Великобритания
Британская
зенитная артиллерия оказалась абсолютно не готова к большой войне.
Зенитных орудий в 1939 году в войсках было мало, и в большей своей части
они являлись устаревшими. В британском флоте в годы войны широко
использовались 20-мм автоматические зенитные пушки Oerlikon. Но
англичане не спешили активно внедрять их в сухопутные части ПВО, так как
по своими характеристикам «эрликоны» не намного превосходили
многочисленные зенитные установки пулемётов калибра 12,7-15-мм. В 1942
году на базе крейсерского танка Cruiser Mk.VI была создана ЗСУ Crusader
AA Mk II, вооруженная двумя 20-мм автоматическими пушками. Установленные
в открытой сверху башне спаренные зенитные автоматы имели суммарный
темп стрельбы 900 выстр/мин. Досягаемость по высоте составляла 2000 м.
Начальная скорость бронебойного снаряда - 890 м/с. ЗСУ могла бороться
не только с воздушными, но и с легкобронированными наземными целями.
Такая возможность обеспечивалась наличием двух прицелов: зенитного и для
стрельбы по наземным целям. После того как танк «Крусейдер», шасси
которого было использовано для создания самоходной установки, был снят с
производства, ее продолжали выпускать на шасси танка «Кромвель». В
целом зенитная самоходка получилась достаточно удачной и использовалась
вплоть до окончания боевых действий. Неизвестно, сколько лёгких танков и
немецких БТР удалось подбить огнём 20-мм спарок, но в уличных боях при
уничтожении огневых точек на чердаках и верхних этажах зданий они
действовали достаточно успешно.
Вот отличная лента липучка
http://mirena-lider.ru/katalog/shvejnaya-furnitura/lipuchka/.
В 1944 году
с использованием наработок польских оружейников, которые сумели
сбежать в Великобританию вместе с чертежами, была создана лёгкая 20-мм
зенитка Polsten. По своим баллистическим характеристикам и темпу
стрельбы она была равноценна зенитным автоматам «Эрликон». Но при этом
«Польстен» получился существенно проще и дешевле.
20-мм зенитная установка Polsten
Установка
имела рекордно малую массу в боевом положении, всего 231 кг, что было
почти вдвое меньше германской 2,0 cm FlaK 30. Боепитание
осуществлялось из 30-ти зарядных магазинов. Помимо одинарных установок,
выпускались строенные и счетверённые орудия, а также ещё более
облегчённый разборный вариант зенитки для парашютно-десантных войск.
Зенитные установки «Польстен» активно использовались на завершающем
этапе боевых действий в Европе и Азии. Так как авиация противника к тому
моменту в воздухе появлялась редко, в основном им приходилось
поддерживать огнём действия своих сухопутных подразделений. В Бирме
20-мм автоматам удалось подбить несколько японских лёгких танков, в
Европе на счету расчётов «Польстенов» имелись немецкие полугусеничные
БТР и САУ на базе легкобронированных тягачей.
Британское
правительство после длительных испытаний во второй половине 30-х
приобрело в Швеции лицензию на производство 40-мм зенитных орудий
Bofors L60. По сравнению с флотскими «пом-помами» того же калибра это
орудие имело большую дальность эффективного огня и досягаемость по
высоте. При этом было существенно легче, проще и надёжней. Осколочный
900-граммовый снаряд (40х311R) покидал ствол Bofors L60 со скоростью 850
м/с. Темп стрельбы — около 120 выстр./мин. Досягаемость по высоте — до
4000 м.
Зенитное орудие устанавливалось на четырёхколёсной
буксируемой повозке. В случае острой необходимости стрельбу можно было
вести прямо с лафета, т.е. «с колес» без установки опор, но с меньшей
точностью. На огневой позиции станина лафета опускалась на землю для
большей устойчивости.
40-мм британский «Бофорс»
В
отличие от немецких и советских расчётов 37-мм зенитных автоматов,
британским расчётам 40-мм «бофорсов» очень редко доводилось вести огонь
по наземным целям. Хотя эти орудия в начальный период войны обладали
неплохим противотанковым потенциалом. 40-мм бронебойные снаряды могли
пробить 50-мм броню на дистанции 500 метров.
