Оружие,огнестрельное оружие Форум об оружииМировое оружие Журнал оружиеОбои оружия
 
Пистолеты Пистолеты
Пистолеты пулеметы
Винтовки
Снайперские винтовки
Дробовики
пулемёты
Гранатометы
Патроны

Хрущёвщина против советской промышленности

Хрущёвщина против советской промышленности

Н. Хрущёв не только подорвал сельское хозяйство страны, заложив под него «мины», которые будут десятилетиями подрывать развитие этой отрасли, но и нанес серьёзный урон промышленности. Именно при Хрущёве были погублены сталинские большие проекты, которые продолжали развитие инфраструктуры огромной страны и формировали фундамент величайшей в мире сверхдержавы. Кроме того, при Хрущёве Советский Союз стал ориентироваться на ввоз товаров, и была создана зависимость от импорта, которая после гибели СССР приобрела характер, подрывающий национальную безопасность страны.

Практически сразу после смерти (или убийства) Сталина постановлением Совета министров СССР от 21 марта 1953 года де-факто была отменена сталинская экономическая политика. А ведь политика Сталина в области развития народного хозяйства позволила СССР одним рывком уничтожить отставание от передовых западных держав; подготовить страну к войне практически со всей Европой во главе с гитлеровской Германией и победить в этой страшной войне; в кратчайшие сроки восстановить разрушенное хозяйство; показывать великолепные темпы роста — «советское чудо»; совершить небывалый рывок в области военных, ракетных, ядерных (включая мирный атом) и космических технологий и т. д.

Прикрываясь тем, что развитие ряда инфраструктурных проектов в сфере гидротехнических сооружений, железных, шоссейных дорог и предприятий, «не вызывается неотложными нуждами народного хозяйства, Совет Министров СССР постановил прекратить строительство:


— гидротехнических сооружений — Главный Туркменский канал; самотечный канал Волга—Урал; Волго-Балтийский водный путь (вторая нитка); гидроузлы на Нижнем Дону; Усть-Донецкий порт;

— железных и автомобильных дорог: железная дорога Чум—Салехард—Игарка (т. н. «Заполярный Транссиб», имеющий огромное стратегическое и экономическое значение для России), в т. ч. судоремонтные мастерские, порт и поселок в районе Игарки; железная дорога Комсомольск—Победино; тоннельный переход под Татарским проливом; железная дорога Апатиты—Кейва—Поной; железная дорога Варфоломевка—Чугуевка — бухта Ольга; железная дорога Чугуевка—Сергеевка; железная дорога Архангельск—Ручьи—Мезень; железная дорога Красноярск—Енисейск; железная дорога Петропавловск-Камчатский—Усть-Большерецк; автомобильная дорога Усть-Большерецк—Озеровский рыбкомбинат; автомобильные дороги на Кольском полуострове, в Архангельской и Мурманской областях и на побережье Балтийского моря;

— промышленных предприятий — Кировский химический завод; Черногорский завод искусственного жидкого топлива; Араличевский завод искусственного жидкого топлива; верфь металлического судостроения в Осетрово.

Министерства обязали в двухнедельный срок разработать и представить в Совет Министров СССР мероприятия по проведению консервации или ликвидации указанных в строительств. В частности, Министерство обороны должно было прекратить комплектование двух дорожно-строительных дивизий, на которые возлагалось выполнение работ по строительству железной дороги Петропавловск-Камчатский—Усть-Большерецк и автомобильной дороги Усть-Большерецк—Озерковский рыбкомбинат; расформировать дорожные военно-строительные части, сформированные для выполнения работ по строительству дорог на Кольском полуострове, в Архангельской области и на побережье Балтийского моря.

Стоит отметить, что при Сталине ещё в начале 1950-х около 20 экономических и транспортных НИИ СССР и до 40 общесоюзных и республиканских министерств экономического профиля представили совместно разработанный прогноз диспропорций в советской экономике. Сообщалось, что во многих регионах необходимо развивать энергетику, промышленные мощности, в том числе на базе местного сырья, а также транспортную инфраструктуру. Иначе эти регионы будут всё в меньшей степени участвовать в товарообмене с другими регионами. Причем наиболее актуальной эта проблема была для РСФСР (современная Российская Федерация). И эти проблемы планировали решать с 1953 года.

Характерно, что в других союзных республиках были «заморожены» или отменены лишь некоторые проекты. Схожая ситуация была и странах соцблока. «Сталинские» проекты в социалистических странах не были отменены. Москва не подвергла ревизии планы финансово-экономической и научно-технической помощи СССР, включающие промышленные, транспортные, энергетические и др. проекты. В результате темпы экономического роста во всех странах социализма с середины 1950-х до начала 1980-х были, минимум на треть, выше, чем в СССР и наполовину, а то и вдвое больше, чем в РСФСР.

