Заявление заместителя главы Минфина Максима Орешкина публикует
сайт ведомства:
Это не только способ обеспечить стабильную фискальную и налоговую конструкцию в средне- и долгосрочной перспективе, но также и единственный действенный способ изолировать волатильность реального валютного курса от колебаний цен на нефть. При цене на нефть $40–50/барр. бюджет должен делать сбережения и правительство должно начинать покупки иностранных активов. Так как эти покупки финансируются бюджетными сбережениями, то это не будет нести инфляционных последствий в отличие от прямых покупок валюты Банком России.
.
Другими словами, представители главного финансового ведомства страны пытаются осуществить попытку придать рублю стабильность вне зависимости от весьма низкой ценовой планки барреля. Фактически это повторение инициативы 12-летней давности, когда Минфин предложил бюджетное правило, касающееся продажи валюты, полученной от реализации нефти, при цене этой нефти до 20 долларов за баррель. Потом планка поднималась, а в 2013 году такого рода правило было окончательно пересмотрено. Тогда за основу решили взять средний показатель цены барреля за 10 лет с одновременной планкой дефицита бюджета в 1% ВВП.
Если переводить эти экономические мыслительные изыскания Минфина на понятный язык, то получается, что правительственные экономисты в очередной раз расписались в незыблемости идеалов Алексея Кудрина и его "кудриномики". Под кудриномикой здесь понимается экономика такого характера, при котором любые доходы, полученные сверх бюджетных планов, идут исключительно в кубышку, в те или иные резервные фонды, причём в валютном варианте. Никаких трат на развитие реального сектора. Никаких! С одной стороны, именно резервные фонды и дают сегодня относительную стабильность российскому рынку, но при таком подходе совершенно непонятно, когда правительственные экономисты собираются вкладывать эти самые сверхдоходы (если таковые снова появятся) в упомянутый реальный сектор?
Минфин и Минэкономразвития фактически говорят о том, что главная задача – ожидание роста цен на нефть, но не говорят, так сколько же должен стоит баррель нефти, чтобы доходы от его продаж шли и на развитие промышленного производства с одновременным повышением конкурентоспособности российских товаров как на внутреннем, так и на глобальном рынках.
Итак, ожидать плановых вложений в реальный сектор, как видно не приходится, хотя, по большому счёту, это и не дело Минфина. Задача современного Минфина предельно проста – снижать уровень государственных расходов и по возможности копить деньги. Копить на "чёрный день". А вот что такое, по мнению правительственных экономистов, "чёрный день" для экономики - загадка.
Другое дело, что и промышленный сектор правительства не особенно удручён тем, что в заявлении не последнего человека в Минфине снова фигурируют прежние категории: баррель нефти, резервные накопления, попытки обуздать инфляцию методом цепей и клещей. Нет в заявлениях замглавы Минфина ничего того, что хоть как-то бы касалось стимулирования промышленной сферы, и сама промышленная сфера молчит, занимая позицию в стиле «что воля, что неволя – всё одно». И такое молчание удивляет хотя бы потому, что за последние 4-5 лет наконец-то обозначилась устойчивая тенденция, когда основные доходы в бюджет перестают быть нефтегазовыми. Для отображения ситуации – статистика Минфина:
Ещё около 10 лет назад уровень нефтегазовых доходов бюджета превышал 50%. В январе 2011 года он составлял уже 44,1%. А в декабре 2015 года уровень нефтегазовых доходов сократился примерно до 42,9%. Получается, что за 10 лет сокращение доли нефтегаза в экономике страны составила около 7%. Откровенно говоря – не самый выдающий результат, но тут главное – обозначение тенденции. И эта тенденция однозначна. А если так, тогда к чему в очередной раз пытаться разрабатывать бюджетные правила, которые заточены исключительно под нефтедоллар, переставший главенствовать в доходной части российского бюджета, и под то, что сверхдоходность необходимо пускать исключительно в чулок, но никак не на развитие стратегических отраслей, которых и без углеводородов хватает... В конце концов, когда появятся инициативы, нацеленные на изменения в экономике, в которых обозначится баланс между нефтегазовой сферой и реальным производственным сектором?.. Пока ответа, к сожалению, нет. И вряд ли появится в ближайшее время, потому что "кудриномика" по-прежнему рулит, как бы подталкивая к тому, что даже "минус" 3% ВВП в год - это как бы нормально...
Вас заинтересует
Похождения лучшего солдата Саудовской Аравии - барреля нефти
Почему задрожал пол в кабинетах экономического блока российского правительства?
Трудно быть сырьевым придатком
Ритуальное убийство курицы, несущей для России золотые яйца
Минфин РФ подсказал "мировому сообществу", что нужно для падения российской экономики