Катализатор - это устройство с простой конструкцией, однако его роль
достаточна велика. В результате работы двигателей внутреннего сгорания
образуется масса вредных веществ, которые через выходной тракт
выбрасываются в атмосферу. Каталитический преобразователь позволяет
уменьшить токсичность выхлопных газов.
Вот советую качественный ремонт катализаторов в москве от проекта mr-glushitel.ru .
История создания и внедрения
В
60-х годах правительственные органы всех развитых стран мира решили
обратить особое внимание на выбросы из выхлопных труб машин, ведь
законом загрязнение атмосферы автомобилями не регулировалось.
В
1970 году приняли первые стандарты, которые предъявили автозаводам. В
них были указания по содержанию в выхлопных газах вредных веществ. Эти
стандарты требовали, чтобы в автомобилях использовались преобразователи,
которые бы нейтрализовали вредное воздействие угарного газа и углеводорода. В 1975 году использование катализаторов стало обязательным.
Нейтрализаторы токсичных газов
Каждый
день на дорогах появляется все больше и больше машин. Автомобиль
является мощным источником, загрязняющим атмосферу. Особенно наполнен
газами воздух в больших городах и мегаполисах.
Постоянно издаются
все новые и новые законы, которые должны ограничивать допустимые уровни
выброса газов при работе ДВС. Производители автомобилей стараются
соответствовать этим нормам, поэтому постоянно усовершенствуют топливную
и выхлопную системы, а также изменяют конструкцию мотора.
Немного о выбросах
Чтобы
сделать количество выбросов в атмосферу как можно меньше, современные
двигатели внутреннего сгорания постоянно и очень тщательно контролируют
топливо, которое в них сгорает. Это нужно для того, чтобы
воздушно-топливная смесь была идеальной. При таком соотношении топливо
должно сгореть вместе со всем кислородом, находящимся в воздухе. При
движении машины это соотношение не идеальное. Иногда смесь бедная,
иногда более обогащенная.
Основные загрязнители
Сегодня
основными загрязнителями воздуха считают азот в газообразном состоянии
(N2), диоксид углерода (CO2), а также водяной пар.
Если
рассматривать по сути, то эти продукты горения не опасны. Но ученые
считают, что диоксид углерода влияет на глобальное потепление. В
результате неидеального сгорания топлива и воздуха выделяется небольшое
количество особо вредных газов и веществ. Именно ради них и создавались
эти устройства. К особо опасным веществам можно отнести окись углерода,
различные углеводороды, оксиды азота.
Принцип работы катализаторов
Если
вы вспомните школьный курс химии, то катализатор – это специальное
вещество, позволяющее ускорить химическую реакцию или стать ее причиной.
При этом в продуктах реакций его не будет. Оно просто участвует в
процессе, однако само по себе не является реактивом или продуктом.
В
нейтрализаторах или преобразователях, которые установлены в
автомобилях, различают два вида катализаторов. Это восстанавливающий и
окислительный. Оба изготовлены из керамики, которая покрыта металлами. В
основном в качестве металлов применяют платину или родий. Идея здесь в
создании такой структуры, которая при прохождении выхлопных газов через
нее задействует максимальную площадь, при этом количество катализирующих
веществ должно быть минимальным, так как цена их достаточно высока.
В некоторых преобразователях применяют золото с различными традиционными примесями. Оно способно повысить степень окисления. Это необходимо для того, чтобы можно было снизить выбросы вредных газов.
Виды преобразователей
Многие
современные выпускные и выхлопные системы оснащаются двумя видами
преобразователей нейтрализаторов. То есть чтобы для каждого вещества был
свой элемент, который сведет к минимуму выброс.
Восстанавливающий
катализатор – это самый первый этап процесса нейтрализации и
преобразования. Здесь в составе чаще всего родин, а также платина. Он
призван нейтрализовать оксид азота в выхлопных газах. В результате
образуется кислород и азот.
Окислительный преобразователь является
вторым в этой цепочке. Он призван снизить количество несгоревшего
горючего, а также уменьшить количество окиси углерода. В результате
работы этого преобразователя образуется СО2 (углекислый газ).
Что
касается конструкций данных устройств, то существуют «соты» и
«керамические бусины». В современных автомобилях более распространены
сотовые структуры.
Катализатор ВАЗ
В
автомобилях АвтоВаз в качестве нейтрализатора используется керамическая
структура, покрытая платиной или палладием. Восстановительный
преобразователь на большинстве моделей использует в качестве
нейтрализующих веществ родий и платину.
Люди на особо любят эти
устройства. Во-первых, эта штука стоит достаточно дорого, во-вторых, в
нашей стране из-за низкокачественного топлива преобразователи часто
выходят из строя. Кто-то заменяет их, а кто-то использует
катализаторы-пламегасители.
Пламегаситель
Это некий
заменитель для нейтрализатора. Основная задача, которая перед ним
ставится - это выравнивание потока выхлопа. Благодаря нему работа
выхлопной системы становится более правильной, а также долговечной. За
счет использования этих конструкций можно добавить машине мощности, и
звук мотора будет ровный.
