Итак, мудрая российская власть сделала открытие: нефть «не потребляется сегодняшней экономикой так, как это думали экономисты раньше». Беда — в перепроизводстве.
Удивительны объяснения этих экономистов! Им бы книжки по старой доброй политэкономии почитать. Там и «перепроизводство», и «затоваривание», и «кризисы капиталистической экономики» постоянно упоминаются. Кто помнит хоть чуток Маркса, тот знает: причиной экономических кризисов бородатый теоретик коммунизма считал именно перепроизводство. Тезисы Маркса перекочевали и в советские экономические учебники, где тоже часто мелькал термин «перепроизводство». В XXI веке Маркс стал снова популярен, и не только в России, но и на Западе. И не из-за неубедительных проповедей коммунизма, а из-за логичного объяснения перманентных кризисов капитализма.
Тов. Маркс, кроме того, учил (в общих чертах), что кризис по сути представляет собой «восстание» производительных сил против производственных отношений: производительные силы нуждаются не в рыночном управлении, а в плановом, которое подразумевает государственную, а потом, при коммунизме, общенародную собственность на средства производства. Более поздняя кейнсианская теория кое-что позаимствовала у Маркса: во времена серьёзных кризисов «буржуйские» правители, в т. ч. в США, успешно прибегали к государственному вмешательству в рынок, очень далеко отклоняясь от либеральных идей Адама Смита и его последователей.
Что касается нынешних российских политиков, стоящих у руля, то не все они верят в одно только перепроизводство. Когда речь заходит о нефти, некоторые говорят о политической составляющей нынешнего кризиса.
Например, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в интервью
«Ленте.ру» сказала, что в формировании низких цен на нефть присутствует политическая составляющая. Цитируем:
«К сожалению, курс рубля зависит от нефтяных котировок. Но я склонна поддержать мнение ряда серьёзных аналитиков, утверждающих, что весомых оснований для такой низкой цены на углеводороды нет. Да, объективные факторы имеются — снижение темпов роста мировой экономики и, соответственно, уровня потребления нефти, замедление экономики Китая. Однако присутствует и рукотворный фактор — я имею в виду политическую составляющую».
Это какую же такую «составляющую»?
Прямого ответа «Лента.ру» не получила, пришлось журналисту удовлетвориться косвенным, содержащим намёк на заокеанских врагов:
«Вспоминаю, что ещё во времена Советского Союза президент США Рональд Рейган сказал, что если опустить цену на нефть до десяти долларов, то экономика СССР рухнет…»
И те, кто устроил политическую составляющую, прибавили российским правителям работёнки:
«И теперь мы — органы исполнительной и законодательной власти — вынуждены совместно готовить различные сценарии корректировки бюджета с учётом дальнейшего возможного падения цены на нефть».
Матвиенко не думает, что «в ближайшие годы» цены на нефть поднимутся до прежнего уровня: «Я отдаю себе отчёт в том, что цены на углеводороды вряд ли вернутся на прежний уровень в ближайшие годы».
Небольшое повышение цены на «чёрное золото» всё же рискнул предсказать министр экономического развития России Алексей Улюкаев. По его мнению, среднегодовая цена на нефть в 2016 году будет выше 30 долл. за баррель. Это произойдёт из-за некоторого роста спроса.
«Потенциал восстановления у них [цен на нефть] будет. Рост спроса — это факт, в 2015 г. на 1,5 млн. баррелей примерно спрос увеличился. Глобальная экономика на 3% выросла, значит, спрос точно вырастет», — цитируют его
«Ведомости».
Поразительно, но западные недруги России являются куда большими оптимистами в нефтяном вопросе, нежели российские прорицатели.
Например, знаменитый американский инвестиционный банк «Goldman Sachs» считает, что в первом полугодии 2016 года цена нефти составит 40 долларов за баррель. Мало того, для нефти предсказывается «новый бычий рынок» с конца 2016 года по причине корректировки рыночного равновесия спроса и предложения.
Две гипотезы «Goldman Sachs» приводит
Mixednews.ru.
1. Прогноз в 40 долларов основан на незаполненных объёмах нефтехранилищ. Рост поставок нефти создаёт дополнительный спрос на нефтехранилища, что приводит к повышению цены и способствует появлению предложений по услугам хранения.
