Насколько уникальными средствами РЭБ обладает российская армия?
За последнее время российские средства радиоэлектронной борьбы приобрели ореол некоего супероружия, способного, по мнению обывателей, только одним своим включением вызвать панику у вероятного противника.
Началось все с описанного практически во всех российских средствах массовой информации облета фронтовым бомбардировщиком Су-24 американского эсминца «Дональд Кук», в ходе которого российский самолет якобы применил новейший комплекс «Хибины». Его воздействие на радиоэлектронные устройства корабля вызвали чуть ли не панику, приведшую к массовому увольнению матросов и офицеров с «Кука». Позже в Интернете появилась фотография якобы памятной монеты (по другим данным – медали), отмечающей этот исторический облет, причем с задней стороны изделия было написано «Урок миролюбия».
Зачем «Хибины» съели «Кука»?Не успела затихнуть история «Дональда Кука», как 4 августа нынешнего года блог defensenews.com опубликовал статью Electronic Warfare: What US Army Can Learn From Ukraine («Радиоэлектронная борьба: какие уроки армия США может извлечь из украинского конфликта») автора Joe Gould (Джо Гульд), где утверждается, что российские Вооруженные Силы совершили значительный рывок в области не только создания средств радиоэлектронной борьбы, но и их применения, что демонстрирует, по мнению автора, наметившееся отставание в этом вопросе американских военных.
Нельзя забывать, что один из ведущих разработчиков и производителей российских средств радиоэлектронной борьбы – Концерн радиоэлектронных технологий (КРЭТ) в настоящее время ведет агрессивную пиар-кампанию, поддерживающую свою продукцию. Достаточно вспомнить, что в средствах массовой информации все чаще и чаще звучат заголовки: «КРЭТ представил уникальную глушилку для самолетов ДРЛО», «Комплекс помех надежно защитит войска от огня вражеской артиллерии» и тому подобные.
Благодаря такой популярности РЭБ уже не только отраслевые издания, но даже общественно-политические СМИ сообщают о том, что на вооружение Российской армии поступают станции радиоэлектронного противодействия «Красуха-2», «Красуха-4», «Рычаг», «Инфауна»... И если честно, в этом потоке названий разобраться достаточно сложно даже специалисту.
Но насколько эффективны российские средства радиоэлектронной борьбы, что они собой представляют и как примерно организуется РЭБ? Попробуем ответить на эти вопросы.
РЭБ в приоритетеО том, что военно-политическое руководство России уделяет пристальное внимание развитию средств радиоэлектронной борьбы, говорит следующий факт: еще в апреле 2009 года в Вооруженных Силах появилась 15-я отдельная бригада радиоэлектронной борьбы (Верховного главного командования). Примечательно, что по одним данным – помимо 15-й обр РЭБ в ВС РФ есть еще только две бригады, носящие наименование Верховного главного командования (инженерная и РХБЗ), а по другим данным – такая бригада ВГК пока единственная в Российской армии.
В настоящее время ранее базировавшаяся в городе Новомосковске Тульской области и получившая в соответствии с указом президента в апреле 2009 года Боевое знамя 15-я бригада переехала в Тулу. Следует отметить, что данное соединение оснащено самыми современными средствами радиоэлектронной борьбы, в том числе пока остающимися секретными станциями подавления линий связи «Мурманск-БН» и комплексом аэродинамических забрасываемых источников помех «Леер-3».
Помимо бригады Верховного главного командования с 2009 года в каждом военном округе сформированы отдельные центры радиоэлектронной борьбы. Правда, большинство из них в настоящее время переформированы в отдельные бригады радиоэлектронной борьбы. Исключение составляет только недавно сформированный в Крыму центр РЭБ, подчиненный командованию Черноморского флота.
Кроме бригад, в каждом округе есть еще и отдельные батальоны, к примеру, подчиняющийся командованию Центрального военного округа и базирующийся в городе Энгельсе Саратовской области отдельный батальон РЭБ. Следует отметить, что, вероятнее всего, задача таких батальонов – прикрытие особо важных гражданских и военных объектов.
В состав бригад и центров РЭБ входят стратегические батальоны, оснащенные уже упомянутыми выше «Мурмансками», а также тактические – с комплексами «Инфауна» на базе БТР, станции помех Р-330Ж «Житель» и Р-934. Помимо двух батальонов в бригадах и центрах есть и отдельные роты – одна оснащенная так называемыми самолетными средствами, то есть комплексами «Красуха-2» и «Красуха-4», и рота с уже упомянутыми выше «Леерами-3».
