Годом рождения инженерных войск в России принято считать 1701 год . В этом году Петр I, в рамках проводимой им военной реформы подписал указ о создании первой инженерной школы.
Через одиннадцать лет, в 1712 году указом все того же Петра I была закреплена организация подразделений военных инженеров, определены и утверждены штат и численность инженерных подразделений при артиллерийском полку. В состав полка включались: понтонная команда, минерная рота и инженерная команда.
<!-- TBegin -->
<!-- TEnd -->
Также Петр I развернул масштабное инженерное обучение и подготовку не только артиллерийских полков, но и остальных регулярных войск в целом.
Указ Петра I от 1713 года гласил: «повелено было, чтобы пребывавшие в зимнее время в Санкт-Петербурге офицеры и унтер-офицеры Преображенского полка не проводили времени в праздности и гульбе, а обучались инженерству». В 1721 году этот приказ распространился и на другие полки. Дополнительным стимулом для офицеров, при обучении инженерному мастерству являлось повышение в чине: «Зело нужно дабы офицеры знали инженерство, того и унтер-офицерам оному обучатца, а егда и то не будет знать, то выше чинами производитца не будет».
С развитием военного инженерного дела, область использования инженерных подразделений расширилась и встал вопрос об отделении инженерной службы от артиллерии. Поэтому с 1724 года инженерные части получили новый штат и стали входить в состав войск, как отдельные подразделения, также они были включены в состав крепостных гарнизонов, а в каждой губернии появился инженерный инспектор.
<!-- TBegin -->
<!-- TEnd -->
Преобразования начавшие осуществляться при Петре I определили организацию и развитие военно-инженерного дела в России на весь 18-й век.
В начале Семилетней войны инженерные части состояли из военных инженеров, инженерных учеников, кондукторов (воинское звание, присваивавшееся чертёжникам и художникам в главных, окружных и полевых инженерных управлениях), роты минеров и мастеровых. В полевую же армию в 1756 году, в первый год войны входила только минерная рота и понтонная команда, которая находилась при артиллерии. В ходе боевых действий стало ясно, что этих подразделений явно недостаточно, поэтому зимой 1757 года минерная рота была заменена инженерным полком, а понтонная команда развернута в роту из трех отделений, по тридцать человек в каждом отделении. Всего инженерный полк насчитывал 1830 человек и имел все необходимое по штату снаряжение и инструменты.
В ходе сражений Семилетний войны, часто возникала потребность быстрого наведения переправ, совершенствовалась техника понтонных соединений. Стала развиваться и инженерно-конструкторская мысль, так в 1759 году капитаном А. Немовым был сконструирован и успешно применялся в боевых действиях парусиновый понтон, отличавшийся небольшим весом, простотой конструкции и значительной дешевизной по сравнению с медными понтонами.
В 1771 году кроме уже существующих подразделений, формируется «пионерный батальон генерального штаба» для содействия переправочно-мостовым работам при боевых действиях полевых войск. Но в 1775 году батальон был расформирован, ему на смену пришли еще одна понтонная рота и специалист дорожно-мостовой службы, входивший в состав рот пехотных полков.
К концу 18-го века численность инженерных войск существенно увеличилась, что однако привело к громоздкости и разбросу инженерных подразделений, да к тому же в целом инженерная служба пока оставалась в составе артиллерии, что не отвечало стратегическим принципам массовых армий.
Поэтому в начале 19-го века, в 1802 году, с появлением военного министерства инженерная служба окончательно отделилась от артиллерии и заимела свое ведомство под названием Инженерная экспедиция. Под началом Артиллерийской экспедиции остались только понтонеры.
В период с 1803 по 1806 годы с учетом боевого опыта было проведено еще несколько реорганизаций инженерных войск Русской армии.
К 1812 году действующая армия насчитывала 10 минерных и пионерных рот, 14 инженерных рот находились в крепостях, также в боевых действиях участвовали понтонные роты, прикрепленные к артиллерии.