2. Упомянутый «бычий рынок» стартует в конце 2016 года. Добыча нефти при текущих ценах мало где в мире может давать прибыль. При текущих ценах компании, полагают аналитики, не зарабатывают денег на нефти. Но они продолжают работать, надеясь на изменение ситуации. Что случится дальше? Либо у компаний закончатся деньги на операционные расходы, либо они потеряют надежду. Вероятно, делают вывод эксперты, комбинация обоих факторов сбалансирует рынки.
Есть и ещё более оптимистичный прогноз для рынка нефти. И он тоже пришёл из США.
Американский трейдер Пьер Андюран, ранее прославившийся точными предсказаниями мировых цен на нефть, предрёк рост котировок в ближайшие два года.
В интервью телеканалу «Bloomberg» мистер Андюран заявил, что рынок достиг дна, и котировки будут расти. По его словам, в 2016 году баррель будет стоить 50 долларов, в 2017 — 70, в 2018 — даже 90. Период низких цен этот трейдер оценил максимум в 6 месяцев. «Мы живём в мире, где низкие цены на нефть сменяют высокие. Я действительно считаю, что сейчас рынок достиг дна», — приводит его слова
«РБК».
По мнению трейдера, сейчас имеется много оснований для прогнозов о долгосрочном тренде на рост котировок. Сюда относится и банкротство ряда нефтяных компаний в условиях низких цен.
Наконец, ожидается мартовское заседание ОПЕК.
Как передало 12 января
ТАСС со ссылкой на «Франс-пресс», министр нефти Нигерии Эммануэль Ибе Качикву, председательствующий в ОПЕК, высказался за созыв чрезвычайного саммита организации в начале марта. Основные цели встречи, по его словам, — пересмотр ценовой политики картеля и даже изменение стратегии деятельности ОПЕК (в случае необходимости).
Вероятно, члены картеля, а также сам Качикву и генсек ОПЕК Абдалла Салем аль-Бадри, испытывают настоящую панику. Об этом свидетельствует эмоциональное высказывание Качикву, которые приводит
«Интерфакс»: «Я лишь надеюсь, что цена нефти не опустится ниже 30 долл. за баррель, во имя всего святого. Я полагаю, что стоит ждать ухудшения ситуации перед её улучшением».
Панику в рядах ОПЕК подтверждают и неофициальные переговоры с производителями нефти, не входящими в организацию, включая Россию. Государства картеля уже ведут эти переговоры, обсуждая возможность сокращения добычи в будущем с целью поддержания цен на нефть. Об этом сказал сам Качикву.
Несомненно, решение о сокращении добычи странами ОПЕК, если только оно будет принято в начале марта, тоже повлияет на цену «чёрного золота».
Решения о сокращении добычи в ближайшие дни могут принять и те страны, что в картель не входят.
Султанат Омана готов сократить производство нефти на 5-10% для поддержания нефтяных цен на рынке и призывает другие страны последовать его примеру. Об этом заявил министр нефти Омана Мухаммад бен Хамад ар-Румхи.
По его словам, которые приводит
«Росбалт», производство нефти в стране достигает почти миллиона баррелей в день, и государство не планирует увеличивать показатель в 2016 году.
Таким образом, добавим от себя, тенденции рынка нефти могут переломиться в наступившем году. Западные эксперты, в отличие от некоторых российских политиков, не видят в относительной дешевизне нефти никакой «политической составляющей». Банкротства американских компаний, добывающих сланцевую нефть, тоже опровергают эту гипотезу.
Американские эксперты, придерживающиеся не марксистских, а вполне либеральных экономических взглядов, считают, что рынок вполне способен отрегулировать сам себя, и надеются на то, что спад сменится подъёмом. Правда, их уверенность вовсе не гарантирует окончания эры капиталистических кризисов. Перепроизводство остаётся перепроизводством.
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru
Вас заинтересует
"Блумберг": В американском Конгрессе договорились о снятии запрета на экспорт нефти из США, действовавшего 40 лет
Слишком много нефти
Нефть дешевеет, русские выигрывают
Низкие цены на нефть хоронят шельфовые проекты и разоряют американских страховщиков
Саммит ОПЕК: шутки с ценами