Современные средства радиоэлектронной борьбы получают и недавно созданные Воздушно-космические силы, в частности речь идет о таких изделиях, как устанавливаемые на фронтовые бомбардировщики Су-34 и ставшие за последнее время почти легендарными комплексы «Хибины», а также вертолеты Ми-8, оснащенные станциями «Рычаг». Кроме того, недавно авиационный парк ВВС России пополнился неким постановщиком помех на базе самолета Ил-18 – Ил-22 «Порубщик».
«Красуха», «Мурманск» и прочие секретыНаиболее засекреченной во всем арсенале российских средств РЭБ до недавнего времени была станция помех «Красуха-2», правда, в настоящее время пальма первенства в данной номинации перешла к станции подавления линий связи «Мурманск-БН», якобы способной заглушать более двух десятков частот на дальности до пяти тысяч километров. Однако достоверных подтверждений, что новейший комплекс имеет такие характеристики, нет.
Судя по имеющимся в отрытых источниках фотографиям «Мурманска» (несколько четырехосных грузовиков повышенной проходимости с многометровыми вышками), где помимо основных антенн видны характерные низкочастотные антенны-растяжки, можно предположить, что данный комплекс способен глушить сигналы в диапазоне от 200 до 500 МГц.
Главная проблема такого комплекса, вероятнее всего, заключается в том, что для достижения заявленной дальности сигнал должен отражаться от ионосферы и поэтому он сильно зависит от атмосферных возмущений, которые, несомненно, скажутся на работе «Мурманска».
На прошедшем в нынешнем году Московском авиационно-космическом салоне КРЭТ на статичной экспозиции официально представил комплекс, предназначенный для постановки помех самолетам дальнего радиолокационного обнаружения (в первую очередь американским Е-3 «АВАКС») 1Л269 «Красуха-2». Примечательно, что, по словам руководства концерна, данная станция может глушить «АВАКС» на дальности несколько сот километров.
В то же время «Красуха» продолжает линию развития разработанных еще в 80-е годы ростовским НИИ «Градиент» комплексов «Пелена» и «Пелена-1». В идеологии этих изделий заложено очень простое решение, предложенное в свое время руководителем «Градиента», а позже генеральным конструктором направления РЭБ в СССР Юрием Перуновым: сигнал станции помехи должен на 30 децибел превышать мощность сигнала, по которому ставится помеха.
Судя по имеющейся информации, подавить такую цель, как Е-3 «АВАКС», очень сложно, так как у его РЛС более 30 перестраиваемых частот, непрерывно меняющихся в процессе работы. Поэтому Юрий Перунов в свое время и предположил, что самым оптимальным решением будет подавление всей полосы узконаправленной мощной шумовой помехой.
Однако у такого решения есть и серьезные недостатки – помеха «Пелены»/«Красухи» закрывает только одно направление, а с учетом того, что самолет выполняет полет по маршруту, и воздействие станции на «АВАКС» будет достаточно ограниченно по времени. А если в районе станут действовать уже два самолета ДРЛО, то даже с учетом помех при совмещении данных операторы Е-3 все равно смогут получить нужную информацию.
Сильная шумовая помеха не только будет обнаружена средствами РТР вероятного противника, но и станет хорошей целью для противорадиолокационных ракет.
Все эти проблемы были известны разработчикам «Пелены» с самого начала, поэтому более современная «Красуха» стала высокомобильной, что позволяет ей быстро уйти из-под удара, а также своевременно выйти на выгодные позиции для нанесения электромагнитного поражения. Не исключено, что против самолетов ДРЛО будет действовать не одна, а несколько станций, постоянно меняющих позиции.
Но «Красуха-2» вовсе не такая универсальная машина, способная ставить помехи многочисленным РЛС, как принято считать. Она не может одновременно ставить помехи и Е-8 «АВАКС», и Е-2 «Хокай», поскольку для каждого типа самолета ДРЛО нужна будет своя станция помех, давящая только нужный диапазон частот, которые у РЛС самолетов ДРЛО сильно отличаются.
Примечательно, что работы по «Красухе-2» начались еще в далеком 1996 году и были завершены только в 2011-м.
