Юнус-Бек Евкуров: У ингушей нет чувства обиды за сталинские репрессии
Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров 22 февраля посетил мемориал жертвам политических репрессий в Москве, возложил цветы к «Стене скорби» и прочитал молитву в память о погибших во время депортации ингушах
В сквере на пересечении Садовой-Спасской улицы и проспекта Академика Сахарова днем 22 февраля собрались представители общественности, журналисты и жертвы сталинских репрессий, чтобы почтить память депортированных в Казахстан в последние годы Великой Отечественной войны народов Северного Кавказа — ингушей и чеченцев. Люди пришли к памятнику, который открыли в октябре прошлого года.
Для многих этот мемориал является единственным местом, где они могут почтить память своих близких, так как место их захоронения до сих пор неизвестно. На барельефе изображены человеческие образы, символизирующие миллионы репрессированных. На нем нет ни цифр, ни имен, лишь на 22 языках — бывших республик СССР, официальных языках ООН и немецком — написано слово «Помни». А территория вокруг монумента вымощена камнями, взятыми с территорий бывших тюрем и лагерей ГУЛАГа.
Напомним, с 23 февраля по 9 марта 1944 года из своих домов было выселено свыше полумиллиона представителей этих северокавказских народов. В результате депортации погибли 100 тысяч чеченцев и 23 тысячи ингушей.
Очевидец тех событий Макшарил Яндиев отметил, что сталинские депортации нанесли «тяжелые раны» миллионам людей, проживавших на территории СССР. «Сталин убил столько невинных людей, что его рекорд может побить только ядерная война. Это библейский зверь, я другого слова не нахожу», — сказал член высшего совета Международной ассоциации блогеров (МАБ).
«Мне было тогда лишь 2,5 года. Но мое первое восприятие окружающего мира — шатающиеся вагоны-теплушки. Скотские вагоны, в которых нас перевозили. Как будто стоит буржуйка, около нее я стою маленький и вижу себя со стороны, и мама мне протягивает кусочек испеченной лепешки. Вот это мое первое воспоминание об окружающем мире. Потом у меня большой провал в памяти. А затем — подростковая жизнь, которая запомнилась голодом, холодом, неприятием нас как нормальных граждан. Постоянные драки с подростками, которых пичкали информацией о том, что мы враги народа, фашисты, людоеды», — рассказал Яндиев.
Он также пожаловался, что информация об истории чеченцев и ингушей скрывалась в официальных источниках, и про них «нигде нельзя было прочитать».
Несмотря на всю трагичность событий, глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров признал, что у его народа нет чувства обиды.
«Прошло уже 74 года. Какое чувство обиды. Есть чувство памяти, понимания и ответственности. Чувство, что нужно идти вперед — назло всем смертям. Мы же мужчины, мы же кавказцы. Тем более руководство страны приняло решение о реабилитации всех народов», — рассказал Евкуров в интервью телеканалу «Царьград».
Глава республики также дал понять, что народам России необходимо поддерживать межнациональный диалог, без которого невозможно патриотическое воспитание молодого поколения.