Эрзац-броневики
В условиях нехватки бронетехники ополченцы переделывали личный автотранспорт в боевые машины. В основном превращение заключалось в добавлении нескольких листов железа в двери и на окна обыкновенной легковушки, а также установке легкого пулемета на крыше. В импровизированной броне часто можно было узнать детали батарей отопления или просто кровельную жесть«Окончательная победа Германии над Англией теперь только вопрос времени. Вражеские наступательные операции в крупных масштабах более невозможны». Начальник штаба оперативного руководства вермахта генерал Йодль, написавший эти строки 30 июня 1940 года, находился в отличном настроении. За неделю до этого пала Франция, а в начале месяца англо-французские и бельгийские войска еле успели унести ноги с континента, оставив немцам свою технику.
]]>Третьему рейху ничто не мешало окончательно отшлифовать и воплотить в жизнь план операции «Морской лев» по захвату Британии. Британский народ, чьи войска после бегства из Дюнкерка остались практически без танков и артиллерии, мог противопоставить немцам сильный морской и воздушный флот, а также непоколебимый патриотизм, дух сопротивления. Черчилль перед лицом смертельной опасности сумел сплотить народ, и нация была готова драться до последней капли крови.
14 мая 1940 года военный министр Энтони Иден, выступив по радио, призвал мужчин в возрасте от 16 до 65 лет вступать в новоорганизованные «Добровольные части местной самообороны» (позже – «домашняя гвардия», Home Guard). К концу месяца эти части насчитывали уже 300 000 бойцов, а вскоре их число увеличилось до 1,5 млн. Острейшей проблемой стало обеспечение добровольцев оружием, униформой и снаряжением. Поначалу хоумгвардовцы несли службу в своей повседневной одежде и вооружались чем попало – охотничьими или спортивными ружьями, а то и вовсе клюшками для гольфа и вилами. Осознавая, что сельскохозяйственным инвентарем немецкие танки не остановить, военное министерство в спешном порядке начало разрабатывать и массово производить простейшее вооружение.
[thumb=|Игрушечные солдатики Черчилля, ополченцы]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxMy0wNy84aGVmbWUyZTk5LmpwZw==[/thumb]
Британский бобрик
В 1940 году компания Standard Motor Company запустила в серийное производство компактный броневик Standard Car 4 x 2, получивший в народе прозвище Beaverette («Бобрик»). Всего за два года было изготовлено 2400 броневичков, поступивших как в части британского ополчения, так и в регулярную армию. Первые модификации «бобрика» имели кузов, открытый сверху и сзади: это сводило на нет практически все защитные функции машины. На иллюстрации – модификация Mk III Beaverbug, отличающаяся укороченным шасси, наличием бронированной крыши и орудийной башни
Смит без ВессонаПервостепенной задачей, стоявшей перед хоумгвардом, было уничтожение вражеских танков и бронемашин. Поскольку имевшееся на вооружении 13,97-мм противотанковое ружье Boys уже не могло в полной мере соответствовать званию противотанкового, в ополчение стали поступать различные экстравагантные конструкции.
Одна из них – трехдюймовый гладкоствольный гранатомет, разработанный Trianco Engineering Company. Его шасси представляло собой двухколесную повозку, одновременно служившую расчету бронещитом: для приведения оружия в боевое положение нужно было всего лишь опрокинуть его на бок. Для того чтобы хоумгвардовцы в горячке боя не перепутали и не поставили оружие кверх ногами, правое колесо (оно же поворотная тумба) было выполнено с вогнутым днищем, второе, наоборот, с выпуклым. Пушка легко передвигалась усилиями двух человек, но на дальние расстояния ее буксировали обычные гражданские легковые автомобили или даже мотоциклы. Также был разработан и самоходный вариант на шасси броне-транспортера Universal Carrier. Стрельба могла вестись как фугасными, так и бронебойными гранатами. Дальность стрельбы бронебойным боеприпасом составляла 180 м, фугасным – 450 м, однако огонь по площади можно было вести на расстояние до 600 м, что позволяло рассеяние гранат на такой дистанции.