Таким образом, за счёт коренных русских земель шло приоритетное развитие национальных окраин, и поддерживали «братские» соцстраны, большая часть которых после 1991 года легко переметнулась в лагерь НАТО, наплевав на заслуги русских в развитии из стран.

Однако по воле Хрущёва и хрущёвцев индустриализация России была приостановлена. Промышленная программа 1953-1955 г. была отменена. В СССР сделали упор на сельское хозяйство и, в основном, на освоение обширных целинных и залежных земель. На это потратили время, большие средства, бросили людей и технику. Всё это пустили в распыл, на неподготовленное и избыточное освоение целины. Но самое страшное, что туда же ушли немалая доля энтузиазма и трудового напряжения самой энергичной части советского общества. Это серьёзно замедлило индустриальное развитие СССР.

Правда, стоит помнить во время правления Брежнева в 1960-х — начале 1980-х годов часть этих проектов всё же реализовали. Пришлось вспомнить о сталинских проектах. При этом никто не осмелился сказать, что «антииндустриальное» постановление правительства от 21 марта 1953 года оказалось ошибочным или даже преступным. Некоторые же из сталинских проектов вспоминают и в современной России. «Заполярный Транссиб», тоннель под Татарским проливом, строительство железных и автодорог на побережье Финского залива, Балтийского и Баренцева морей и т. д. всё это актуально и в настоящее время. Особенно когда вопрос выживания РФ — это новая индустриализация.

Таким образом, политика Хрущёва нанесла огромный урон хозяйству Советского Союза и особенно РСФСР (России). Во-первых, из-за отмены или длительной консервации проектов многих портов и сухопутных артерий Советский Союз в 1960-х — 1980-х годах (и по этой же причине современная РФ) понес большой ущерб в сфере морских перевозок, развития портов и, в целом, в конкурентоспособности отечественной транспортной инфраструктуры. СССР пришлось тратить крупные средства на транзит своих грузов через соседние государства. Эту же болезнь наследовала и РФ, которая была вынуждена пользоваться транзитными возможностями стран Прибалтики, Финляндии, Польши, Белоруссии, Украины, Турции, Ирана и Китая. В настоящее время, когда Россия оказалась на грани войны с Украиной и Турцией, а также подверглась давлению США и стран ЕС, эта проблема стала особенно очевидна. Причём это не только проблема потери денежных средств, но стратегической безопасности, устойчивости России в условиях начала мировой войны.

Во-вторых, не был решен вопрос диспропорций в межрегиональных транспортно-экономических связях.

В-третьих, возникла проблема индустриального и комплексного развития многих регионов РСФСР (современной России). В первую очередь это касается обширных северных, сибирских и дальневосточных территорий. К примеру, многие области Русского Севера, Северного Урала, Сибири, Дальнего Востока России до сих пор или соединены крайне слабо или вообще не соединены ни друг с другом, ни с другими регионами страны.

В-четвёртых, ресурсы, средства и творческий, созидательный потенциал людей тратили на первоочередное развитие национальных республик СССР и стран соцблока, в ущерб развитию собственно ядра русской (советской) цивилизации — РСФСР-России.

Другие «перекосы»

В 1957 году был взят курс на децентрализацию народного хозяйства. Отраслевые министерства, союзные и республиканские, ликвидировались. Вместо них стал создавать совнархозы (советы народного хозяйства) по территориальному признаку. В той или иной области фабрики и заводы, которые часто принадлежали к разным ведомствам и отраслям, стали объединять под общим руководством.

Это привело к хаосу, нарушению снабжения и финансирования, разрыву отраслевых связей и другим негативным процессам. В результате стали укрупнять совнархозы, над региональными создали республиканские, а затем и общесоюзный. Однако ситуацию не выправили. После отставки Хрущева было принято решение об отказе от совнархозов и о возвращении к отраслевой системе управления. Промышленные министерства восстановили.

Были и другие «перекосы». При Сталине во время индустриализации и послевоенного восстановления приоритеты отдавались тяжелой промышленности, производству средств производства. Тогда это было оправдано. Однако при Хрущёве перекос в пользу тяжелой промышленности превысил даже сталинский. Если в 1954 году на тяжелую промышленность приходилось 70% продукции, то к началу 1960-х годов крен достиг 75%. Товары народного потребления просто стали исчезать с прилавков. И это при одновременном разрушении сельского хозяйства — целинная, кукурузная, мясная, молочная кампании.

