Следует отметить, что доспехи известных мастеров могли стоить очень крупных денег, иногда целых состояний. В качестве примера можно привести одну запись из расходной книги испанского двора за 1550 г.: «Кольману, аугсбургскому броннику — 2000 дукатов в счет 3000 за сделанный доспех» [Etat de dpenses de la maison de don Philippe d’Autruche (1549-1551) // Gazettedes Beaux&Arts. 1869. Vol. 1. Р. 86-87]. Дукат в Испании XVI в. — золотая монета весом примерно 3,5 г, т.е. 3000 дукатов в перерасчете на вес — это чуть больше 10 кг золота высокой пробы. А, например, хорошая броня для турнира аугсбургского мастера XVI в. Антона Пеффенгаузера стоила не менее 200-300 талеров, в то время как обычные массовые доспехи для рядового солдата стоили не больше 6-10 талеров. Талер (или рейхсталер) в Священной Римской империи XVI в. — серебряная монета весом 29,23 г (с 1566 г.), т.е. 300 талеров в перерасчете на вес — это приблизительно 8,8 кг серебра.
Стать мастером было совсем не просто. В каждом из перечисленных выше городов существовал целый ряд крупных неспециализированных мастерских, принадлежавших известным семьям, занимающимся производством вооружения. Между ними шла постоянная конкуренция, при этом изготовители оружия и доспехов были обязаны строжайшим образом выполнять требования устава городской гильдий оружейников. Гильдией осуществлялись не только регулярные проверки качества продукции перед продажей, но и велся постоянный контроль за тем, как проходит обучение учеников и подмастерьев. Цеховая гильдия назначала специальную комиссию (несколько лучших мастеров из разных семей) для контроля за качеством продукции. Она ставила клеймо города на тех частях доспехов, которые прошли проверку. Поэтому на большинстве доспехов и оружия того времени стоят 2 клейма — города и мастера.
Клеймо мастера Валентина Зибенбюргера (нем. Valentin Siebenburger, 1510-1564) в виде шлема с буквами "V" и "S" и клеймо города Нюрнберга (справа) на нагрудной части кирасы из доспеха, сделанного для бранденбургского курфюрста Иоахима I Нестора или Иоахима II Гектора
Вверху: клеймо мастера Кунца (Конрада) Лохнера (нем. Kunz (Konrad) Lochner, 1510-1567) в виде фигуры льва, стоящего на задних лапах. Внизу: клеймо мастера Лохнера (слева) и клеймо г. Нюрнберга
Иногда мастера вставляли свои инициалы в орнамент при украшении доспехов (как правило, на видном месте).
Инициалы "S" и "R" мастера Стефана Рормосера (Stefan Rormoser, ?-1565) из Инсбрука на задней стороне шлема из доспеха, сделанного для герцога Штирии Франса фон Тюффенбаха
Гильдия была влиятельной структурой, и мастера подчинялись установленным правилам. Но не все и не всегда. Были мастера, которые не желали принимать их во внимание. Так, нюрнбергский мастер Антон Пеффенгаузер, известный своими изящными и высокохудожественными доспехами, не успевал к установленному сроку выполнить крупный государственный заказ. И тогда он начал через посредников закупать готовые доспехи у других мастеров и перебивать на них клейма. Это не являлось преступлением, но противоречило уставу гильдии. Об этом стало известно. Но мастер имел настолько большой вес в обществе, что гильдия при всем желании не могла его наказать.
Ученики должны были обучаться изготовлять доспехи от начала и до конца. Обучение занимало, например, в Аугсбурге или Нюрнберге, четыре года, а потом они работали еще столько же, но как наемные подмастерья, и лишь затем становились квалифицированными мастерами. Экзаменовали их ежегодно и выдавали при этом лицензию на изготовление определенной части доспехов. Обучение было долгим и дорогим, поэтому большинство учеников заканчивало свою подготовку, научившись делать лишь две-три детали, что вело к узкой специализации. Количество учеников и подмастерьев у конкретного мастера ограничивалось. Например, в Нюрнберге цеховым мастерам было разрешено иметь только двух подмастерьев, а с 1507 г. их количество разрешили увеличить до четырех и одного ученика.
