову. А затем сам возложил другую корону на свою жену. Наполеон не пожелал принимать корону из чьих бы то ни было рук, кроме своих собственных. Он был вынужден считаться с церковной организацией, с властью, которой подчинились миллиону людей по всему миру, но он её не уважал. Наполеон смотрел церковников как на шаманов, как людей, которые сознательно эксплуатирует людскую глупость, действуя разными обрядами и манипуляциями в церкви и вне церкви.
Тем временем всё было готово к десанту в Англию. В феврале и марте 1804 г. Наполеон уделял исключительное внимание подготовке операции. Десантная армия была готова. Было подготовлено около двух с половиной тысяч транспортных судов. Лондон охватила тревога.
Коронация Наполеона в соборе Нотр-Дам 2 декабря 1804. Наполеон коронует Жозефину
Продолжение следует…
Вас заинтересует
Как Россия разгромила Швецию и присоединила Финляндию
«Я выиграл сражение одними маршами
Англия против России. Втягивание в войну с Францией
Крушение империи Наполеона
через Березины впредь до Немана. Изгнание французских войск с России