ЗСУ Carrier SP 4x4 40-мм AA 30cwt
Гораздо
чаще, чем буксируемые установки для стрельбы по бронетехнике,
применялись 40-мм зенитки смонтированные на «грузовых» ЗСУ Carrier SP
4x4 40-мм AA 30cwt. Самоходка была создана путём монтажа зенитного
орудия на шасси четырехколесного грузовика повышенной проходимости
Morris.
В меньшем количестве строились ЗСУ Crusader III AA Mark.
По огневой мощи они даже превосходили своего прародителя – крейсерский
танк «Крусейдер». В Северной Африке, помимо своего прямого назначения,
британские 40-мм ЗСУ оказывали огневую поддержку пехоте и боролись с
немецкой бронетехникой. Их огневые возможности в 1941-1942 годах
позволяли успешно уничтожать лёгкие и средние немецкие танки.
В
годы Первой мировой в Великобритании на вооружение поступило 76,2-мм
зенитное орудие Q. F. 3-in 20cwt. Оно было запущено в производство в
1914 году и первоначально оно предназначалось для вооружения кораблей. В
межвоенный период орудие подверглось модернизации с целью повышения
боевых характеристик. Для повышения эффективности стрельбы взамен
шрапнели была принята осколочная граната с дистанционным взрывателем
массой 5,7 кг, покидавшая ствол со скоростью 610 м/с. Скорострельность
орудия — 12-14 выстр./мин. Досягаемость по высоте — до 5000 м. По меркам
конца 20-х середины 30-х годов Q. F. 3-in 20cwt являлась очень неплохой
зениткой, но к моменту вступления Великобритании в войну орудие явно
устарело.
76,2-мм зенитное орудие Q. F. 3-in 20cwt
Всего
в Англии произвели около 1000 76-мм зенитных орудий модификаций: Mk II,
Mk IIA, Mk III и Mk IV. Кроме британских вооруженных сил, орудия
поставлялись в Австралию и Канаду. Для повышения мобильности существовал
вариант на специальной четырехопорной платформе, вместе с которой
зенитка могла перевозиться в кузове тяжелого грузовика.
Несмотря
на явное несоответствие современным требованиям, зенитная пушка до
момента снятия с вооружения пользовалась популярностью в войсках. Данное
обстоятельство объясняется сравнительно небольшой массой и простой
конструкцией.
Орудие Q. F. 3-in 20cwt было основным в батареях
ПВО Британского экспедиционного корпуса во Франции. При эвакуации
остатков Британского экспедиционного корпуса все 3-дюймовые зенитки были
уничтожены или достались врагу в качестве трофеев. 76-мм зенитные
орудия неплохо себя проявили в боях с японцами. Несмотря на отсутствие в
боекомплекте бронебойных снарядов, осколочные гранаты с взрывателем,
поставленным на замедленное срабатывание, показали неплохие результаты
против легкобронированных японских танков.
В 1938 году на
испытания поступили первые образцы 94-мм (3,7-дюймовой) зенитки. В 1939
году орудия, получившие обозначение 3.7-Inch QF AA, начали поступать на
вооружение батарей ПВО. Вскоре они серьёзно потеснили старые
«трёхдюймовки». К 1941 году орудия данной марки стали основой зенитной
артиллерии Великобритании. 94-мм зенитки обладали отличной досягаемостью
по высоте и хорошим поражающим действием снаряда. Осколочный снаряд
массой 12,96 кг с начальной скоростью 810 м/с мог уничтожать цели на
высоте до 9000 м.
Зенитное орудие 3.7-Inch QF AA
3.7-Inch
QF AA являлось очень мощным орудием, теоретически способным пробить
лобовую броню любого серийного танка, участвовавшего во Второй мировой
войне. Но для стрельбы по наземным целям оно применялось редко.