Еще одним экзотическим противотанковым средством стала «бомбарда Блэкера». Задуманная еще в 1930 году подполковником британской армии Стюартом Блэкером, 29-мм «бомбарда» могла вести огонь гранатами, выполненными на основе двухдюймовой минометной мины, – фугасной противотанковой весом 9,1 кг и осколочной противопехотной весом 6,35 кг. В качестве метательного вещества использовался дымный порох – понятно, сделано это было не от лучшей жизни.
Оружие получилось громоздким (50 кг весила сама бомбарда и более 100 кг – станок к ней), с отвратительной кучностью (противопехотной гранатой на максимальной дистанции можно было попасть разве что в футбольное поле, а при стрельбе в упор осколки грозили поразить расчет орудия; для того чтобы попасть в танк, огонь требовалось открывать с 50–90 м), поэтому неудивительно, что даже в хоумгварде к бомбардам относились плохо. Ситуацию метко охарактеризовал командир 3-го батальона Вилтширского ополчения: «Мне сказали, что 50 этих орудий выделены моему батальону. Но я не вижу возможности их использовать, так что они просто добавятся к кучам металлолома, уже валяющимся на окраинах Вилтширских деревень». Несмотря на все проблемы, 22 000 «бомбард» с полным боекомплектом находились на вооружении хоумгварда до 1944 года и даже поставлялись в страны антигитлеровской коалиции – так, в период 1941–1942 годов в Красной армии оказались 250 орудий подполковника Блэкера.
Молоток как противотанковое средствоНаставление по военной подготовке № 42 «Танк: охота и уничтожение» для ополченцев предлагало еще более экзотические способы вывода из строя бронированных машин. Например, предлагалось использовать тросы, подобные аэрофинишерам, принудительно останавливающим самолеты на палубе авианосца; крепить такой трос следовало к деревьям.
Еще один способ остановки машины требовал слаженной работы четырех человек из команды «охотников за танками» хоумгварда. Притаившись за стеной дома или в придорожных кустах, охотники ждали, пока с ними поравняется танк. После этого двое членов команды выбегали из укрытия с рельсом наперевес (впрочем, как отмечалось в руководстве, вместо рельса можно использовать также аншпуг, лом, багор или просто деревянный брус подходящей толщины) и втыкали его в ходовую часть, между катком и ленивцем. После того как ходовую заклинит, третий номер расчета окатывал одеяло, которым был замотан воткнутый конец рельса, бензином, а четвертый хоумгвардовец все это поджигал.
В руководстве рассматривался и план «Б» – на случай, если ополчению не удастся раздобыть ни рельсов, не бензина. Согласно ему, для выведения танка из строя достаточно было молотка (он мог быть заменен на топор, который входил в обязательный комплект «охотников») и гранаты. С молотком в одной руке и гранатой в другой боец должен был поджидать вражескую машину на возвышении (втором этаже здания, дереве, холме) и, улучив момент, прыгнуть на нее сверху. Затем хоумгвардовцу следовало колотить молотком по башне и, дождавшись, когда из люка высунется удивленный фашист, кинуть внутрь гранату…
[thumb=|Игрушечные солдатики Черчилля, ополченцы]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxMy0wNy8yY3BzOHE4OWczLmpwZw==[/thumb]
5-й лондонский батальон хоумгварда выстроен для инспекционного осмотра, ноябрь 1943 года. За неимением опыта в военных действиях ополченцы посвящали огромное количество времени учениям и муштровке (это хорошо заметно по поведению собаки)Зажигательные англичанеОтдельным пунктом в системе обороны хоумгварда шел огонь – любой пироманьяк пришел бы в восторг, если бы ему удалось ознакомиться с приспособлениями, призванными погрузить высадившихся немцев в глубины огненного ада.
Во-первых, огнесмесь (25% бензина, 75% солярки) предлагалось просто разливать – самотеком со склона или с помощью простейших насосов. Было рассчитано, что для создания шестиминутного очага возгорания размером 0,5 х 1,5 м требуется 910 л огнесмеси. Горючее можно было также «паковать» в бочки, превращая их в импровизированные зажигательные фугасы. Закопанные на дороге, они поджигались с помощью электродетонатора.