Идеология «+30 ДцБ» используется еще в одной новейшей станции помех разработки ВНИИ «Градиент» – 1РЛ257 «Красуха-4», активно поставляющейся в настоящее время в бригады и отдельные батальоны РЭБ и предназначенной для подавления радиолокационных станций воздушного базирования, в том числе установленных не только на истребителях и истребителях-бомбардировщиках, но и на разведчиках Е-8 и У-2. Правда, есть сомнения в эффективности «Красухи» против радара ASARS-2, установленного на высотном У-2, так как, судя по имеющимся данным, его сигнал не только достаточно сложный, но еще и шумоподобный.
По мнению разработчиков и военных, в определенных условиях 1РЛ257 сможет ставить помехи даже головкам самонаведения ракет «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM, а также РЛС управления оружием зенитно-ракетных систем «Пэтриот».
Как и в случае с «Красухой-2», «Красуха-4» это не совсем оригинальное изделие, а продолжение линейки станций помех семейства СПН-30, работы по которым начались еще в конце 60-х годов. Новая станция использует не только идеологию старых «тридцаток», но и, несомненно, некоторые примененные в них технические решения. Работы по 1РЛ257 начаты в 1994 году и завершены в 2011-м.
Комплекс «Автобаза» также благодаря в первую очередь российским СМИ наряду с «Хибинами» стал в глазах обывателя неким супероружием, сбивающим помехами любой беспилотник. В частности, этому комплексу приписывается победа над американским БЛА RQ-170. В то же время сама «Автобаза», а также недавно принятый на вооружение Минобороны России комплекс «Москва» решают совершенно другие задачи – ведут радиотехническую разведку, выдают целеуказание комплекса радиоэлектронной борьбы и являются командным пунктом батальона (роты) РЭБ. Понятно, что к посадке американского БЛА в Иране «Автобаза» имела достаточно опосредованное отношение.
Поступающая в настоящее время в войска «Москва» является продолжением линейки комплекса управления и разведки, начало которой положил «Маузер-1», принятый на вооружение еще в 70-е годы. В состав нового комплекса входят две машины – станция разведки, обнаруживающая и классифицирующая типы излучения, их направление, мощность сигнала, а также пункт управления, откуда в автоматическом режиме передаются данные для подчиненных станций РЭБ.
По замыслу российских военных и разработчиков РЭБ «Москва» позволяет скрытно от противника определять обстановку и наносить внезапное радиоэлектронное поражение его силам и средствам. Но если радиотехническую разведку комплекс ведет в пассивном режиме, то команды управления он отправляет по каналам радиосвязи и противник в определенных условиях может их перехватить. В данном случае даже нет необходимости расшифровывать сигналы, достаточно обнаружить радиообмен и это вскроет наличие всего батальона (роты) РЭБ.
Онемевшие спутникиПомимо борьбы с авиационными средствами противника большое внимание российские разработчики средств РЭБ уделяют подавлению радиообмена противника, а также глушению сигналов GPS.
Наиболее известной глушилкой спутниковой навигации является комплекс Р-330Ж «Житель», разработанный и выпускающийся концерном «Созвездие». Достаточно оригинальное решение предложил и НТЦ РЭБ, чьи изделия Р-340РП уже поставляются в подразделения Минобороны России. На гражданские вышки сотовой связи устанавливаются малогабаритные передатчики помех, чей сигнал многократно усиливается за счет антенн, расположенных на вышке.
Не только средства массовой информации, но и некоторые специалисты утверждают, что сигнал GPS заглушить практически невозможно. При этом в России технические решения «отключения» спутниковой навигации появились еще в начале 2000-х годов.
В системе GPS есть понятие «опорная частота». В основе системы лежит передача простейшего сигнала от спутника к передатчику, поэтому малейшее отклонение от заданной частоты даже на миллисекунды приведет к потере точности. Передача сигнала идет в достаточно узком диапазоне согласно открытым данным – 1575,42 МГц и 1227,60 МГц, это и есть опорная частота. Поэтому работа современных глушилок направлена именно на ее блокирование, которую с учетом узости опорной частоты и при наличии достаточно мощной шумовой помехи заглушить не составляет особого труда.
Достаточно интересным решением в области подавления радиообмена вероятного противника стал комплекс «Леер-3», состоящий из машины радиотехнической разведки на базе автомобиля «Тигр», а также нескольких беспилотных летательных аппаратов «Орлан-10», оснащенных сбрасываемыми передатчиками помех, способных подавлять не только радио, но и сотовую связь. Подобные же задачи выполняет, но без использования дронов, выпускающийся концерном «Созвездие» комплекс РБ-531Б «Инфауна».