В результате цеховых ограничений мастерским, которые были очень маленькие и специализированные, приходилось сотрудничать друг с другом. Тем не менее, часто это было не временное партнерство, а скорее постоянное. Браки среди семей, занимавшихся вооружением, и династическое наследование мастерских были обычным явлением. Опыт совместной работы вел к сплоченности мастерских и отстаивании общецеховых интересов. К тому же специализация труда также способствовало массовому производству, поэтому доспехи делали относительно быстро — изготовление хороших полных доспехов без украшений занимало, в среднем, не более 2,5-3 месяцев. На изготовление дорогих с гравировкой могло уйти и полгода.
Гравировкой, как правило, занимались другие мастера, специализировавшиеся на этом, которые сами разрабатывали дизайн или работали по утвержденному мастером у заказчика. Но этот вид декорирования был достаточно редким и очень дорогим. Намного более широко распространенной техникой в XVI в. было травление кислотой. Как правило, эту работу тоже выполнял не мастер-доспешник.
Помпео делла Кьеза (Милан)
В последней четверти XVI в. Северная Италия стала одним из производителей изысканных декорированных доспехов, отличавшихся высокохудожественной гравировкой, выполненной в стиле богатых итальянских тканей (итал. i motivi a tessuto). Такие доспехи, изготовленные в технике чернения и золочения, были покрыты узорами, напоминавшими лучшие текстильные образцы. Пальмовые ветви, военная арматура, трофеи с элементами оружия искусно сочетались с выгравированными орнаментами, изображениями аллегорических фигур и мифологических персонажей античности, гербов и девизов.
Одним из крупнейших европейских мастеров защитного вооружения был выдающийся миланский оружейник Помпео делла Кьеза или Чиезе (итал. Pompeo della Cesa). Среди его заказчиков были влиятельные представители знати: испанский король Филипп II Габсбург, герцог Пармы и Пьяченцы Александро Фернезе, мантуанский герцог Винченцо I Гонзага, великий герцог тосканский Франческо I Медичи, князь-епископ Зальцбурга Вольф Дитрих фон Райтенау, феррарский герцог Карло Джезуальдо да Веноса и многие другие. Сделанные им доспехи никогда не спутаешь с работами других мастеров.
Неизвестно, где и когда он родился, нет точных данных и о годах его деятельности. Первое документальное упоминание о мастере Помпео делла Кьеза относится к 1571 г. и содержится в сохранившемся письме одного из его заказчиков — герцога Эммануэля Филиберта Савойского. По некоторым сведениям, с 1593 г. Помпео, будучи уже престарелым человеком, сам не работал над заказами, но по-прежнему контролировал работу своей мастерской, в которой трудились его ученики [Fliegel St. Arms & Armor: The Cleveland Museum of Art. Harry N Abrams, 1999. P. 94.].
Мастерская оружейника находилась не в самом городе, а в резиденции миланских герцогов — замке Сфорца (итал. Castello Sforzesco), что несомненно говорило о высоком положении мастера. Замок сохранился до наших дней и считается прообразом некоторых архитектурных форм московского Кремля.
Главная башня замка Сфорца в Милане
Мастер подписывал свои доспехи монограммой POMPEO, POMPE или POMP. Как правило, эта монограмма вписывалась в картуш с каким-либо изображением или гербом на одной из центральных деталей доспеха (например, кирасе). На некоторых поздних доспехах вместо монограммы стоит клеймо Maestro dal Castello Sforzesco (в виде трехбашенного замка), т.е. мастера из замка Сфорца, где еще, как минимум, с начала XIV в. была оружейная мастерская.
Полудоспех Помпео делла Кьеза. Около 1590 г.
