На днях президент Российской Федерации Владимир Путин подписал знаменитый закон «о дальневосточном гектаре». Напомним, что Государственная Дума РФ приняла закон, предполагающий возможность предоставления гражданам Российской Федерации земельных участков размером не более 1 гектара в Дальневосточном федеральном округе. «Дальневосточный гектар» можно будет получить на территории Республики Саха – Якутии, Камчатского, Приморского и Хабаровского краев, Амурской, Магаданской и Сахалинской областей, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа. Земля будет предоставляться гражданам в безвозмездное пользование, а по прошествии пяти лет ее можно будет арендовать или получить в собственность. Но в случае, если земля не используется, последует ее изъятие государством. Для того, чтобы участок был предоставлен гражданину, необходимо его соответствие следующим условиям: 1) нахождение в свободном обороте, 2) отсутствие прав на него третьих лиц, 3) нахождение за пределами особой экономической зоны, зоны территориального развития, территории социально-экономического развития. Кроме того, в выдаче земельного участка могут отказать, если на нем находятся полезные ископаемые. Кроме того, не будут выдаваться в пользование участки, располагающиеся в границах городских округов и сельских поселений, так как на них могут претендовать местные жители, либо они могут быть использованы для муниципальных нужд. Из сферы действия нового закона ко времени его второго обсуждения в российском парламенте были выведены и земли традиционного природопользования коренных и малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока.
Вот отличные виниловые магнитики http://optmagnit.in.ua/vinilovie_magnitiki_na_holodilnik на холодильник по низким ценам.Цель принятого закона сводится к обеспечению дальнейшего развития и заселения российского Дальнего Востока. Известно, что регион, несмотря на его колоссальные площади, является одним из наименее заселенных в Российской Федерации. В перспективе малая заселенность Дальнего Востока и неосвоенность его земель не только препятствуют экономическому развитию региона, но и создают угрозы для национальной безопасности страны, так как пустующие земли неизбежно будут вызывать интерес соседних государств, прежде всего – перенаселенного Китая. Возможность бесплатно получить гектар земли из расчета на каждого гражданина, по мнению российских политиков, станет дополнительным стимулом для освоения Дальнего Востока.
Закон о «дальневосточном гектаре» уже прозвали новой столыпинской реформой. Как известно, в начале ХХ в. начатая тогдашним главой российского правительства Петром Столыпиным аграрная реформа предусматривала, в том числе, и массовое переселение крестьян из Европейской части России в малонаселенные и практически неосвоенные на тот период регионы Сибири, Дальнего Востока, Северного Казахстана. Только в период с 1906 по 1914 гг. в Сибирь переселились из Европейской части России 3 040 333 человека. Хотя 17% переселенцев впоследствии вернулись назад, так как им не понравилось на новом месте, остальные 83% переселенцев обосновались на сибирских и дальневосточных землях.
Фактически именно благодаря столыпинской реформе были заселены огромные территории на Дальнем Востоке и в Сибири, поскольку только за восемь лет с 1906 по 1914 гг. туда прибыло в 1,7 раза больше переселенцев, чем за предыдущие сорок с лишним лет – с 1861 г. (год отмены крепостного права) по 1905 г. однако, следует учитывать, что социально-экономическое и социокультурное развитие России в начале ХХ в., когда свою реформу проводил П.А. Столыпин, и в начале XXI в., когда российские власти вновь озаботились вопросами заселения Дальнего Востока, значительно отличаются. В начале ХХ в. в России существовал внушительный людской ресурс – крестьяне перенаселенных губерний европейской части страны. Это были люди, приученные к сельскохозяйственному труду и, по большому счету, не имевшие особых перспектив в своих родных губерниях. Предоставление земли на Дальнем Востоке и в Сибири было для них шансом начать новую жизнь, пусть и сложную, полную опасностей, но с надеждой на улучшение своего материального положения в будущем.
Сейчас мы наблюдаем в корне иную ситуацию. Поэтому закон о «дальневосточном гектаре», хотя и встретил горячую поддержку в Государственной Думе и со стороны президента страны, в то же время вызывает множество вопросов. Во-первых, не очень понятен правовой статус земель. Лишь после пяти лет гражданин сможет арендовать или приобрести в собственность свой гектар. Но кто даст гарантии, что государство не заберет эту землю обратно, несмотря на то, что человек вложил время, силы, денежные средства в ее обработку? Во-вторых, весьма смущает многих и площадь предоставляемой земли – один гектар. Для постройки дома и обустройства приусадебного участка с садом и огородом гектар земли – более, чем достаточно. Но вот для сельскохозяйственного производства это – совершенно ничтожная площадь. Если только не понимать под сельскохозяйственным производством огородничество, садоводство и птицеводство с целью прокормить одну семью. Но если участки выделяются людям для того, чтобы они кормили только самих себя, тогда в чем смысл задуманного проекта? На экономике Дальнего Востока это все равно не скажется.