Столкнувшись в Северной Африке с убийственной мощью немецких
«восемь-восемь», англичане попытались использовать свои тяжелые зенитки
аналогичным образом, при этом наведение на цель осуществлялось через
канал ствола. Впрочем, того же эффекта достичь им не удалось. Этому
препятствовал значительный вес повозки с орудием - 9317 кг и отсутствие
подходящих прицелов. 94-мм зенитные пушки неплохо себя проявили в
качестве орудий береговой обороны и в как средство контрбатарейной
борьбы. Другие британские зенитные орудия большего калибра в силу
чрезмерного веса были чисто стационарными системами, непригодными для
целей ПТО.
США
В конце 30-х годов американские
вооруженные силы находились в стадии реорганизации, технического
переоснащения и перевооружения. Только боевые корабли ВМС имели более
или менее адекватное зенитное прикрытие. Зенитное вооружение сухопутных
подразделений соответствовало реалиям 20-х годов.
В американском
флоте получили широкое распространение лицензионные 20-мм зенитные
установки «Эрликон», обозначаемые как 20 mm/70 (0.79") FFS. Эти зенитки
в США были чисто флотской системой и на берегу использовались мало.
Армейские генералы предпочли 12.7-мм пулемёты «Браунинг» М2, близкие к
20-мм пушкам по дальности ведения огня и бронепробиваемости, но при этом
весившие и стоившие меньше. Ограниченной серией (всего 110 машин) в США
для ПВО сухопутных войск строили ЗСУ Т10 со спаренными 20-мм пушками. В
1938 году в войска начала поступать автоматическая 37-мм зенитка. Её
создание велось Джоном Браунингом с середины 20-х годов. После смерти
конструктора процесс доводки затормозился и орудие запустили в серийное
производство незадолго до начала Второй мировой.
37-мм зенитное орудие М1А2
После
создания улучшенного лафета орудие получило обозначение М1А2.
Конструкция зенитки являлась вполне работоспособной, но её подвёл
недостаточно мощный боеприпас, из-за которого было затруднено поражение
скоростных современных самолётов. После начала боевых действий в Европе
британцы обратились с просьбой использовать часть американских
производственных мощностей под выпуск 40-мм зениток «Бофорс» для
Великобритании. Испытав их, американские военные убедились в
превосходстве этих зениток над 37-мм отечественными. Массовое
поступление Bofors L60 в зенитные армейские части США началось в 1942
году, после того как на американских предприятиях было налажено
производство этих орудий по заказу Великобритании. Ускорить налаживание
производства зениток помог комплект технологической документации,
переданный англичанами. Фактически лицензия на орудия в США была
получена от фирмы «Бофорс» уже после начала их массового поступления в
войска.
Для повышения мобильности и возможности сопровождения
войск зенитные автоматы устанавливались на грузовики. Наиболее
распространенной «грузовой» самоходкой стала ЗСУ на базе 2,5-тонного
шасси грузовика GMC CCKW-353. Эти машины использовались в Северной
Африке и в Италии для уничтожения наземных целей.
Опыт боевых
действий показал необходимость бронированной ЗСУ на танковом шасси,
способной действовать в одних боевых порядках с танками. Испытания такой
машины, вооруженной двумя 40-мм автоматами в открытой сверху башне,
установленной на шасси лёгкого танка М24, провели весной 1944 года. Но
доводка ЗСУ затянулась и до окончания войны в войска успели поставить
очень незначительное количество.
В 1939 году на вооружении
сухопутных подразделений противовоздушной обороны армии США не было
современных зенитных орудий среднего калибра. Имеющиеся в количестве 807
единиц 76,2-мм зенитные пушки М3 не соответствовали современным
требованиям. Их характеристики были невысокими, орудие являлось сложным и
металлоёмким в производстве. Зенитная пушка М3 была создана на базе
орудия береговой обороны времён Первой мировой и абсолютно не
соответствовала современным реалиям. Больше всего нареканий вызывал
абсолютно неприемлемый вес орудия - 7620 кг. Для сравнения: советская
76-мм зенитная пушка образца 1931 года (3-К) была почти вдвое легче —
3750 кг, превосходя американское орудие по эффективности, будучи
значительно дешевле.