Под командованием М. И. Кутузова все пионерные роты были объединены под общим командованием генерала Ивашева, начальника сообщений армии, который организовал из них две военные бригады.
Также Кутузов предписал Ивашеву для повышения подвижности инженерных подразделений при контрнаступлении организовать команду конных ратников, для исправления дорог перед наступающей армией. Именно так были созданы первые в истории конно-пионерные эскадроны.
Перед заграничным походом количество инженерных подразделений было доведено до 40 рот (24—пионерные, 8 минерных и 8 саперных). Задачей пионерных формирований было устройство мостов, дорог, полевых укреплений, а также разрушение заграждений и укреплений противника по направлению движения своих войск. Минеры и саперы использовались при постройке долговременных укреплений, при атаке и обороне крепостей. Наплавными мостами занимались понтонеры.
Военный опыт Отечественной войны 1812 года показал необходимость увеличения численности и очередной реорганизации инженерных войск. В период с 1816 по 1822 года такая реорганизация была проведена, был осуществлен переход к батальонной системе, каждый армейский корпус получил один саперный или пионерный батальон, сами пионерные и саперные батальоны были сведены в три пионерные бригады.
C 1829 года пионерные батальоны были переименованы в саперные, несколько позже в 1844 году, минерные роты также стали именоваться саперными. C этого момента, все инженерные подразделения стали именоваться саперными.
Также реорганизация коснулась и понтонных рот, они были переведены в подчинение инженерного ведомства и введены в составы пионерных и саперных батальонов, и стали обеспечивать переправами не только артиллерию, но и другие рода войск. Тогда же на основе боевых действий 1812 года были организованы армейский и гвардейский конно-пионерные эскадроны.
Таким образом, в результате проведенной реорганизации к концу первой четверти 19-го века инженерные войска полностью отделились от артиллерии и получили статус самостоятельного рода войск, в составе действующей армии, их численность составляла чуть более 21-й тысячи человек (2,3% от состава всей армии).
К началу Крымской войны (1853—1856 гг.) русская армия имела три саперные бригады.
Основным недостатками инженерных войск того времени являлось слабое техническое оснащение и существенный отрыв саперных батальонов от управлений армейских корпусов и бригад, которые они обеспечивали.
С течением времени, с развитием производственно-технических возможностей и техники, с появлением и строительством шоссейных и железных дорог, с началом широкого применения телеграфа и телефона развивалось и техническое оснащение армии.
Изменение материально-технических условий ведения войны привело к новым военным реформам, проводившимся в Российской армии в период с 2860 по 1874 года.
Не остались в стороне и инженерные войска, подвергшиеся очередной необходимой реорганизации и существенным изменениям. В составе инженерных войск появились железнодорожные батальоны (1870 г.), военно-походные телеграфные парки (1874 г.), понтонные батальоны получили в свое распоряжение металлический парк Томиловского.
В инженерных подразделениях появляется новый специалист подводно-минного дела. Для квалифицированного обучения таких специалистов создается специальное учебное заведение — техническое гальваническое, которое было открыто весной 1857 года.
К началу русско-турецкой войны (1877-1878 гг.), претерпев очередную реорганизацию, инженерные войска насчитывали 20,5 тысяч человек (2,8% от всего состава армии). После окончания войны к ним добавились новые специальности: голубиная связь и воздухоплавание и увеличилось количество электротехнических, железнодорожных и минно-крепостных подразделений. Также были основаны дополнительные полевые инженерные парки.
К концу 19-го века инженерные войска являлись самостоятельным родом войск в составе действующей армии и имели четко обозначенные задачи и цели при ведении боевых действий. В их задачу входило ведение крепостного строительства, обеспечение боевых действий пехоты, кавалерии и артиллерии, минная война, выполнение инженерных задач при обороне и осаде крепостей, устройство переправ и путей, а также телеграфных линий. Для выполнения этих задач в состав инженерных войск входили электрики, военные железнодорожники, связисты, воздухоплаватели, минеры, понтонеры и саперы
В начале 20-го окончательно оформившиеся в отдельный род войск, инженерные войска приобрели статус армейских новаторов. Имея в своих рядах талантливых инженеров-конструкторов они стали проводником всех военных технических новшевств, как в армии, так и на флоте.
