Четыре города на юго-востоке (Диярбакыр, Джизре, Силопи и Нусайбин) находятся на осадном положении. Введён режим чрезвычайного положения, действует комендантский час.
«Антитеррористическая» операция проводится при большой концентрации подразделений регулярной армии, с привлечением тяжёлой бронетехники. В районах подавления протестов армия задействовала 10-тысячную группировку войск.
За последние шесть месяцев на юго-востоке Турции в результате действий армии и полиции погибло более ста курдских женщин и детей.
Курдские источники называют происходящее «культурным геноцидом» и «этническими чистками» в отношении курдов. Гнев курдов достиг уровня, за которым просматривается развитие в Турции «сирийского сценария» — гражданская война и фактический распад страны.
Как отмечает Сергей Мануков (
«Expert Online»), курды продолжают требовать самоуправления для юго-восточных провинций и угрожают гражданской войной, если власти не прекратят военные действия.
Интересно, что правительство Турции не обращает внимания на призывы Вашингтона и Брюсселя о необходимости организовать переговоры с курдами. Реджеп Тайип Эрдоган заявил на днях, что правительство продолжит планомерно уничтожать боевиков «Рабочей партии Курдистана» (РПК). Эрдоган называет их «террористами»: «Наши силы безопасности методически, одного за другим уничтожают членов террористической организации. После их полного уничтожения мы перевяжем раны и начнём новую фазу отношений с населением юго-востока».
«Ситуация достигла критического уровня, — цитирует «Wall Street Journal» американского дипломата, попросившего не называть его фамилию. — Сейчас не ясно, чем всё это закончится».
Как напоминает аналитик, лидеры прокурдских партий, представленных в парламенте Турции, обратились за помощью к России. Селахаттин Демирташ, лидер Демократической партии народа, второй по численности оппозиционной партии страны, провёл в Москве переговоры с главой МИД РФ Сергеем Лавровым. Известно, что в интервью агентству «Firat» он обвинил правящую партию Справедливости и развития в проведении репрессий.
Некоторые российские обозреватели проводят параллели не с Сирией, а с Донбассом.
«По некоторым оценкам, в Турции проживает до 20 млн. курдов. Однако в Юго-Восточной Анатолии (ЮВА) они живут компактно. Более 60% этого региона — курды, а всего тут живёт примерно четверть курдов страны (во многом напоминает Донбасс)», — пишет Иван Зацарин (
«Однако»).
И ещё одно сходство: курды в регионе требуют у Анкары самоуправления. А правительство, вероятно, опасается, что автономный статус станет прологом к провозглашению независимости. Итог: вместо самоуправления курды получили зачистку.
Что касается визита в Москву Демирташа, то его родной брат участвовал в обороне г. Кобани от боевиков «ИГ». Турция отказалась вмешиваться в ситуацию, по сути, толкнув курдов, наблюдавших, как «ИГ» расправляется с соплеменниками, на «тропу войны». Сейчас турецкие курды сражаются с исламистами, а чем займутся они потом?
Аналитик напоминает, что Демирташ «официально» приезжал в Москву для налаживания политического диалога и для открытия Общества курдских бизнесменов: дело в том, что, являясь гражданами Турции, курды попали под российские санкции на общих основаниях. «Практически одновременно с визитом турецкого политика в правительстве отмечается активность по ручному регулированию санкционного режима, — пишет обозреватель. — Можно предположить, что поступила установка максимально вывести курдский бизнес из-под действия санкций».
Известны и неофициальные предположения — например, о том, что главная цель Демирташа — просьба о помощи России сирийским курдам.
Эксперты мозгового американского треста «Stratfor» считают, что Россия знает: поддерживая курдов, она ослабляет Анкару. По мнению аналитиков, которое приводит
PanARMENIAN.Net, участие «Демократического союза» в переговорах может в итоге привести к созданию курдской автономии на севере Сирии. И эта автономия станет «отличным бастионом для подготовки акций Рабочей партии Курдистана».
«Stratfor» напоминает, что у России давние отношения с Рабочей партией Курдистана: в 1970-х годах РПК затевалась как марксистско-ленинская организация; позднее, в 1990-х, она имела представительство в РФ, а её лидер Абдулла Оджалан после изгнания из Сирии дважды приезжал в Россию, пытаясь найти убежище.
Сегодня Анкаре следует иметь в виду одновременно несколько вероятных осложнений. Укрепление поддержки прокурдских политических сил в Турции может поднять вопрос о курдской автономии, которая, если до этого дойдёт, способна поддержать РПК в действиях на территории Турции.
Что касается России, то сгладить напряжённые отношения у Турции не получается: Анкара не желает извиняться, а Москва в ответ давит санкциями. И теперь может надавить ещё и курдским вопросом.
В любом случае, добавим от себя, от политического сотрудничества с курдами и «ручного регулирования» санкционного режима, адресованного Турции, отношения Москвы и Анкары не потеплеют. «Курдская карта» в руках Кремля однозначно вызовет так или иначе протесты и критику турецких властей.
Впрочем, уже вызвала.
Когда глава МИДа РФ С. Лавров принимал в России главу турецкой прокурдской Демократической партии народа Селахаттина Демирташа, из Анкары донёсся окрик премьер-министра Ахмета Давутоглу, «осудившего» визит политика. Слова для осуждения были выбраны самые серьёзные.
В ходе визита в Москву, напоминает
РИА «Новости», Демирташ заявил, что Турция не должна была сбивать российский Су-24 и что нужно искать пути выхода из кризиса в российско-турецких отношениях.
Узнав о таком дерзком заявлении, турецкий премьер-министр Ахмет Давутоглу назвал его «предательством».
«То, что он назвал неправильным решение сбить самолёт, — это позор и предательство, — заявил Давутоглу. — Мы в (сирийском) Кобани помогали нашим (курдским) братьям, такой же наш долг — помогать туркменам в Байырбуджаке».
Ну, о том, как «помогала» Турция «братьям» в Кобани, можно не рассказывать, добавим в заключение. Турецкие военные попросту не участвовали в боях за город. Сами курды, воевавшие с боевиками «ИГ», отмечают, что Анкара придерживалась «политики невмешательства» в регионе, а то и негласно поддерживала «ИГ». С тех пор репутация Р. Т. Эрдогана в курдских районах Турции опустилась ниже плинтуса. Заявления Давутоглу о помощи «братьям» могут вызвать у курдов лишь злой смех.
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru
Вас заинтересует
СМИ: турки нанесли авиаудар по позициям иракских курдов
Эрдоган: Анкара продолжит борьбу с терроризмом как в своей стране, так и за рубежом
Привыкли жить в страхе
Эрдоган заявил, что артиллерия Турции не остановит обстрелы курдов в Сирии, и снова обвинил США в "недружеской позиции"
Разрешение ему не нужно