Помимо современных наземных средств радиоэлектронной борьбы в Вооруженные Силы России активно поставляются и комплексы воздушного базирования. Так, в конце сентября Концерн радиоэлектронных технологий (КРЭТ) сообщил, что в течение двух лет начнется производство модернизированных комплексов радиоэлектронной борьбы «Рычаг-АВ», устанавливаемых на вертолете Ми-8. Также в сообщении указывается, что новый комплекс будет способен ослепить противника в радиусе несколько сотен километров.
Летающий «Рычаг»Как и в случае с другими комплексами радиоэлектронной борьбы, уже описанными в статье, «Рычаг» (полное название – вертолет Ми-8МТПР-1 со станцией помех «Рычаг-АВ») представляет собой развитие уже более 30 лет стоящих на вооружении советских и российских Военно-воздушных сил станций РЭБ семейства «Смальта», разработанных Калужским научно-исследовательским радиотехническим институтом (КНИРТИ). Главная задача как нового «Рычага», так и более старой «Смальты» достаточно простая – подавление радиолокационных станций управления оружием, а также головок самонаведения ракет вражеских зенитно-ракетных комплексов (систем).
Работы по созданию этих комплексов начались еще в 70-е годы, когда сирийские и египетские ВВС столкнулись с новыми американскими зенитно-ракетными комплексами «Хок», только что поступившими на вооружение Израиля. Так как штатные средства РЭБ оказались бессильны против заокеанской новинки, арабские государства обратились за помощью к СССР.
По первоначальному замыслу разработчиков «Смальта» должна была размещаться на автомобиле, но столкнувшись с рядом проблем, вызванных отражением сигнала от земной поверхности, разработчики решили перенести станцию на вертолет. Благодаря этому удалось не только избавиться от помех – подняв «Смальту» на такую высоту, где сигнал уже не отражается от поверхности, создатели значительно повысили ее подвижность и соответственно защищенность.
По данным Минобороны России, во время августовской войны 2008 года в Южной Осетии и Абхазии применение Ми-8СМВ-ПГ с установленными на борту станциями «Смальта» привело к тому, что дальность обнаружения РЛС наведения ракет грузинских зенитно-ракетных комплексов «Бук-М1» и С-125 снизилась в 1,5–2,5 раза (с 25–30 км в безпомеховой обстановке до 10–15 км в условиях применения помех), что, по мнению российского военного ведомства, эквивалентно снижению числа пусков ракет примерно в два раза. В среднем дежурство вертолетов РЭБ в воздухе занимало от 12 до 16 часов.
Судя по имеющимся данным, станция «Рычаг» способна не только автоматически обнаруживать, принимать, анализировать и подавлять сигналы вражеских РЛС независимо от используемого режима излучения (импульсный, непрерывный, квазенепрерывный), но и при постановке помех действовать достаточно избирательно, не подавляя свои радиолокационные станции.
Работы по «Рычагу» начались еще в 80-е годы, а первый опытный Ми-8МТПР со станцией помех «Рычаг-БВ» вышел на государственные испытания в 1990-м. Правда, в результате распада СССР и снижения финансирования работы по новой станции КНИРТИ возобновил только в 2001 году, но уже под обозначением «Рычаг-АВ». Государственные испытания вертолета Ми-8МТПР-1 с новой станцией успешно завершились в 2010-м.
Идеологически новая вертолетная станция близка к разработанным ростовским ВНИИ «Градиент» наземным «Красуха-2» и «Красуха-4» – постановка мощных узконаправленных шумовых помех. Правда, как и в случае с 1Л269 и 1РЛ257, сигнал «Рычага» хорошо виден для средств радиотехнической разведки противника. Также не следует забывать, что не только в России, но и на Западе активно ведутся работы по созданию зенитных ракет, способных наводиться именно на источник с сильным радиоэлектронным сигналом.
Так что случилось с «Куком»?Работы по созданию новейшего бортового комплекса обороны «Хибины» (изделие Л175) начались в Калужском научно-исследовательском радиотехническом институте еще в конце 80-х годов. Новое изделие изначально рассчитывалось только для установки на фронтовые бомбардировщики Су-34, и благодаря заинтересованности в новой станции главного конструктора самолета Роллана Мартиросова к работам по «Хибинам» активно привлекались конструкторы ОКБ Сухого.
Станция «Хибины» не просто устанавливается на Су-34 и непрерывно обменивается информацией с БРЭО фронтового бомбардировщика, но и выводит данные об обстановке на специальный дисплей, размещенный на рабочем месте штурмана.