Немаловажный момент – и вопрос с развитием необходимой инфраструктуры. Подписывая закон, президент Путин потребовал выделять земли там, где есть возможность обеспечить доступность современной инфраструктуры. Однако, даже в Европейской части России далеко не все населенные пункты обеспечены водоснабжением, канализацией или, хотя бы, газифицированы. Единственный вид жилищно-коммунальной инфраструктуры, наличествующий повсеместно – та самая «лампочка Ильича», электричество, обеспечить которым всю Россию постаралась советская власть. Кроме того, если правительство намеревается привлечь на Дальний Восток семьи с детьми, то встает вопрос об обеспечении переселенцев доступными детскими садами, школами, внешкольными воспитательными учреждениями, поликлиниками и больницами. Все эти учреждения, безусловно, также надо будет укомплектовать и квалифицированными кадрами, а ведь нехватка педагогических и медицинских кадров – острейшая проблема и для сельской местности в Европейской части России.
Приняв закон о «дальневосточном гектаре», российская власть, тем не менее, не может ответить на самый главный вопрос – кто поедет на Дальний Восток осваивать выделяемые земли и что станет основным стимулом для переселенцев? Условия жизни в современном обществе кардинально отличаются от столыпинских времен. Сегодня редко какой человек способен не то, что ехать осваивать земли Дальнего Востока – просто перебраться из города в село, даже в пределах собственного региона. К примеру, на Юге России цены на недвижимость в сельской местности весьма низкие, если не сказать – копеечные. За 200-250 тысяч рублей, а это очень небольшая сумма, можно приобрести целое домовладение в сельских населенных пунктах Ростовской области. Но даже за столь малые деньги никто не спешит перебираться в сельскую местность. Исключение – этнические диаспоры, которые еще сохраняют традиционные устои и иной менталитет. Поэтому во многих населенных пунктах значительную часть населения составляют турки-месхетинцы, цыгане, в Краснодарском крае – курды и езиды. В Саратовскую область, согласно сообщениям ряда средств массовой информации, еще несколько лет назад стали перебираться дунгане – китайские мусульмане, проживающие в большом количестве в Казахстане и Киргизии. Но и они в сельской местности не задерживаются – так, дети зажиточных турок-месхетинцев из той же Ростовской области уже поступают в высшие учебные заведения областного центра и остаются в городах. Отметим – речь идет о населенных пунктах Дона, Кубани, Поволжья – то есть, о благодатных и расположенных в Европейской части России регионах. Что же в этом случае ждать Дальнему Востоку, куда один проезд на семью может сравниться со стоимостью небольшого домика в каком-нибудь воронежском или волгоградском селе?
По мнению министра по делам развития Дальнего Востока Александра Галушки, принятый Государственной Думой РФ закон о «дальневосточном гектаре» предоставляет шанс на самореализацию в дальневосточных областях и краях РФ молодым россиянам. Гражданин может осуществлять любую разрешенную российским законодательством деятельность на выбранном им участке. По словам председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам Николая Панкова, получить в безвозмездное пользование участок земли на Дальнем Востоке смогут представители 30 категорий российских граждан, включая ветеранов, многодетные семьи, учителей со стажем 10-15 лет, фермеров, заслуженных работников, имеющих государственные награды за многолетний труд. Особенно интересна в этом списке категория ветеранов. Так и представляются 90-летние старики - ветераны Великой Отечественной войны, отправляющиеся на Дальний Восток возделывать выделенные им гектары земли. Сомнителен и массовый переезд на Дальний Восток многодетных семей, если только не говорить о вчерашних приезжих из стран Центральной и Восточной Азии. Впрочем, и учитель с 10-15-летним стажем, внезапно решивший «рвануть» на Дальний Восток и переквалифицироваться из учителя в фермера – явление единичное. Вместе с тем, право претендовать на гектар земли получат и те граждане, кто не относится к перечисленным категориям, но планирует работать на земле. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, принятый закон вызвал значительный интерес у российских граждан. В наибольшей степени им заинтересовалась молодежь в возрасте 18-24 лет. Каждый пятый опрошенный допускает для себя возможность участия в программе и возможный переезд на Дальний Восток. Другое дело – сохранят ли свой оптимистичный настрой молодые россияне, когда ознакомятся со всеми особенностями жизни в отдаленных районах страны. Но об этом пока умалчивают и социологи, и чиновники, и представители политических партий.
