Об итогах заседания Высшего Госсовета Союзного государства России и Белоруссии
На минувшей неделе произошла встреча лидеров России и Белоруссии, из которой даже весьма крупные и уважаемые СМИ решили выделить единственное «достойное внимание» событие: Александр Лукашенко назвал Владимира Путина «Дмитрием Анатольевичем». В остальном – нечто похожее на информационное игнорирование, будто бы кроме оговорки белорусского президента минская встреча двух лидеров и заседание Высшего Государственного Совета Союзного государства (ВГС СГ) больших информационных поводов не давала.
На самом деле инфоповодов обсудить как встречу Владимира Путина с Александром Лукашенко, так и само заседание ВГС СГ России и Белоруссии немало. Пожалуй, главный повод – в том, что, несмотря на многочисленные критические стрелы, выпущенные в сторону Союзного государства РФ и РБ, это самое Союзное государство демонстрирует возможность прагматичной и добрососедской интеграции. Мало того, сам факт существования СГ России и Белоруссии показывает, что между Москвой и Минском на сегодняшний день нет глобальных противоречий, которые бы отталкивали государства и народы друг от друга. И если это так, то СГ РФ и РБ - замечательный пример для всех тех, кто заявляет о готовности идти по пути интеграции друг с другом на основании взаимного уважения государственных (национальных) интересов. Интеграционный путь сохранён – и это в тот момент, когда по миру буквально прокатываются волны хаоса и раздора, причём часто спровоцированные известными силами. Это отметили оба президента, ставя существующее Союзное государство в качестве действующего интеграционного примера.
Небольшой фрагмент выступления Александра Лукашенко на заседании Высшего Госсовета, в котором белорусский президент рассказал о принятии в непростых экономических условиях бюджета Союзного государства (размер – 6 млрд. российских рублей) (материал БелТА):
В ходе заседания Высшего Госсовета СГ РФ и РБ были отмечены те негативные тенденции и вызовы, с которыми сталкиваются Россия и Белоруссия. Экономическая ситуация приводит к тому, что уже третий год подряд проявляет себя падение взаимного товарооборота. Если сравнивать 2014 и 2015 годы по этому показателю, то товарооборот между России и Белоруссией просел почти на 26%. Это, как отметили президенты, говорит о том, что пока не до конца отточены механизмы торгово-экономического взаимодействия в кризисные моменты. По словам Лукашенко, один из рецептов роста общей экономики и взаимного товарооборота заключается в устранении торговых барьеров.
Из заявления белорусского лидера:
(...) устранение барьеров, обеспечение эффективного функционирования единого рынка товаров, услуг и капитала, а также взаимная поддержка - зоны нашего общего интереса.
Однако в устранении барьеров сегодня и кроется основной подводный камень функционирования экономической системы Союзного государства. Дело в том, что Евросоюз, который в России потерял колоссальное торговое поле после обмена санкционными пакетами, ищет любые пути для вывода своей (в первую очередь сельскохозяйственной) продукции на российский рынок. Если с Украиной – полнейший в этом направлении швах, так как Киев плотно сидит на заокеанских ЦУ, то Белоруссия – вариант, близкий к идеальному. Очевидно, что этот непростой вопрос снятия всех барьеров между РФ и РБ на фоне экономических антироссийских мер, навязанных Евросоюзу, обсуждался и в ходе заседания Высшего Госсовета Союзного государства. Ведь с одной стороны – государство должно оставаться союзным во всех отношениях, включая, естественно, и экономический сектор, а с другой стороны – открытие «белорусского вентиля» приведёт к тому, что ЕС сможет воспользоваться тесным партнёрством Минска и Москвы с целью продвинуть свою продукцию на гигантский российский рынок. Тут бы, конечно, привлечь и третью сторону – Брюссель – чтобы обсудить возможность превращения обоюдных санкций в дешёвую фикцию для восстановления полноценной торговли в обе стороны, однако мяч, что называется, на стороне чиновников Евросоюза, и вся загвоздка в их самостоятельности (а точнее несамостоятельности) и способности без указивок из-за океана принимать решения. Пока, есть мнение, Брюссель тужится сделать шаги в восточном направлении, но, видя, как ему грозят пальцем из Вашингтона, в любой момент способен отыграть обратно и вернуть ситуацию на нулевой уровень.
Важно сформулировать работу экономических ведомств, сфокусировать их на улучшение делового и инвестиционного климата и в этих целях активизировать деятельность рабочей группы по макроэкономической координации, продолжить практику проведения совместных заседаний коллегий министерств экономики двух стран.
Необходимо также наращивать многоплановое отраслевое взаимодействие, проводить более согласованную экономическую политику. Мы уже сейчас в узком составе, когда обсуждали, обратили внимание на некоторые моменты, которые возникают в практической работе и которых вполне, конечно, можно не допускать.
Договорились также продолжить гармонизацию нормативного регулирования в промышленности, валютно-финансовой сфере, секторе услуг. Ключевым фактором роста экономики Союзного государства должно стать развитие промышленной кооперации, прежде всего в области высоких технологий. Следует наращивать долю наукоёмкой продукции, замещать иностранные комплектующие, особенно, конечно, прежде всего в чувствительных отраслях, от которых напрямую зависит безопасность наших стран.
Кстати, у нас в данной сфере уже есть неплохие заделы. В декабре 2015 года создана совместная компания Союза «Станкоинжиниринг», налажен совместный выпуск микроэлектроники в рамках специальных программ.
Продолжается прогресс в формировании единого навигационного пространства России и Белоруссии на базе системы ГЛОНАСС. Реализуются проекты в сфере дистанционного зондирования земли.
Стратегический характер носит российско-белорусское сотрудничество в энергетике. Полным ходом идёт сооружение белорусской атомной электростанции. Безусловно, это один из наших флагманских проектов. Напомню, что объём российских капиталовложений – 10 миллиардов долларов. Запуск первого энергоблока запланирован на 2018 год, второго – на 2020 год.
Обсуждались и вопросы безопасности Союзного государства. В тот момент, когда в соседней Украине открывается постоянно действующий натовский центр (включая сегмент управления и связи), не реагировать на новое приближение инфраструктуры НАТО к границам России и Белоруссии – просто непозволительно. В ходе заседания Высшего Госсовета Союзного государства было отмечено, что по линии силовых структур Москва и Минск выработали чёткий план действий совместной региональной группировки войск.
По словам Александра Лукашенко, Союзное государство «держит порох сухим», так как сохраняются военно-политические кризисы и возвращение ряда стран «к блоковому мышлению». Другое дело, что белорусский президент не упомянул следующее: а есть ли у этого «ряда стран» собственное мышление, или всё-таки весь их мыслительный процесс укладывается в те формулы, которые спускаются одним «исключительным» мыслителем...
После появления в западных СМИ информации о том, что в Польше к 2018 году появится американская инфраструктура ПРО, и что инженерные потуги Вашингтона в этом направлении уже имеют место, Россия и Белоруссия по определению будут отвечать. И этот ответ будет прост: на военных картах Польшу попросту выделят в качестве новой цели. И все стенания Варшавы о том, что «Россия приближается к рубежам НАТО», и Москве, и Минску, как говорится, по боку. Защита союзно-национальных интересов – прежде всего. И если та же Польша и прочие соседушки решили, что в агрессивной блоковости – главное европейское счастье, то это уже их проблемы...