Роскосмос объявил о том, что в программе финансирования отрасли на период до 2025 года заложены средства на разработку новейшего ракетного двигателя. Сообщается, что речь идёт о двигателе, который сможет эффективно работать на метане. Опытно-конструкторские работы стартуют в наступившем году, и в наступившем же году финансирование проекта должно составить около 470 млн. рублей. В общей сложности стоимость разработки нового ракетного двигателя, способного осуществлять тягу на природном газе, Роскосмос оценивает в 25,2 млрд. рублей.
Как отмечают специалисты Роскосмоса, далеко не вся эта сумма пойдёт на разработку метанового ракетного двигателя (двигательной установки средств выведения) как такового. В программе значатся работы по созданию так называемых донных экранов, сопловых насадок охлаждения, опытных образцов жидкостных ракетных двигателей нового поколения с системами многоступенчатой защиты.
Информационное агентство
«Интерфакс» публикует заявление представителя проекта Федеральной космической программы, обращающее на себя особое внимание. Так, источник информации говорит о том, что демонстрационный вариант двигателя, способного работать на метане, будет создаваться несмотря на то, что о строительстве носителя для такого двигателя пока речи не идёт.
Из заявления представителя проекта ФКП:
Тем самым думаем обеспечить задел, чтобы не отстать в плане технологий от зарубежных конкурентов. Пока речь идёт о создании двигателя средней тяги для второй ступени перспективной ракеты. Изначально задумывалось, что метановыми двигателями будет комплектоваться ракета "Феникс" (её разработка также запланирована проектом ФКП), но позднее с учётом ситуации с бюджетом решили принципиально новую ракету не делать, а вернуться к идее воссоздания российского "Зенита" с модернизированным двигателем РД-171.
Варианты возможных метановых двигателей прорабатывались ещё в советские времена специалистами воронежского КБ химической автоматики, самарским ЦСКБ «Прогресс» и другими научными институтами.
Один из перспективных вариантов использования такого ракетного двигателя – полёты на Марс. Дело в том, что ракету, которая может отправиться на Красную планету, целесообразно оснащать именно метановым двигателем, так как метан можно синтезировать из воды и двуокиси углерода, находящейся в марсианской атмосфере. Однако пока это лишь идея учёных, реализация которой вряд ли произойдёт в ближайшие годы.
Между тем сообщает об успешных испытания ионного ракетного двигателя, созданного совместно воронежским КБ химавтоматики и МАИ. Из сообщения
пресс-службы Роскосмоса:
Испытания успешно проведены на специальном вакуумном стенде и подтвердили соответствие параметров двигателя характеристикам, заложенным в техническом задании.
Работы с двигателем продолжаются: запланировано проведение серии новых огневых испытаний для наработки ресурса и проверки стабильности подтвержденных характеристик при длительной эксплуатации.
В отличие от жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), разработкой которых специалисты КБХА занимаются уже более полувека, электроракетные двигатели в последние годы стали новым направлением работ на предприятии. Предназначенные для использования в составе космических аппаратов, они могут способствовать решению широкого круга задач: коррекции и стабилизации рабочей орбиты спутников, их выводу с низких на высокие орбиты, а также осуществлению полетов в дальний космос.
Вас заинтересует
Ну что, на Марс или куда подальше?
Двигатель для «Союза-2-1в
Эксперт "Роскосмоса": США в ближайшие годы не смогут обойтись без российских ракетных двигателей
ЦСКБ «Прогресс
Завершен техпроект двигателя второго этапа для истребителя Т-50