Кстати, идея о выделении гектара земли каждому желающему весьма взволновала местное население. В частности, в Якутске еще в декабре минувшего 2015 г. прошел пикет за перенос начала реализации законопроекта в Республике Саха. Участники пикета вышли с плакатами «Нет рейдерскому захвату земельных участков», «Ваучеры, бесплатный гектар, а что дальше, господа олигархи?». Протесты были вызваны опасениями жителей Якутии, что вследствие раздачи «дальневосточных гектаров» местное население может остаться без земли. В апреле 2016 г. жители Якутии вновь потребовали не распространять действие принимаемого законопроекта на территорию республики.
Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич считает, что из тех районов Дальнего Востока, которые стали «пионерами» проекта «дальневосточного гектара», для фермерского хозяйства пригодны лишь три района – в Приморском крае, Амурской области и Еврейской автономной области. В остальных районах фактически невозможно вести земледельческое сельское хозяйство. Единственное, для чего их можно использовать – для разведения оленей или мохнатых якутских коров.
С собственным взглядом на программу «дальневосточного гектара» выступил писатель Эдуард Лимонов – лидер непарламентской партии «Другая Россия». Во-первых, Лимонов подверг критике масштабы осуществляемой программы, так как гектар земли на человека, по мнению писателя и политика, - очень маленький участок для того, чтобы говорить о реальном освоении региона в сельскохозяйственном аспекте. Во-вторых, Лимонов задался вопросом, кто поедет осваивать новые земли и пришел к выводу, что в современной России можно возвратить институт ссылки. Лица, совершившие незначительные преступления, могут получить возможность отправиться на освоение Сибири и Дальнего Востока. Дословно цитируя Лимонова, «укравшие джинсы, бутылку водки или проволоку, драчуны, осужденные по статье «Хулиганство», станут ссыльными на наших пустующих землях, близких к Китаю». Но вряд ли можно согласиться с Лимоновым. В современном обществе экономику региона руками ссыльнопоселенцев не поднимешь. Маргиналы, осужденные за драки или мелкие кражи, в лучшем случае смогут худо-бедно прокормить себя с огорода или охоты. И это – только первый аргумент в бесконечном списке возражений против подобной инициативы.
- Этап ссыльных по дороге в Сибирь, 1902 год. Фото: РИА Новости, архив
Несомненно, проблема заселения Дальнего Востока нуждается в решении, причем – как можно более эффективном и оперативном. Но стоит ли создавать иллюзию этого решения, предлагая достаточно спорные программы и инициативы? В первую очередь, на Дальнем Востоке необходимо создать рабочие места с более высокой, чем «на материке» зарплатой, а также сформировать полноценную социально-бытовую инфраструктуру. Только в этом случае будет обеспечен приток в регион переселенцев из других частей России. В противном случае, раздавай ли бесплатные гектары земли или отправляй на освоение дальневосточных территорий ссыльных алкоголиков и хулиганов, ни к какому положительному результату эти меры не приведут.
Когда на Дальнем Востоке будет создано большое количество рабочих мест для специалистов самого разного профиля – от инженеров-программистов до учителей начальных классов, когда будут созданы достойные условия жизни, подразумевающие наличие нормальной инфраструктуры и «человеческие» цены на билеты в Европейскую часть России, тогда люди сами потянутся в регион – за более высокими зарплатами, за льготным жильем, наконец – за возможностью более быстрого карьерного роста. А освоением земель Дальнего Востока с целью производства сельскохозяйственной продукции пусть лучше занимаются аграрные предприятия, чем поселенцы-огородники. При этом предприятия, осваивающие земли Дальнего Востока, должны получать соответствующие государственные льготы или даже дотации, позволяющие им развернуть деятельность в регионе «с нуля». Что касается ветеранов, заслуженных учителей и многодетных семей, то им лучше выдавать земли там, где есть полноценная инфраструктура, ибо первопроходцы из этих категорий не очень хорошие, а вот хорошие участки с развитой инфраструктурой они вполне заслужили.
Вас заинтересует
Ближе к Дальнему Востоку
А так ли ТОЭР угрожают национальной безопасности России?
Эвакуация войск с Дальнего Востока через порты Черного моря с 4 января по 10 июля 1906 года
Об опасности ложной демографии
Ситуация с украинскими переселенцами в России