Русско-японская война (1904–1905 гг) показала возросшую роль инженерных войск и дала много примеров для обеспечения и организации обороны. Обобщение опыта русско-японской войны в целом и особенно героической обороны Порт-Артура стало значительным вкладом в дальнейшее развитие военно-инженерной мысли. Именно в ходе этой войны окончательно утвердилась, как необходимое средство обороны полевая фортификация и главная, и одна из самых важных ее форм – сплошные траншеи большой протяженности. Выявилась непригодность редутов и остальных насыпных укреплений.
<!-- TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2011-01/1295516428_b9721e05a28f5d657bb6a43ad2224502_full.jpg| --> <!-- TBegin -->
<!-- TEnd --> <!-- TEnd -->
Впервые были заблаговременно возведены оборонительные позиции в тылу. В ходе обороны Порт-Артура была создана сплошная, укрепленная позиция, в нее был превращен фортовой пояс крепости Порт-Артур, где долговременные и полевые укрепления взаимно дополняли друг друга. Благодаря этому штурм крепости обошелся японской армии огромными потерями, 100 000 человек убитыми и ранеными, что превышало численность гарнизона Порт-Артура в четыре раза.
Также в ходе этой войны впервые была применена маскировка, как средство заграждения в огромном количестве применялась колючая проволока. Широкое применение получили электризуемые, минно-взрывные и другие заграждения.
Благодаря приказу главнокомандующего русскими войсками: «При каждой части войск, назначенной для атаки укрепленного пункта, должны быть саперы и охотничьи команды с материалом для разрушения препятствий», впервые в русской армии были созданы группы разграждения и инженерной разведки, участвующие в наступлении.
Это было зарождение комплексного инженерного обеспечения боя. Саперы следовали в голове штурмующей колонны, производя инженерную разведку и прокладывая через труднодоступные участки местности и через искусственны препятствия врага путь пехоте.
Русско-японская война также дала толчок к дальнейшему увеличению численности инженерных частей. Перед первой мировой войной контингент инженерных войск состоял из 9 понтонных батальонов, 39 саперных батальонов, 38 авиационных отрядов, 7 воздухоплавательных и 7 искровых рот, 25 парков и нескольких частей запаса, что в общем превышало количество инженерных частей в немецкой армии.
C развитием новых технических средств войны, которые впервые на поле боя применялись именно инженерными войсками, создавались новые подразделения и части для применения этих средств в бою, впоследствии переросшие в самостоятельные рода войск.
Именно инженерные войска можно считать родоначальником таких видов войск, как:
Железнодорожные войска (первые отделились от инженерных войск в 1904 г. )
Авиация (1910–1918 гг.),
Автомобильные и бронетанковые войска (1914–1918 гг.),
Прожекторные войска (1904–1916 гг.),
Химические войска (1914–1918 гг.),
Первоначальная разработка, способов применения подразделений этих видов войск, осуществлялась в рамках военно-инженерного искусства, инженерами и конструкторами инженерных войск.
C началом Первой мировой войны все европейские страны по достоинству оценили работу российских инженерных войск, ни одна из стран не подготовила свою территорию к ведению боевых действий так, как ее подготовила Россия, по сути в других странах подготовки не было вовсе.
В ходе этой войны была доработана, усовершенствована и внедрена в практику система полевых, хорошо укрепленных позиций из сплошных траншей, связанных между собой ходами сообщения и надежно укрытых проволочными заграждениями.
Большое развитие получили различные заграждения особенно проволочные. Хотя они довольно легко разрушались, тем не менее, подобные заграждения широко применялись в ходе боевых действий в виде рогаток ежей спиралей и т. д.