Ликвидация «сталинских предпринимателей»

Казалось бы, какое может быть при Сталине предпринимательство? Многие сразу вспоминают вдолбленные со школы стереотипы: командно-административная система, плановая экономика, строительство развитого социализма, НЭП давно прикрыли. Однако при Сталине предпринимательство развивалось, и даже весьма мощно. Пока троцкист Хрущёв в 1956 году не прикрыл и ликвидировал этот сектор народного хозяйства вместе с разрешёнными при Сталине приусадебными участками.

При Сталине это был весьма сильный сектор хозяйства страны, который производил в годы войны даже оружие и боеприпасы. В сталинском СССР предпринимательство — в форме производственных и промысловых артелей — всячески и всемерно поддерживалось. В итоге в советском государстве после Сталина осталось 114 тыс. мастерских и предприятий самых разных направлений — от пищевой промышленности и металлообработки до ювелирного дела и химической промышленности! На этих предприятиях трудилось около 2 млн. человек, они производили почти 6% валовой продукции промышленности Союза. Причём артели и кооперативы производили 40% мебели, 70% металлической посуды, более трети всего трикотажа, почти все детские игрушки. То есть предприниматели играли важную роль в легкой промышленности, наиболее проблемном секторе Советского Союза. В предпринимательском секторе работало около сотни конструкторских бюро, 22 экспериментальных лаборатории и даже два научно-исследовательских института.

Предприятия производили не только такие простейшие предметы, как детские игрушки, но и практически все необходимые в быту предметы: в послевоенные годы в провинциальной глубинке до 40% всех предметов, которые находились в доме (посуда, мебель, обувь, одежда и т. д.), а также сложные предметы (первые советские ламповые приёмники, первые в СССР радиолы, первые телевизоры с электронно-лучевой трубкой).

Таким образом, в Сталинской империи активно формировалась особая модель, когда частное предпринимательство рационально дополняло государственную промышленность; развивалось предпринимательство настоящее, производительное, а не паразитарно-спекулятивное, расплодившееся в годы горбачёвской «перестройки» и либеральных реформ 1990-х годов.

Хрущёвская «перестройка-1» всё это разрушила. За несколько лет многие из того, что пестовалось, растилось десятилетиями, было уничтожено. В 1956 г. было постановлено к 1960 г. полностью передать государству все артельные предприятия. Исключение сделали только для мелкого производства бытового обслуживания, художественных промыслов, и артелей инвалидов, но им запретили осуществлять регулярную розничную торговлю своей продукцией. Артельная собственность отчуждалась безвозмездно. Это было несправедливо. Собственность артелей была честно нажита тяжким трудом и часто усилием многих лет и даже десятилетий. Эта собственность служила обществу, была производственной. Частное производство, которые органично дополняло государственную промышленность, уничтожили.

Вас заинтересует

  • Предприниматели Сталина
  • Импульсы развития отечественной радиопромышленности
  • «Хрущёвщина
  • За что "западенцам" стоит благодарить Сталина. "Развитие промышленности на западной Украине нередко шло в ущерб СССР"
  • "Красный милитаризм" Тухачевского , а также оборонная политика советского руководства



  • Категория: Военная политика / new|Просмотров: 413 | Добавил: Лось | Дата: 1-03-2016, 18:44 | | | Дополнить статью!
    Рейтинг:
    1 0

    LadaMor   1 марта 2016 19:44
    В порядке дополнительной информации.Названые северные стройки т.н. Заполярный Транссиб 1947 - 1953г.г стало элементарно некем строить. У исполнителя, ГУЛЖД МВД СССР кончилась рабочая сила - заключенные. З/к.В разрушенной стране, где половина жителей ютились в бараках и землянках, в тот момент строительство жд на вечной мерзлоте было не самым главным. Да и потом, к этим сомнительным стройкам не возвращались.

    Dchoolerk   1 марта 2016 19:44
    Зачем так много статей о хрущевщине? Написал бы сразу в чем он не виноват или, что виноват во всем. К чему так рапекаться то? Похоже, слово - деньги

    Vasyl   1 марта 2016 19:44
    Из Жванецкого - "давайте спорить о вкусе ананаса с теми, которые их ели". Я жил при Хрущеве. О нем ходило много анекдотов, но страна реально развивалась. Строились дороги, дома, заводы. После денежной реформы цены на продукты питания несколько выросли, но на промтовары снизились. Именно при нем в дома пришли телевидение, холодильники и те же стиральные машины. И это наша с вами история, господа критиканы. А историю Отечества прежде уважать надо, а не хаять, распиливая по частям длинною по времени правления того или иного главы государства. Кто не жил в бараках, этого не поймет. Как то так.

