7 января (25 декабря 2017 года по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Неделя 31-я по Пятидесятнице (тридцать первый воскресный день после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Светлый праздник Рождества Христова. Завершение Рождественского (Филиппова) поста, начало святок. Далее коротко расскажем об этом торжественном дне, главном среди великих двунадесятых праздников, по значимости и торжественности в православной традиции уступающем только Светлому Христову Воскресению — Пасхе Господней.
***
«С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог!» — эти слова пророка Исаии, ставшие одним из главных богослужебных песнопений сегодняшней Рождественской ночи, известны многим. Но в чем же их главный смысл, помимо того, что и так очевидно: благоговейно-торжественного осознания нашего пребывания вместе с Самим Богом? Кто же такие эти «языцы», которым настоятельно рекомендуется уразуметь столь радостный для каждого христианина факт и покориться Господу?
Начнем издалека. Нет, не с предвечного Рождества Сына Божия, которое для всех нас является Тайной, но о котором тоже очень важно помнить, не забывая, что в эти зимние дни мы празднуем рождение Христа именно «по плоти», когда от Девы Марии, нашей Пресвятой Владычицы вочеловечился Спаситель всего мира.
Миллиарды людей на нашей планете прекрасно знают: это произошло немногим больше двух тысячелетий назад в простой пещере, предназначенной для домашнего скота, в городе Вифлееме (ныне — небольшой арабский городок в многострадальном Государстве Палестина, а в те далекие времена — селение принадлежавшей Римской империи Иудеи).
Как и любое крупное государство, Римская империя во времена правления своего основателя Октавиана Августа (27 год до Рождества Христова — 14 год от Рождества Христова) регулярно проводила перепись населения. Так, во время одной из них и оказались в Вифлееме (месте, откуда происходил их род — род Царя Давида) юная Дева Мария и ее названный муж, праведный старец Иосиф Обручник.
Оба они еще со дня Благовещения знали, кого носит во чреве Пресвятая Дева, однако едва ли представляли, что Сын Всевышнего, Богочеловек родится в скотских яслях, среди сена и соломы. Конечно, и знатоки Писания из иудеев ведали (еще от пророка Михея, жившего восемью столетиями ранее), что именно в Вифлееме родится Царь царей, но могли ли они представить, что это произойдет именно так?
«И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2).
Рационально мыслящий человек никогда бы не извлек из подобных слов возможность смиренного самоуничижения Владыки мира. Напротив, иудеи ждали того, кто воцарится в Израиле в земной славе и покорит им все народы мира. Особенно это ожидание обострилось в годы, когда римляне покорили гордых потомков Авраама. И лишь немногие в ту великую ночь радовались Рожденному и славили его. Первыми были простые пастухи, которым явился Ангел Господень и сказал:
«Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове».
Ну а затем, в лице восточных мудрецов-волхвов (в западнохристианской традиции их считают даже царями), свои колени перед Богомладенцем образно преклонили как раз «все языцы», то есть все народы языческого мира (пройдет не так много времени, и Христа уже в буквальном смысле примут, покорившись Ему, многие народы Евразии и Северной Африки):
«Падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато и ливан и смирну» (Мф. 2, 11).
Земное служение Спасителя — далеко впереди. Мир еще не просвещен Его проповедью. Впереди и предательство одного из учеников, и Страсти Господни, и Его Распятие… И конечно, Воскресение Христово, ставшее главным Событием всей земной истории. А пока Царь царей — маленький и беззащитный. Как поется в кондаке сегодняшнего праздника — одном из его главных молитвословий:
«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог…»
Нам же, православным христианам, стоит, подобно простым пастухам и мудрецам-звездочетам, поклониться Богомладенцу, покориться Ему. А для этого нужно всего лишь прийти в храм на Рождественскую службу. Это можно сделать и ночью, и утром. Главное, не забыть подарки. Нет, не золото, ливан и смирну, а свои молитвы, покаяния, добрые мысли и дальнейшие дела. Ну а потом можно порадоваться и праздничному столу.
С праздником, православные! С Рождеством Христовым!
«Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите: Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися…»