Вскоре был разработан улучшенный фугас – его можно было замаскировать на обочине, и в нужный момент вышибной заряд отправлял горящую бочку прямо на колонну техники. Впоследствии данный фугас еще раз модернизировали: теперь топливо летело к врагу не в бочке, а в виде горящей струи, вытолкнутой сжатым азотом. Ревущий столб пламени, в мгновение ока перечеркивающий дорогу, производил неизгладимое впечатление на испытателей – что стало бы с немцами, страшно даже представить.
Впрочем, одними фугасами англичане не ограничились. В хоумгварде получил распространение самодельный пехотный «огнемет Харви». Он представлял собой 100-литровый бак с огнесмесью и баллон со 113 декалитрами сжатого воздуха. Расчет из двух человек перевозил оружие на специально изготовленной железной тележке.
Чтобы таскать огнемет было удобнее, бойцы 24-го Стафордширского Теттенхольского батальона хоумгварда сконструировали самоходный вариант на шасси старенького автомобильчика Austin 7. С машины сняли двигатель с корпусом и добавили насос, 200-литровую бочку с топливом и табурет для огнеметчика. По идее, ополченец должен был поливать врага с расстояния 22 м на протяжении трех минут, но, скорее всего, он бы просто стал камикадзе, выехав на позицию и взорвавшись.
Наконец, система обороны побережья включала в себя широчайшее использование горючих смесей. Так, на пляжах, а также по дну на некотором удалении от берега планировалось проложить трубы с размещенными в них через равные промежутки клапанами. Когда десантные суда подходили вплотную к берегу, клапаны раскрывались, нефть из труб всплывала и поджигалась. Подразумевалось, что немецкий порядок не выдержит высадки в плотном густом дыму и задыхающиеся десантные части потерпят фиаско.
Огнеметы противовоздушной обороны тем временем поджидали самолеты люфтваффе – так, тяжелый стационарный вариант выдавал вертикально вверх факел высотой около 30 м. Еще один тяжелый, но самоходный вариант импровизированного бронеавтомобиля имел чуть меньшую вертикальную дальность огнеметания. На берегу также должны были дежурить «Василиски» – самодельные боевые средства, представлявшие собой забронированные грузовики Bedford QL с огнеметами.
В противовес разнообразным средствам метания огня был у ополчения и боевой водомет, установленный на бронетранспортер Universal Carrier. Толстый шланг подавал к мощному гидранту за щитком практически неограниченное количество «боеприпасов», которые действовали почти бесшумно и малозаметно.
[thumb=|Игрушечные солдатики Черчилля, ополченцы]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxMy0wNy9kYzZ6dzZna3RrLmpwZw==[/thumb]
Элементы стратегии
Многочисленные руководства, разработанные специально для хоумгварда, предусматривали абсолютно все ситуации, возможные в сражении. В теории ополчение могло противостоять танковым корпусам, взводам пехоты, самолетным атакам. В реальности подразделения хоумгварда были бы снесены в ходе первой же серьезной атаки противникаЛондонский импровизационный оркестрЕще одной проблемой, стоявшей перед хоумгвардом, было отсутствие бронетехники. Поскольку ее не хватало даже у армии, пришлось выкручиваться своими силами.
По всей стране, от домашних гаражей до цехов огромных заводов, ополченцы принялись переделывать личный автотранспорт в эрзац-броневики. В основном превращение заключалось в добавлении нескольких листов железа в двери и на окна семейной легковушки, а также установке легкого пулемета на крыше. Впрочем, там, где производственные возможности позволяли, рождались и варианты, более похожие на броневики: с полностью закрытым бронекорпусом и одним-двумя пулеметами в башенках. В отдельных батальонах хоумгварда переделке и бронированию подверглись даже автобусы (включая двухэтажные) и сельскохозяйственные трактора. Впрочем, все эти машины имели крайне сомнительную боевую ценность, поскольку изготовленная наспех «броня» практически не защищала от пуль и осколков, а о езде на перегруженных шасси стареньких седанов и купе по пересеченной местности можно было смело забыть.
Первым промышленно изготавливаемым эрзац-броневиком стала легкая разведывательная бронемашина Beaverette («Бобрик»). Весь изготавливаемый броневой прокат целиком шел на нужды вооруженных сил, поэтому корпус бронеавтомобиля Standard Motor Company пришлось делать из котельного железа толщиной 9 мм, закрепленного на деревянном каркасе. Вооружение открытой сверху машины составлял 7,71-мм пулемет Bren и противотанковое ружье Boys.
