Свои попытки построить мощную самоходную артиллерийскую установку
предприняла во время Второй мировой войны и Япония. Правда,
танкостроение явно не было главным козырем страны восходящего солнца.
Японские инженеры создали свою самоходную артиллерийскую установку
класса самоходных гаубиц «Хо-Ро» еще в начале 1940-х годов, базой для
самоходки стал средний японский танк «Чи-Ха». Выпускалась она очень
скромной серией, по разным данным, до 1943 года было построено всего от
12 до 25 САУ данного типа. Советую отличное
казино онлайн .
На протяжении всей Второй мировой
войны японская армия почти не получала самоходных артиллерийских
установок, так как длительное время на них не было ни спроса, ни четких
спецификаций. Пока в 1931-1938 годах шли активные боевые действия в
Китае, ни армия, ни флот Японии не чувствовали потребности в мобильной
артиллерии, так как с поставленными задачами они справлялись при помощи
обыкновенной полевой артиллерии и танков. Первый тревожный «звонок» для
японского командования прозвучал только во время боев, которые велись в
Голландской Ост-Индии (Индонезия) и в Новой Гвинее, где местность не
особо располагала к использованию обычной буксируемой артиллерии. После
этого и был получен заказ на разработку самоходной артиллерийской
установки огневой поддержки.
В
качестве базы для новой САУ было решено использовать шасси среднего
танка «Чи-Ха», как наиболее приспособленного на тот момент времени к
установке на него тяжелых артиллерийских систем. Стоит отметить, что
средний танк «Чи-Ха» стал вторым по массовости японским танком периода
Второй мировой войны, именно эта боевая машина составляла основу
японских бронетанковых войск и активно использовалась на всех ТВД, на
которых вели боевые действия японские части.
В целом японская программа создания САУ была неплохо продумана и
соответствовала вызовам своего времени. Всего с 1938 по 1942 годы в
Японии велась разработка самоходных артиллерийских установок трех
основных типов: самоходные 75-мм и 77-мм противотанковые пушки;
самоходные гаубицы и мортиры калибра 75-мм, 105-мм, 150-мм и даже
300-мм; самоходные зенитные установки калибра 20-мм и 37-мм. Все САУ
планировалось создавать на шасси уже освоенных японской промышленностью
легких и средних танков. Однако планы японского командования и их
реализация имели под собой не так много общего, как хотелось бы японским
военным. В Японии было собрано крайне ограниченное количество самоходок
— немногим более 150 машин всех типов.
Самоходная гаубица
«Хо-Ро» была спроектирована еще в 1939 или 1940 году. Выпуск данной
самоходки начался в 1941 году одновременно с САУ «Хо-Ни», которая
вооружалась 75-мм пушкой и могла использоваться в качестве
противотанковой установки. Обе самоходки создавались для оснащения
танковых дивизий японской армии. Орудия устанавливались в открытой сзади
и сверху клепанной рубке, которая размещалась в средней части корпуса
среднего танка «Чи-Ха» вместо вращающейся башни. При этом базовое
танковое шасси и силовая установка изменений практически не претерпели.
Бронирование корпуса также соответствовало базовому танку, лобовое
бронирование корпуса не превышало 27 мм, борта и корма имели толщину 20
мм.
Ходовая
часть САУ «Хо-Ро» применительно на один борт состояла из 6 опорных
катков с подвеской типа Хара; трех поддерживающих катков; ведущего
переднего колеса и заднего направляющего. В качестве силовой установки
выступал 12-цилиндровый двухтактный танковый дизельный двигатель
воздушного охлаждения мощностью 170 л.с. Данный мотор был специально
разработан японскими инженерами для среднего танка «Чи-Ха». Дизельные
двигатели стали стандартом для японской бронетехники еще в середине
1930-х годов. Усилия японских конструкторов в данном направлении были
напрямую обусловлены постоянным дефицитом топлива, который ощущался в
Японии, поэтому ставка была сделана именно на дизельные моторы, которые
отличались лучшей экономичностью в сравнении с бензиновыми двигателями, а
также меньшей пожароопасностью.