Примечательно, что судя по демонстрируемым Концерном радиоэлектронных технологий в рекламных целях видеозаписям индикатора РЛС, подвергающегося воздействию комплекса «Хибины», видны признаки применения опять же мощных шумовых помех. В то же время на видео нет «звездочек» – имитационных помех, названных так из-за характерного звездообразного узора. Хотя такой тип помех и указывается в рекламных материалах.
Новейшие станции помех, впрочем, как и «Рычаг», уже успели принять участие в боевых действиях: оснащенные «Хибинами» фронтовые бомбардировщики Су-34 во время войны в августе 2008 года осуществляли групповую защиту ударных самолетов, а также вели радиотехническую разведку. Судя по имеющимся данным, командование ВВС высоко оценило эффективность Л175.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что «Хибины» – это станция радиоэлектронной борьбы, оснащенная сложной многоканальной антенной решеткой, способная ставить мощные шумовые, а также имитационные помехи и вести радиотехническую разведку. Л175 может не только защищать отдельные машины, но и успешно выполнять функции станции групповой защиты.
Однако устанавливать «Хибины» пока можно только на Су-34, так как бортовая система электропитания этих фронтовых бомбардировщиков специально адаптирована к применению новейшей станции РЭП, вероятно, требующей для своей работы достаточно много электроэнергии.
Поэтому ответ на вопрос, что «Хибины» сделали с американским эсминцем, будет не сенсационным – такая станция во время облета фронтовым бомбардировщиком Су-24 эсминца ВМС США «Дональд Кук» не применялась. Ее попросту не могло быть на борту самолета этого типа.
Таинственный «Порубщик»Помимо уже упомянутой в первой части статьи станции РЭБ «Мурманск-БН» ореолом секретности покрыта еще одна недавно поступившая на вооружение, но на этот раз Воздушно-космических сил (ранее ВВС) России машина – самолет Ил-22ПП «Порубщик». О «Порубщике» известно только то, что на нем установлены боковые антенны, а также буксируемая в полете станция, разматывающаяся за самолетом, по некоторым данным, на несколько сотен метров.
Еще в конце 2000-х годов концерн «Созвездие», выполняющий работы по созданию автоматизированных систем управления (ЕСУ ТЗ «Созвездие») и станций радиоэлектронной борьбы, ориентированных в первую очередь на подавление средств вражеской радиосвязи и автоматизированного управления войсками (Р-531Б «Инфауна»), совместно с ТАНТК имени Г. Бериева начал работы по самолету управления и ретрансляции данных А-90, по некоторым данным, в рамках ОКР «Ястреб».
В 2012 году в ходе работ по ОКР «Дискомфорт» «Созвездием» проведены наземные государственные испытания аппаратуры многофункционального комплекса РЭБ воздушного базирования. При этом на новом комплексе якобы применяются уникальные технические решения в части высокопотенциальных антенных решеток и СВЧ-усилителей мощности с жидкостным охлаждением. Примечательно, что работы по «Дискомфорту» также начались в конце 2000-х годов.
Но уже в 2013-м в опубликованном перспективном плане закупок авиационной техники для ВВС России до 2025 года вместо А-90 назывался некий «Ястреб» (без указания А-90), причем только в планах закупки-модернизации с 2021 по 2025-й. Из данного документа стало известно, что российские Военно-воздушные силы планируют закупать Ил-22ПП «Порубщик» до 2020 года.
Если сложить все имеющиеся данные, то можно предположить: Ил-22ПП и А-90 предназначены для выполнения одних и те же задач и не исключено, что в настоящее время А-90 и «Дискомфорт» так или иначе объединились в работах, связанных с «Порубщиком».
Возможно, Ил-22ПП не просто самолет с комплексом радиоэлектронной борьбы, предназначенный в первую очередь для подавления связи и АСУ противника, но и летающий командный пункт управления средствами радиоэлектронной борьбы, способный самостоятельно вести радиотехническую и радиоэлектронную разведку.
Палка о двух концахНадо признать, что в настоящее время Минобороны России активно развивает направление радиоэлектронной борьбы, не только формируя соединения и части РЭБ, но и оснащая их современной техникой. Российские военные научились глушить «АВАКС», бортовые радиолокационные комплексы, а также линии связи противника и даже сигналы GPS, фактически по некоторым направлениям занимая лидирующее положение в мире.