    AlenkaFek   1 марта 2016 19:44
    Как это автор не написал про развал советской науки при Хрущеве, до кучи? В 50-е - первой половине 60-х гг. Советский Союз достиг больших успехов во многих отраслях. Огромными шагами вперед двигалась отечественная наука. В 1954 г. в СССР была пущена первая в ми-ре атомная электростанция в Обнинске. Развивалась система Академии наук. В 1957 г. принимается ре-шение о создании крупного научного центра - Сибирского отделения АН СССР. В районе Новосибирска началось строительство научного городка ("Академгородок"), который спустя несколько лет превратился в крупнейший исследовательский центр. Одновременно шел процесс создания отрасле-вых академий: медицинской, сельскохозяйственной, педагогической, архитектуры и строительства. Крупные успехи были достигнуты советской наукой в области физики атомного ядра и физики полупроводников. В 1957 г. в стране начал действовать самый мощный в мире ускоритель элементар-ных частиц - синхрофазотрон. В это же время развернул свои исследования объединенный Институт ядерных исследований. Научные разработки сопровождались процессом роста кадров и в количествен-ном отношении. По официальным данным, в 1950 г. в СССР насчитывалось 162,5 тыс. научных работ-ников, а в 1960 г. - 354,2 тыс. Настоящий переворот в сознании людей произошел после запуска 4 октября 1957 г. первого со-ветского спутника. Спустя несколько лет, 12 апреля 1961 г. , Ю. А. Гагарин на космическом корабле "Восток" совершил первый в истории полет вокруг земного шара. Началось освоение космоса челове-ком. Значительная доля трудностей, пережитых народами СССР в 50-е и последующие годы, была связана с необходимостью мобилизовать огромные людские и материальные ресурсы для того, чтобы в самые сжатые сроки завершить научные исследования и технические проекты для производства ядерно-го оружия. Большое количество выдающихся ученых было вынуждено заниматься оборонными про-блемами. Впечатляющих результатов в этом направлении удалось достичь уже в начале 50-х гг. Так, в 1954 г. на вооружение истребительной авиации ВВС поступила ракета класса "воздух-воздух", наводя-щаяся на цель по радиолокационному лучу. В 1959 г. на вооружение стратегической авиации ВВС была принята ракета класса "воздух-земля", которая могла запускаться с тяжелого бомбардировщика за 200 км до цели и нести при этом ядерную боеголовку. В том же году группа ученых под руководством С. П. Королева разработала шахтный вариант баллистической ракеты Р-9, способной нести ядерный заряд. Ядерные установки стали использовать в качестве энергетических установок на кораблях (атомный ледокол «Ленин» ) и на подводных лодках. Приоритетными направлениями научно-технической политики были проблемы ядерной физики, ракетной и авиационной техники.

    ghost_flanker   1 марта 2016 19:44
    Однако, у всех этих достижений в период правления Хрущева ноги были заложены в сталинский период. Чтобы новацию довести до ума нужны годы и годы. Полет Гагарина - вершина сталинских проектов. Инерционность таких гигантских проектов минимум десять лет. Даже в сельском хозяйстве отдача от вложений наступает не ранее трех лет, а в животноводстве и того больше. Та же инерционность и у разрушения. У украинцев, многочисленно представленных во власти с революции, никогда не было имперского мышления.

    rasilDip   1 марта 2016 19:44
    Все эти достижения "хрущевские" созданы на сталинском фундаменте. Почему бы не вспомнить кукурузу за полярным кругом и хлопок на Кубани. А как самолёты резали, которые вдруг стали больше не нужны, "так как есть ракеты!" А как Хрущёв выгнал на улицу военных 12000000 человек. Тоже оказались не нужны, в предпенсионном возрасте. А массовые расстрелы рабочих, за то что вышли на улицы? Кровожадный Сталин до этого не додумался ни разу. А либеральный Хрущ рабочих рабочих за здорово живешь взял и пострелял. А знаменитый Ту-22М в нелегальных условиях при Хрущеве начали создавать, потому что этот %удак бы всё КБ Туполева разогнать мог.

    LoadolRu   1 марта 2016 19:44
    Цитата: сибиралт

    FrancissKiva   1 марта 2016 19:44
    Что за безграмотный писал статью?

