Газовый танкер ледового класса «Кристоф Де Маржери» прошел Северным морским путем, установив своеобразный рекорд: расстояние до Южной Кореи он преодолел на треть быстрее, чем если бы шел обычным маршрутом, через Суэцкий канал. Это был первый коммерческий рейс газовоза, принадлежащего Совкомфлоту.
Газовоз назван в честь бывшего главного исполнительного директора энергетического концерна Total, кавалера нашего ордена Почета Кристофа Де Маржери, трагически погибшего в авиакатастрофе три года назад в аэропорту Внуково. По-моему, правильно, что так назвали. Total по-прежнему является акционером «Ямал СПГ», а танкер построен, чтобы возить оттуда сжиженный газ. Судно без ледокольного сопровождения способно самостоятельно преодолевать лед толщиной до 2,1 метра.
Вчера в поселке Сабетта, где расположен «Ямал СПГ», проходила встреча представителей стран-участниц Арктического совета. Артур Чилингаров воспользовался случаем, чтобы отрекламировать Северный морской путь: «Грузопоток, формирующийся на ямальском заводе СПГ и Новопортовском месторождении, привел к тому, что в прошлом году грузоперевозки по Северному морскому пути возросли до 7,2 миллионов тонн и впервые превысили перевозки советского периода», — рассказал собравшимся спецпредставитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике.
В этом году рекорд грузопотока по Севморпути будет вновь побит. В первой половине августа ежедневно на трассе находилось более ста российских и иностранных судов, включая первый тяжелый газовоз арктического класса «Кристоф де Маржери».
Арктика — один из театров военных действий в глобальном сражении за углеводороды, которая неизбежно начнется в будущем. На мой взгляд, в этом суровом регионе мы закрепились вовремя и довольно прочно. Еще один завод СПГ работает на Сахалине, третий строится во Владивостоке, еще два планируются в Мурманской области и на Балтике.
Однако трубопроводный газ для нас по-прежнему приоритетный.
Вчера американский Forbes опубликовал неожиданно объективную (если не сказать доброжелательную) статью о проблемах, связанных со строительство «Северного потока – 2». Как известно, Вашингтон пригрозил санкциями всем, кто участвует в реализации этого проекта, уже не скрывая, что пойдет на все, лишь бы не допустить взаимовыгодного российско-германского сотрудничества. «Несмотря на три года санкций против российских энергетических компаний, европейцы продолжают вести дела с российскими партнерами, тогда как многие американские фирмы оказались на обочине», — пишет авторитетное бизнес-издание.
По мнению автора, Германия хочет завершить строительство газопровода и, вероятно, предложит участвующим в проекте компаниям гарантии против санкций. Благодаря этому газопроводу у них будет больше возможности контролировать потоки природного газа в Европу. В результате немцы заменят украинцев в вопросах транзита российского газа на весьма прибыльный европейский газовый рынок.
Честно говоря, я не удивлюсь, если Вашингтон додавит Берлин и в намеченные сроки «Северный поток – 2» построен не будет. Но для меня очевидно и другое: рано или поздно его все равно построят, поскольку и у России, и у Германии это желание есть. Может быть, после Мекрель, поскольку бабушка европейской политики слишком крепко завязана на американцев.
А пока суд да дело, будем строить заводы СПГ и развивать Северный морской путь. Есть во что инвестировать средства, если они высвободятся.
Павел Шипилин