Как пример можно привести результаты применения Российской армией средств радиоэлектронной борьбы во время войны с Грузией в августе 2008 года. Несмотря на наличие у противника достаточно современных средств противовоздушной обороны, включая зенитно-ракетные комплексы «Бук-М1» и прошедшие модернизацию С-125, а также большого количества РЛС как советского, так и иностранного (в основном французского) производства, на счету грузинской ПВО всего два российских самолета – Ту-22М3, сбитый при невыясненных обстоятельствах, и Су-24 из состава 929-го ГЛИЦ, уничтоженный либо польским ПЗРК «Гром», либо израильским ЗРК «Спайдер».
Части и подразделения радиоэлектронной борьбы Сухопутных войск отчитались практически о полном подавлении линий связи грузинской армии (эпизодически работала только спутниковая связь), а также о подавлении линий связи грузинских БЛА, приведшем к потере нескольких летательных аппаратов. Так что высказанные в первой части статьи опасения американских журналистов имеют под собой определенную почву.
Но все же приходится признать, что в развитии сил и средств РЭБ есть некоторые трудности. Во-первых, надо понимать, что применение средств радиоэлектронной борьбы должно быть сопряжено с четким контролем всей электромагнитной обстановки в районе боевых действий. Как показывает опыт современных войн и военных конфликтов, в частности уже упомянутой войны с Грузией, средства РЭБ при неправильном применении одинаково сильно бьют как по противнику, так и по своим войскам.
По данным ВВС России, в августе 2008 года при подавлении грузинских РЛС самолетами Ан-12ПП наблюдались помехи также и российским станциям, находившимся на расстоянии 100–120 километров от зоны постановки помех. Наземные станции Сухопутных войск ВС РФ одинаково эффективно подавляли линии связи – как грузинские, так и собственных войск.
Кроме того, надо учитывать, что в районе конфликта работают и гражданские радиоэлектронные средства – каналы связи, обслуживающие «скорую помощь», подразделения МЧС, полиции. И если в настоящее время российские военные, имеющие в прошлом негативный опыт, активно учатся действовать в условиях применения своих средств РЭБ, то о воздействии на гражданский сектор в военно-промышленном комплексе, похоже, никто не беспокоится.
Во-вторых, если внимательно посмотреть на представленную промышленностью линейку продукции РЭБ, то бросается в глаза большое количество станций, особенно это касается изделий КРЭТа, фактически идеологическое, а местами техническое продолжение комплексов, разработанных в 70–80-х годах. И те же «Красухи», «Рычаг» и «Москва» могли появиться в середине – конце 90-х, но затормозились из-за хронического недофинансирования.
Большинство комплексов РЭБ сделано по одному принципу – постановка мощных шумовых помех, что, как уже было сказано, имеет как значимые недостатки, так и не менее значимые преимущества. Но до недавнего времени практически не использовавшиеся миллиметровый и террогерцовый диапазоны в настоящее время все чаще и чаще привлекают внимание производителей не только радиоэлектронного оборудования, но и высокоточного оружия.
На так называемых нижних диапазонах, к примеру, может быть всего десять каналов, а уже на 40 ГГц их уже будут сотни. И разработчикам РЭБ нужно «закрывать» все эти каналы, а это достаточно большая полоса, а значит, требуются более сложные средства радиоэлектронной борьбы с большой канальностью, что в свою очередь приводит к увеличению массогабаритных показателей станций помех и уменьшению их подвижности.
Но если отойти от науки, то и в системе разработки российских комплексов РЭБ есть одна большая организационная проблема. Фактически сейчас разработку и выпуск средств радиоэлектронной борьбы ведет не только КРЭТ, но и недавно созданная Объединенная приборостроительная корпорация (куда вошли концерны «Вега» и «Созвездие), отдельные организации из состава Роскосмоса и Росатома и даже частные предприятия.
Следует отметить, что работы местами дублируются и пересекаются, нельзя забывать и о таком явлении, как лоббизм определенных разработок и фирм. Первой попыткой реорганизовать работы в области создания РЭБ стало недавнее назначение указом президента генерального конструктора по направлению РЭБ. Но насколько будет эффективно это решение, покажет время.
Вас заинтересует
Военные специалисты продемонстрировали «мобильный обнаружитель
Современным российским средствам РЭБ под силу «вырубить
Окно возможностей для РЭБ
Комплекс РЭБ «Красуха-4
Систему ГЛОНАСС протестируют на пригодность к войне