Основное отличие в том, что
пламегаситель не умеет нейтрализовать вредные выбросы. Однако, как
свидетельствуют отечественные нормы, выхлоп совершенно любой иномарки
намного ниже допустимых. Сегодня многие в своих автомобилях меняют
катализатор («Форд Мондео» чаще всего подвергается этому) на
пламегасители. Считается, что с этими устройствами двигатель лучше
«дышит».
Устройство пламегасителей
Конструкция аналогичная
обычным резонаторам. Поэтому в европейских странах такого понятия не
существует. Этот узел называется не иначе, как предварительный
резонатор.
Существуют
прямоточные пламегасители и устройства с диффузором. Последним называют
воронку, которая приварена к трубе в ее середине. Она принудительно
загоняет выхлопные газы в пламегаситель.
Вопросы замены катализаторов
Иногда
на отечественных автомобилях, да и на иномарках, появляется
необходимость заменить нейтрализатор. Например, катализатор 2114-го ВАЗа
существенно улучшает динамику машины, а также позволяет снизить расход
топлива.
К необходимости замены этой детали выхлопной системы
приходят только в двух случаях. Считается, что такой элемент забирает
часть мощности авто. Однако увеличить мощность таким образом - весьма
сомнительное мероприятие.
Во втором случае деталь вышла бы из
строя. Так бывает, если часто заправлять машину некачественным топливом.
Также это случается при некоторых неисправностях мотора, которые
приводят к расходу масла и забиванию сот. Ремонт катализатора необходим,
если были механические повреждение на его корпусе. Кроме того,
преобразователь может прийти в негодность в связи с попаданием в выхлопы
силикона. Еще замена требуется в случае перегрева. Если устройство
нагрелось свыше 970 градусов, то однозначно нужно менять.
Как проверить катализатор?
Если
вы заметили, что машина до какой-то скорости двигается с большим
трудом, а затем работает в обычном режиме, или если скоростные
способности машины постепенно снижаются, либо ваш мотор не запускается
вообще, то вам грозит ремонт катализатора.
Чтобы
проверить эту деталь, необходимо провести демонтаж и осмотреть ее на
просвет. Еще один способ - проверка давления в системе выпуска. Для
этого необходимо на место датчика кислорода установить манометр и снять
показания.
Обманка катализатора
Эти устройства призваны
нейтрализовать токсичность выхлопных газов автомобиля, а также сделать
работу мотора более тихой. Иногда нейтрализатор выходит из строя и ему
необходима замена. Так как стоят эти детали недешево, то автолюбители
ищут компромиссы.
Чтобы решить проблему с этой деталью, иногда
автолюбители применяют так называемые эмуляторы. Существует два вида
этих устройств, один из них механический, второй - электронный.
Механическая
обманка катализатора представляет собой бронзовую или любую другую
металлическую деталь, которая выдерживает высокие температуры. Нужно
учитывать, что размер обманки должен совпадать с размерами
преобразователя. Там, где эмулятор должен будет фиксироваться, нужно
просверлить отверстия для подачи газов. В полости эмулятора есть крошка
из керамики, которая покрыта каталитическим веществом.
Электронное
устройство сделать самостоятельно уже не получится, однако стоит он
значительно дешевле, чем штатный катализатор (цена здесь вполне
существенная).
В
автомобильных магазинах предлагаются достаточно технологичные модели,
но это специальный эмулятор, оснащенный микропроцессором. Он заставляет
блок управления работать правильно. Здесь никакого обмана нет.
Ценовой вопрос
Катализатор
- это важная часть конструкции множества современных автомобилей.
Основное предназначение этого устройства - нейтрализация вредных
выбросов, идущих в атмосферу. Эта деталь не может служить вечно, поэтому
рано или поздно придется ее менять.
Сегодня на автомобильных
рынках можно купить катализатор (цена будет составлять от 4000 рублей и
больше) для отечественных автомобилей. Например, оригинальная запчасть
на машину ВАЗ стоит порядка 5160 рублей. Стоимость замены данной детали
на некоторых иномарках может обойтись в 2400 рублей или больше, но
поменять этот элемент можно и в собственном гараже, своими руками. Данная операция не требует особых усилий и наличия специальных инструментов.
Итак, мы выяснили, что такое автомобильный катализатор, для чего он используется и какова его стоимость. Выбор за вами!
Вас заинтересует
Резонатор глушителя. Неисправности и рекомендации по ремонту boschcarservice.kz
Преобразователь измерительный: классификация, применение купить на shop.lukeys.ru
Плюсы чип-тюнинга двигателя. Чип-тюнинг от форума forum.ecutuning.ru
Промывка сажевого фильтра, способы очистки и прожига от autoproximo.ru
Капитальный ремонт двигателя внутреннего сгорания бмв от мастерской alfa-motor.ru