Сегодня электронные СМИ пестрят картинками побед над ИГИЛ в Сирии. Только ленивый не пишет о перспективах Башара Асада в этой войне. О действиях России. О реакции Запада и США. И как-то невнятно прошло сообщение о встрече глав спецслужб стран СНГ в Москве 28 октября. А между тем этой встрече стоит уделить побольше внимания.
Специфика работы этих служб во многом закрыта для простого обывателя. Просто время от времени появляются сообщения о предотвращении терактов, об уничтожении боевиков. Или наоборот. Но задачи безопасности невозможно решить без координации своих действий с соседними странами.
На фоне активной фазы наступления в Сирии все чаще и чаще появляются сообщения из различных источников о выводе наиболее активных и подготовленных боевиков с территории этого государства. Пока фигурируют южная Турция и северная Африка. Но все прекрасно понимают, что тот десяток подразделений (примерно 4000 человек), основу которых составляют выходцы из стран СНГ, в конечном итоге готовят к заброске в эти страны. Подготовленные и идейные боевики представляют огромную опасность.
Причем если самих этих боевиков в конечном итоге можно вычислить, то вот тех, кого они будут активно вербовать — сложнее. Вспомните последний арест якобы жертвы пропаганды — Варвары Карауловой. Как оказалось, эта "жертва" — активная вербовщица, и вычислять её жертв придется ещё долго. Эти люди — благодатная среда для подготовки смертников.
Что должно быть создано в идеале? Во-первых, необходимо укреплять границы СНГ. Именно СНГ, а не отдельных стран-членов Содружества. Только таким образом можно контролировать въезд и выезд в СНГ.
Первые разговоры об этом начались ещё в 1991 году. Практически с момента возникновения Содружества. Однако некоторые руководители стран, в частности Украины и Таджикистана, активно этому воспротивились. В чем дело? На чем основано это нежелание?
Прежде всего на личных амбициях руководителей. После развала СССР, особенно в Центральной Азии, сложилась уникальная ситуация, когда можно было занять одно из лидирующих мест в регионе. Место СССР стало вакантным. Сейчас идет борьба между Каримовым, Рахмоном и Назарбаевым. Не особо заметная, но достаточно жесткая.
Создание же общих пограничных сил эту борьбу автоматически сведет на нет. Понятно, что ресурсы России, её военный и экономический потенциал, сделают именно Россию, российские погранвойска, основой новой погранслужбы. А значит, об амбициях вершителей судеб региона придется забыть всем трем лидерам.
Правда, необходимо напомнить и о других членах СНГ. Для которых на данный момент проблема возвращающихся боевиков не стоит так остро. В частности Армения и Белоруссия. Захотят ли они рисковать своими солдатами и офицерами? Пока что эта тема не поднималась на официальном уровне. Но вопрос достаточно щепетильный. Скорее всего, как это ни печально, лидеры этих стран выступят тоже против совместной границы.
Другим аспектом деятельности спецслужб в этом направлении является сотрудничество разведок. Нередко террористы находятся в других странах СНГ, но готовят диверсии, к примеру, в России. Вроде бы никаких проблем в этом быть не должно. Но увы, они есть. И достаточно серьезные.
Дело в том, что такая информация носит особо секретный характер. И секретность эта обусловлена наличием скрытых источников. Именно эти источники и есть тот стопор для сотрудничества. Вычислить по поступающей информации место её получения для специалистов дело не особо трудное. А значит, появляется угроза потери агента.
Но главное, по моему мнению, это отсутствие общей концепции борьбы с террористами. Каждая страна имеет свое мнение в этом вопросе. Этот аспект пересекается с вышеуказанным. К примеру, Россия и Узбекистан жестко работают по пресечению распространения идей террористов. Но сотрудничать узбеки отказываются. Мотивируется это тем, что работа внутри страны дело спецслужб именно этой страны. Какая-то логика в этом есть. В Узбекистане появление русского будет заметно. А в России появление ещё одного узбека?
В период цветной революции в Киргизии многие боевики скрылись именно в России. И спецслужбы этой страны были вынуждены работать у нас в своих, достаточно закрытых, диаспорах.
Очень влияет на отношение к террористам экономическое состояние страны. Там, где экономика слаба, работают жестко. Я уже упоминал Узбекистан. Точно так же можно говорить о Таджикистане. Именно там к бандитам относятся жестко. Любое проявление терроризма пресекается активно. А вот в достаточно богатом Казахстане такой жесткости нет. Спецслужбы занимают достаточно либеральную позицию.
Не зря президент России Владимир Путин счел нужным лично выступить на Совете глав спецслужб стран СНГ. По его словам, «бороться эффективно с организованной преступностью, с терроризмом в одиночку сегодня никто не может», а «угроз вокруг наших стран меньше не становится, а может быть, эти проблемы усугубляются».
Какие же выводы можно сделать из того, что просочилось в СМИ?
1. Необходимо в срочном порядке прекратить никому не нужную борьбу за лидерство в Центральноазиатском регионе. Политические амбиции уже привели к активному противостоянию пограничников Узбекистана и Киргизии, Узбекистана и Таджикистана. Этими противоречиями могут легко воспользоваться террористы.
2. Необходимо плотнее взаимодействовать в рамках ОДКБ и ШОС. Террористы уже просачиваются на нашу территорию. Я сейчас не только о России. Это касается всех стран, членов СНГ.
3. Слабым экономически государствам необходимо помочь. И прежде всего нам, россиянам. Да, это затратно. Но это необходимо, в том числе, для нашей безопасности.
4. Необходимо найти такие формы информирования друг друга, при которых не пострадает решение других задач спецслужб. Без доверия сотрудничества не бывает.
5. Нужно активизировать работу спецслужб по линии антитеррора и контртеррора. Любая форма помощи в этих вопросах должна оказываться именно на уровне СНГ.
6. Нужно поддерживать стабильность стран Центральноазиатского региона. На сегодняшний день, как показывают события последних месяцев, власти этих стран вполне способны не допустить серьезных потрясений внутри стран.
7. Общая граница уже превратилась в насущную необходимость. И разговоры о её создании пора уже переводить в реальную рабочую плоскость.
Терроризм в Сирии отступает. Но он не побежден. Он просто переходит к привычной сфере деятельности. Активное подполье, диверсии, подрыв основ государства, страх граждан.
Лично я больше не хочу видеть разрушенные дома и взорванные автобусы. Не хочу видеть слезы детей и матерей. Земля должна гореть под ногами этих нелюдей. И дело это в огромной степени — для наших спецслужб. Как там говорил один из советских лидеров, цели определены, задачи поставлены. За работу, товарищи! Лучше и не скажешь.
Вас заинтересует
Холодная война в Центральной Азии?
Олланд предлагает пересмотреть конституцию Франции ради борьбы с терроризмом
Под дудку террора
Исламское государство и Балканы
Борьба с терроризмом или война против Сирии?