Клеймо Maestro dal Castello Sforzesco
Ведьма летящая на драконе
Другой полудоспех мастера того же периода
В настоящее время известно около трех десятков доспехов, изготовленных Помпео делла Кьеза, сохранившихся полностью или частично. Оружиеведы Б. Томас и О. Гамкбер выявили и описали двадцать четыре доспеха работы Помпео [Thomas B., Camber O. L’arte milanese dell’armatura // Storia di Milano. Milano, 1958. T. XI. P. 697-841]. Плюс еще 6 в различных коллекциях, включая один, частично сохранившийся, в России (Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге).
Хельмшмидты (Аугсбург)
Крупнейшими центрами по производству защитного вооружения в средних веках и в ранее Новое время были южногерманские города Аугсбург и Нюрнберг. Среди аугсбургских оружейников особое место занимает семейство Кольманов (нем. Colman), получивших прозвище Хельмшмидтов (нем. Helmschmidt; буквально «шлемные кузнецы»).
Клеймо мастера Хельмшмидта (турнирный шлем со звездой). Слева — клеймо города Аугсбурга (шишка хвойного дерева пинии)
Семейное дело основал Георг Кольман (ум. 1495/1496). Ему наследовал сын — Лоренц Кольман (1450/1451-1516), он работал на императора Фридриха III, а 1491 г. был назначен придворным доспешником императора Максимилиана I. Считается, что именно он в 1480 г. изобрел «гарнитур» — набор взаимозаменяемых элементов, которые в разных комбинациях образовывали доспехи с различными функциями: для войны или турнира, для конной схватки или пешего боя. В 1490 г. Лоренц участвовал в разработке знаменитого элегантного стиля, получившего позднее у специалистов название «максимилиановского» [Idem. Helmschmied Lorenz // Neue Deutsche Biographie. Bd. 8. S. 506].
Полный готический доспех императора Максимилиана I. Мастер Лоренц Кольман из Аугсбурга. Около 1491 г. Музей истории искусств, Вена
Его сын Коломан Кольман (1470/1471-1532) наряду с остальными членами семьи принял фамилию Хельмшмидт. Несмотря на то что внук Максимилиана — император Карл V — неоднократно приглашал Коломана для работы в Испанию, многочисленные заказы, которыми засыпали его на родине, мешали оружейнику покинуть Аугсбург. В 1525 г. Коломан, по всей видимости, процветал, поскольку купил дом у вдовы гравера Томаса Бургмайра. География его клиентуры простиралась до Италии. В 1511 г. он написал письмо маркизе Франческе Мантуанской, в котором поделился своими мыслями по созданию конских доспехов, которые закрывали бы голову, корпус и ноги лошади.
Мастер Коломан Хельмшмидт и его жена Агнесса Брей. 1500-1505 гг.
Изделия, несущие на себе клеймо Коломана Кольмана или приписываемые ему на основании документальных свидетельств, можно увидеть в музеях Вены, Мадрида, Дрездена и в Собрании Уоллеса.
Наибольшее количество сохранившихся до наших дней доспехов этих оружейников сделаны Дезидериусом Хельмшмидтом (1513-1578). В 1532 г. он унаследовал мастерские в Аугсбурге, которые его отец делил с семьей Бургмайр. Сначала Дезидериус работал вместе с оружейником Лутценбергером, который женился на мачехе Дезидериуса в 1545 г. В 1550 г. он стал членом городского совета Аугсбурга, а в 1556 г. — придворным оружейником Карла V. Впоследствии он служил на этом же посту у императора Максимилиана II.
Полный доспех мастера Дезидериуса Хельмшмитда из Аугсбурга. Вес 21 кг. Около 1552 г.
Один из самых известных доспехов его работы находится в музее Real Armer
Вас заинтересует
До-мару, харамаки и хараатэ – доспехи для тех, кто победнее…
Рапира, инкрустированная серебром (начало XVII в.)
Развитие доспехов в средние века в Западной Европе
Миланский доспех мастера Помпео делла Чиеза конца XVI в.
Доспехи- Шлемы.15-17 век