Русская Голгофа: Уникальный Музей новомучеников открылся в Москве
В Русской Православной Церкви продолжаются памятные мероприятия, посвященные 100-летию начала советских антицерковных гонений
В дни 100-летия начала богоборческого террора против Русского Православия, когда в трагическом 1917 году в Царском селе уже был убит первый новомученик нашей Церкви – протоиерей Иоанн Кочуров, память великих подвижников XX века была особо отмечена в стенах Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Именно здесь была открыта уникальная юбилейная выставка, одно название которой позволяет надеяться на ее дальнейшее расширение и постоянный характер – «Музей памяти новомучеников и исповедников Российских».
Музей памяти новомучеников открылся в Москве
Экспозиция, собравшая около 100 предметов, включает личные вещи (в том числе – лагерную телогрейку, подкладка которой испещрена словами молитв), иконы и литургические предметы эпохи гонений. А также – архивные и фотодокументы, наглядно демонстрирующие крестный путь Русской Церкви в первые десятилетия советской власти, в годы, которые сами большевики без зазрений совести именовали «безбожными пятилетками». Ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев лично открыл музей, рассказав о его значимости и ключевых экспонатах:
В центре экспозиции организовано небольшое выставочное пространство, где находится икона Патриарха Тихона, его портреты и его малый омофор, чудом, можно сказать, к нам сюда пришедший. Рядом, на стендах экспозиции размещены фотографии самых главных церковных деятелей Поместного Собора 1917-1918 годов и первых десятилетий советской власти. Здесь можно увидеть митрополитов Антония (Храповицкого) и Арсения (Стадницкого), которые были кандидатами на Патриаршество вместе со Святителем Тихоном, также есть стенды, посвящённые митрополитам Кириллу (Смирнову) и Владимиру (Богоявленскому)…
Именно митрополит Киевский и Галицкий Владимир возвел здание Московского епархиального дома (недавно ставшего главным корпусом Свято-Тихоновского университета) и в 1917 году был почетным председателем открывшегося Всероссийского Поместного Собора. А уже 25 января 1918 года вооруженные люди (по разным данным это были либо большевики, либо поддавшиеся большевистской пропаганде уголовники, либо даже активизировавшиеся в те дни украинские националисты) ворвались в покои митрополита Владимира в Киево-Печерской лавре и после издевательств над ним вывели его за лаврские стены и расстреляли. Мученическая кончина святителя Владимира стала ключевым трагическим символом начала многолетних антицерковных гонений.
Посвятивший всю свою жизнь исследованию этой темы отец Владимир Воробьев, внук пострадавшего в годы богоборческого террора протоиерея Владимира Воробьева (старшего), убежден, подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской уже достаточно широко известен в России:
Сейчас уже многие знают об этих гонениях, потому что Русская Церковь уже не первый год об этом громко говорит. В разных епархиях сейчас уже собраны очень большие мартирологи, которые включают имена новомучеников и обстоятельства их страданий. Но конечно, все, что мы можем собрать, это – лишь малая часть того, что было, того, что хотелось бы узнать…
Действительно, именно Свято-Тихоновский университет (в то время – еще институт), ровно четверть века назад, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, начал кропотливую, но очень важную для всех православных людей работу по исследованию истории Русской Православной Церкви XX столетия. И в том числе – по составлению электронной базы данных «За Христа пострадавшие», ставшей крупнейшим информационным ресурсом по истории антицерковных гонений. Также именно в издательстве ПСТГУ вышло множество жизнеописаний новомучеников и исповедников.
Но, к сожалению, приходится не согласиться с отцом ректором: увы, абсолютное большинство наших соотечественников крайне мало знают о трагедии Русской Церкви, ведь либеральные властители умов «оттепели» и «перестройки», да и постперестроечных времен практически не затрагивали тему новомучеников и исповедников Церкви Русской. И одна из первых посетительниц открывшейся экспозиции, член Совета Федерации России Елена Мизулина подтверждает это:
Несколько лет назад я узнала, что отец Владимир Воробьев занимается таким благородным и подвижническим делом – собирает материалы обо всех священниках, которые стали жертвами большевистского террора, пострадали за веру. Для меня это было открытием, особенно связанным с тем, что я никогда не задумывалась о том, что репрессии в такой мере распространились на священников, ибо считалось, что репрессии, в основном, затрагивали интеллигенцию, образованных людей. Так, например, и наша семья Мизулиных очень пострадала…
И это признание сенатора Елены Мизулиной многого стоит. Действительно, нам еще только предстоит открыть для себя немало малоизвестных страниц русской истории. Того времени, многие свидетели которого сегодня еще живы и могут лично поделиться своими воспоминаниями. Важно лишь научиться их анализировать и делать правильные выводы. И создатели музея Свято-Тихоновского университета занимаются именно этим, хотя и обладают намного меньшими возможностями и средствами, чем тот же «Ельцин-центр», использующий русскую трагедию XX века как средство для либеральной, а по сути – русофобской пропаганды. Так, Елена Мизулина особо подчеркивает:
Больше всего пострадало священников именно Русской Православной Церкви. Удар был именно по ней, потому что она имела большое влияние. И сейчас, почему эта выставка особенно важна в нынешнее время, потому что мне, находясь во власти, видно, сколько разных хитрых способов, чтобы подточить православную веру, не дать подняться Православию, Русской Православной Церкви, в том числе и изнутри…
Именно поэтому опыт Свято-Тихоновского университета сегодня особенно актуален для того, чтобы миллионы наших соотечественников, наконец, смогли узнать, благодаря чьему подвигу и чьим святым молитвам Кровавый Молох XX столетия, едва не погубивший Россию, был остановлен. И хочется надеяться, что пожелание сенатора Елены Мизулиной открывшемуся музею новомучеников и исповедников Церкви Русской выйти за университетские рамки и стать государственным, получит поддержку на самом высоком уровне.