По штату «Биверетту» полагался экипаж в три человека: стрелок и два водителя (считалось, что первый водитель погибнет сразу же, как только машина вступит в бой, поэтому должен был присутствовать запасной). В последующих модификациях длина шасси машины сократилась, толщина «брони» подросла до 12 мм, а корпус стал полностью закрытым и обзавелся башней. Всего было выпущено 2800 «Бивереттов», отдельные экземпляры служили в Ирландии аж до начала 1960-х годов.
Более тяжелые «бронемашины» были построены на базе грузовиков. Фирма London, Midland and Scottish Railway оригинально решила проблему отсутствия бронелистов: на платформе грузового автомобиля монтировался деревянный короб, внутри которого находился еще один, но меньших размеров. В зазор между стенками, составлявший 152 мм, насыпались галька, щебень и мелкие булыжники. В стенках коробов имелись бойницы со стальными заслонками, а стекла кабины защищались котельным железом. Машина, получившая обозначение Armadillo Mk I, вооружалась пулеметом и могла выдерживать пулеметный огонь. Всего было выпущено 312 эрзац-броневиков.
Armadillo Mk II, 295 экземпляров которого были выполнены на базе трехтонного грузовика Bedford, имел удлиненный короб, а также защиту радиатора и бензобака. 55 Armadillo Mk III имели короб покороче, но зато вооружались полуторафунтовой пушкой.
Фирма Messers Concrete Ltd пошла по другому пути – старые коммерческие двух- и трехосные грузовики получили железобетонную броню, которая выдерживала попадание даже бронебойной пули. Машины под общей маркой Bison имели различные формы бетонных коробов и защиты кабин.
В общем и целом, к счастью для ополченцев, ни один из описанных самоубийственных способов и механизмов противостояния немцам в реальности так воплощен и не был. Гитлер вскоре напал на СССР, и ему стало не до высадки на английские территории.
Бомбарда Блэкера
Подполковник британской армии Стюарт Блэкер разработал немало экзотического оружия. Одно время он предлагал поставить на вооружение даже… арбалет. Легкая мортира-миномет, получившая название «бомбарда Блэкера», несмотря на все недостатки конструкции, все же была произведена в должном количестве экземпляров и поступила в регулярные части британского ополчения. 29-миллиметровая бомбарда могла вести огонь несколькими типами гранат, но при этом имела чудовищный вес (более 150 кг со станком) и такой разлет снарядов, что попасть точно в цель можно было с расстояния не более 40–50 м. Первые бомбарды были изготовлены в конце 1941 года, и к июлю 1942-го в частях насчитывалось более 22 000 орудий. Командиры и солдаты не любили неуклюжую мортиру, всячески открещивались от ее использования и даже тайком продавали поступившие бомбарды на металл.
Серийный бутылкомет
В ополчении использовались и вовсе безумные конструкции – например, огнестрельный метатель бутылок Northover projector был изготовлен в количестве 18 919 штук. Как и все оружие хоумгварда, бутылкомет был донельзя простым и представлял собой ствол-трубу с затвором. Все в сборе стоило 10 (около $38) – при том, что пистолет-пулемет Томпсона тогда стоил более $200!
Огонь из орудия велся бутылкой № 76 (калибр 63,5 мм, полкило весом) с белым фосфором, который горит при температуре более 800°C и воспламеняется при соприкосновении с воздухом. Эффективная дальность стрельбы составляла 91 м, максимальная – 274 м. Ввиду небольшого веса (27,2 кг) Northover projector обычно ставили на люльки мотоциклов или вовсе садовые тачки. Основной целью расчета являлись танки, но, судя по некоторым фотографиям, хоумгвардовцы собирались палить из орудия и по низколетящим самолетам…
Вас заинтересует
Проекты боевых машин поддержки танков «Объект 781
Противотанковая пушка МТ-12
САУ T3 Howitzer Motor Carriage: первая «классическая
Самоходный миномет «Айбат
Отечественные противотанковые самоходные артиллерийские установки. Часть 1-я