Основным вооружением самоходной
установки «Хо-Ро» стала полевая 150-мм гаубица тип 38 модели еще 1905
года. Как буксируемое орудие полевой артиллерии она уже считалась
устаревшей, но в самоходном варианте, по мнению японских конструкторов,
могла стать довольно эффективным средством огневой поддержки. Данная
гаубица выпускалась в Японии по лицензии немецкой компании «Крупп». Вес
осколочно-фугасного снаряда данной гаубицы составлял 36 кг, начальная
скорость полета снаряда — 290 м/с. Скорострельность доходила до 5
выстрелов в минуту. Дальность ведения огня при угле возвышения орудия до
30 градусов не превышала 5970 метров.
Японские артиллеристы ведут огонь из 150-мм гаубицы Тип 38 во время боев за китайский город Сямынь, фото: waralbum.ru
Гаубица
была установлена в открытой сзади и сверху рубке с лобовым
бронированием 25 мм. В отличие от САУ «Хо-Ни» наклонный лобовой лист
рубки самоходной гаубицы «Хо-Ро» также был и верхним лобовым листом
корпуса. Механик-водитель самоходки имел в своем распоряжении смотровую
щель в нижней части листа. Расчет мог вести наблюдение за местностью
поверх рубки, а также через специальные смотровые люки с откидными
крышками, расположенными в лобовом и бортовом листах рубки. На особой
стойке в корпусе в качестве дополнительного вооружения мог быть
установлен зенитный пулемет. Экипаж самоходной артиллерийской установки
состоял из 5 человек.
Заказ на САУ «Хо-Ро» был весьма скромным
даже по японским меркам. Всего по разным данным в Японии до 1943 года
было собрано от 12 до 25 таких боевых машин, которые, однако,
периодически использовались в боевых действиях против американских войск
на тихоокеанских островах. Данные САУ были сведены в батареи из четырех
установок. Последнее их массовое использование в боевых действиях
приходится, по всей видимости, на декабрь 1944 года, они применялись в
боях на филиппинском острове Лусон. Последние две самоходки были
уничтожены американской артиллерией в битве за Окинаву весной 1945 года.
Японская
самоходная гаубица «Хо-Ро» обладала рядом недостатков. В частности ее
бронирование было достаточно слабым. Броня рубки толщиной 25 мм во лбу и
12 мм по бортам прикрывала только казенник гаубицы, мехвода и
наводчика, остальные члены экипажа САУ бронезащиты с бортов не имели.
Вес самоходной установки превышал 16 тонн, что в совокупности с
установленным двигателем давало удельную мощность не более 10,6 л.с. на
тонну, что для самоходки было в целом приемлемым показателем, но и
резвой ее назвать было трудно. К тому же в условиях жаркого
тихоокеанского климата двигатель довольно быстро перегревался, что также
доставляло экипажу определенные трудности.
Тактико-технические характеристики «Хо-Ро»:
Габаритные размеры: длина корпуса — 5,52 м, ширина корпуса — 2,33 м, высота — 2,36 м, клиренс — 0,4 м.
Боевая масса — 16,3 т.
Бронирование — 12-25 мм.
Вооружение — 150-мм гаубица Тип 38.
Силовая установка — 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель Mitsubishi воздушного охлаждения мощностью 170 л.с.
Максимальная скорость — 40 км/ч (по шоссе).
Запас хода — 200 км.
Экипаж — 5 человек.
Вас заинтересует
САУ T3 Howitzer Motor Carriage: первая «классическая
Индийская самоходная артиллерийская установка Bhim
Отечественные противотанковые самоходные артиллерийские установки. Часть 1-я
Американская опытная САУ T92
105-мм самоходная артиллерийская установка М7 «Priest