    RodneyCype   1 марта 2016 19:44
    Вместо дорог на Кольском полуострове и другой подобной лабуды Хрущев дал жилье миллионам простых людей! Но про это нынешний патриоты-->патриоты почему то вспоминать не хотят

    Sturk   1 марта 2016 19:44
    Цитата: robbihood

    DimkaSosiska   1 марта 2016 19:44
    Сейчас опять возвращаются. Значит не такие и сомнительные

    ArthurSa   1 марта 2016 19:44
    Строительство железной дороги вдоль Северного полярного круга Салехард - Игарка, известной также как "мертвая дорога", можно считать одним из самых грандиозных проектов ГУЛАГа. 22 апреля 1947 Совет Министров в Секретном постановлении за №1255-331-сс принял решение приступить о строительстве крупного морского порта в Обской губе в районе Мыса Каменный и железной дороги от ст. Чум (южнее Воркуты) до порта. Необходимость строительства железной дороги была вызвана двумя причинами: экономической - освоение северных территории, богатых полезными ископаемыми и военно-стратегической - защита Арктического побережья. Идея строительства принадлежит самому Сталину: "Надо браться за Север, с Севера Сибирь ничем не прикрыта, а политическая ситуация очень опасная". Строительство было поручено вести Главному управлению лагерного железнодорожного строительства (ГУЛЖДС), входившего в систему ГУЛАГа. Основной рабочей силой были заключенные и ссыльные. Вольнонаемные составляли незначительное число и занимали в основном руководящие должности.К концу 1948 г. была построена ветка Чум - Лабытнанги (поселок в устье Оби) протяженностью 196 км. К этому же времени выяснилось, что в районе мыса Каменного сооружение морского порта невозможно из-за гидрогеологических особенностей. Однако от идеи создания заполярного порта на трассе Севморпути не отказались. Было предложено перенести порт в район Игарки (север Красноярского края), для чего требовалось продолжить линию Чум - Лабытнанги на восток. Были созданы два управления строительства: №501 с центром в Салехарде и №503 в Игарке (управления имели номера, поскольку строительство было засекреченным). Строительство железной дороги велось навстречу друг другу.По архивным источникам приблизительное количество заключенных на всей трассе Салехард - Игарка колебалось от 80 до 100 тысяч. Несмотря на суровые природные условия: морозы под 50 градусов, болота, бездорожье, гнус, дорога возводилась быстрыми темпами. К началу 1953 г. было построено около 800 км из запроектированных 1482 км. На западном отрезке полностью была построена ветка Чум - Салехард. От Салехарда до Надыма было открыто рабочее движение. На центральном участке - от р.Большая Хетта до р.Пур было уложено 150 км земляного полотна. На восточном участке - от Ермаково до Янова Стана на р.Турухан - было открыто рабочее движение. На реках Обь и Енисей действовала паромно-ледовая переправа. Оставался недостроенным центральный участок стройки - между Пуром и Тазом. В 1953 г. вскоре после смерти Сталина, правительством было принято решение о консервации стройки и последующей ее ликвидации.В отличие от других "великих строек коммунизма" Северная железная дорога оказалось мертвой дорогой. На строительство было затрачено несколько миллиардов рублей. На ее ликвидацию только в 1953 г. было потрачено 78 млн. р. (по ценам того времени). Но огромное количество материальных ценностей так и не удалось вывезти (из-за удаленности от населенных пунктов и отсутствия транспорта). Многое из оборудования, мебели, одежды уничтожалось на глазах жителей ж.-д.поселков. Остались брошенные паровозы, опустевшие бараки, километры колючей проволоки и тысячи погибших заключенных-строителей, цена жизни которых не поддается никакой бухгалтерии.Сейчас ж.-д. трасса Салехард - Игарка подобна зоне из кинофильма А.Тарковского "Сталкер": вечная мерзлота искорежила рельсы, вздыбила мосты, размыла насыпи, разрушила бараки, опрокинула паровозы.

    thepushkin   1 марта 2016 19:44
    Сейчас получите кучу минусов

    lunytxptw   1 марта 2016 19:44
    Цитата: Игорь39

    WalterPi   1 марта 2016 19:44
    Цитата: Мистер ПИП

    Amebameli   1 марта 2016 19:44
    Цитата: avt

    agregat   1 марта 2016 19:44
    Цитата: Мистер ПИП

    WowIdeat   1 марта 2016 19:44
    Цитата: avt

    Логин:
    Пароль:
    Регистрация
    Забыли пароль?


     
    Журналы
    Журнал оружие
    Самодельные jружия
    Свежие новости
    Виды оружея
    Самодельое оружие

    Самодельные пистолеты пулеметы |Дизайн by Devil_Лайка and Vangan|Vangan media © 2009-2020 Sokduerweapons

    » » » Хрущёвщина против советской промышленности