76-мм зенитное орудие М3
Станина
для орудия представляла собой цокольное основание с рядом длинных
балок, на которые и был положен мелкоячеистый металлический сборный пол.
Металлическая площадка оказалась очень удобной для работы расчёта, но
её сборка и разборка при смене позиций была сложной и трудоёмкой,
требовала много времени и сильно ограничивала мобильность артиллерийской
системы в целом. К моменту вступления США в войну в 1941 году зенитки
М3 участвовали в обороне Филиппин от японцев. Несколько батарей
трёхдюймовок задержались в других районах Тихого океана, оставаясь в
строю до 1943 года.
Для замены тяжелых и устаревших 76-мм зениток
в 1941 году начались поставки 90-мм орудий М1. Калибр нового зенитного
орудия был выбран исходя из массы снаряда, снаряд такого калибра
считался пределом того веса, с которым мог нормально управляться обычный
солдат. Орудие имело достаточно высокие характеристики, осколочный
снаряд массой 10,6 кг разгонялся в стволе длиной 4,5 м до 823 м/с,
обеспечивая досягаемость по высоте более 10000 м. Но оно также было
слишком тяжелым, так как унаследовало от М3 конструкцию разборной
станины. При перебазировании процесс складывания всех элементов станины и
платформы на одноосное шасси был очень длительным и сложным. К тому же
орудие не имело прицелов для ведения огня по наземным целям, а ствол не
мог опускаться ниже 0°.
90-мм зенитное орудие М2
В
целях повышения мобильных качеств и возможности уничтожения наземных
целей в 1942 году в США разработали 90-мм орудие М2. Конструкция лафета
М2 была создана заново. Низкий огневой стол опирался при стрельбе на
четыре опорные балки. Вес орудия в боевом положении снизился до 6000 кг.
Для защиты расчёта появился броневой щит. Устройство пушки позволяло
использовать её и для стрельбы по наземным подвижным и неподвижным
целям. Максимальная дальность стрельбы 19000 м делала её эффективным
средством контрбатарейной борьбы.
К августу 1945 года
американская промышленность произвела 7831 90-мм зенитное орудие разных
модификаций. После высадки американцев в Нормандии, зенитки М2
обеспечивали ПВО сухопутных подразделений. Достоверных данных о том, что
они привлекались для борьбы с немецкими танками, нет, но огневую
поддержку сухопутных войск и контрбатарейную борьбу 90-мм зенитные
орудия осуществляли.
Артиллерийская часть 90-мм орудия
использовали при создании ПТ САУ М36 на шасси среднего танка «Шерман».
Эта противотанковая самоходная установка активно использовалась в боях в
северо-западной Европе с августа 1944 до самого конца войны. ПТ САУ M36
благодаря мощной длинноствольной 90-мм пушке оказалась единственным
сухопутным средством американцев, способным эффективно бороться с
немецкими тяжёлыми танками, поскольку танк M26 Pershing, вооружённый
такой же пушкой, поступил в войска практически к самому концу войны.
Британские
и американские зенитные пушки среднего и крупного калибров практически
не использовались для борьбы с вражеской бронетехникой. В 1941-1942
годах, как у британцев, так и у американцев наблюдался острый дефицит
современных дальнобойных зенитных орудий. К тому же, как британские, так
и американские зенитки, обладающие значимым противотанковым
потенциалом, имели низкую мобильность. После высадки в Нормандии и
Италии, когда основные силы вермахта были перемолоты или связаны на
Восточном фронте, у союзников имелось достаточное количество
противотанковых орудий и танков. Кроме того, основным противотанковым
средством англичан и американцев после 1944 года была авиация, днём и
ночью уничтожавшая коммуникации противника, в силу чего немецкие танки
не могли воевать без горючего и боеприпасов.
Вас заинтересует
Японские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 2-я
Американские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 2-я
Американские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 1-я
40-мм зенитный автомат Bofors L/60
Послевоенная советская зенитная артиллерия. Часть 1-я