При оборудование позиций, также стали широко применяться различные укрытия, блиндажи, убежища стал использоваться железобетон, броня и волнистая сталь. Нашли свое применение передвижные бронезакрытия для пушек и закрытые сооружения для пулеметов.
В ходе боевых действий Первой мировой войны стали четко вырисовываться контуры более гибких форм организации обороны.
Новая организация обороны, впервые появившаяся в позиционный период Первой мировой потребовала также и внесения существенных изменений в проведении и подготовке наступательных операций. Теперь для прорыва позиций противника стала проводиться тщательная инженерная подготовка исходных плацдармов. При помощи инженерных подразделений создавались необходимые условия для скрытого развертывания войск и свободы их маневров, обеспечивалась возможность одновременной атаки переднего края противника и дальнейшее продвижение войск в глубину обороны.
Такая организация инженерной подготовки атаки было трудоемкой, но она неизменно способствовала успешному прорыву обороны противника, как например знаменитый Брусиловский прорыв.
В ходе первой мировой войны, инженерные войска в очередной раз доказали свою значительную роль в проведении успешных боевых действий. А военно-инженерное искусство получило еще одну отрасль – инженерное обеспечение наступательного боя и операции, которая зародилась и впервые была применена именно в ходе Первой мировой войны..
Подтвердила необходимость и правильность инженерного обеспечения штурмовых действий наступающих войск и начавшаяся вскоре Гражданская война. C началом войны, начался период военно-инженерного искусства советского времени.
Советские инженерные войска создавались с организацией РККА. В 1919 году были официально сформированы специальные инженерные части.
В период гражданской войны численность инженерных подразделений РККА выросла в 26 раз. Инженерные войска Красной армии в ходе этой войны даже в условиях острой нехватки переправочных средств успешно организовывали переправы войск через широкие водные преграды.
Непреодолимой преградой для войск Юденича стал мощный оборонительный узел, созданный саперами РККА на подступах к Петрограду.
При наступлении войск генерала Деникина на Москву инженерными войсками Красной армии была проведена огромная работа по фортификации полос обороны города.
Также большую роль сыграли красные саперы при овладении Крымом .
Такое успешное использование инженерных войск Красной армии в период Гражданской войны стало возможным вследствие того, что при создании РККА было уделено достаточно много внимания подготовке квалифицированных инженерных частей. Инженерная академия не прекращала своей учебной работы и кроме того в конце 1918 года большевики различными мерами разыскали многих преподавателей академии и даже слушателей старших курсов, и возвратили их на свои места, что и позволило произвести в том же 1918 году целых два выпуска военных инженеров с высшим образованием. Зимой 1918 года были возобновлены занятия в Николаевском инженерном училище (1-е Инженерные Петроградские курсы РККА), были открыты инженерные курсы в Самаре, Москве, Казани, Екатеринославе. Таким образом Красная армия практически с первого дня своего существования была обеспечена образованными военно-инженерными кадрами.
В 1924 году вместе с начавшейся военной реформой, начала создаваться структура инженерных войск РККА.
Была обозначена численность инженерных войск, 5% от общей численности армии (25705 человек). Армия располагала: 39 отдельных саперных рот, 9 отдельных саперных полуэскадронов, 5 понтонных батальонов, 10 отдельных саперных эскадронов, 18 саперных батальонов, 3 крепостных минных отряда, 5 крепостных саперных рот, 5 транспортных мото-понтонных отрядов, 1 учебный понтонно-минный дивизион, 1 минный отряд, 2 электротехнических батальона, 1 учебный электротехнический батальон, 1 отдельная прожекторная рота, 2 отдельные боевые маскировочные роты, 1 учебная маскировочная рота, 17 автогрузоотрядов, Петроградский автотранспортый батальон, 1 учебная автомотобригада, 39 автотрядов, Кронштадтская саперная рота, Инженерно-технический батальон Петроградского укрепленного района.
В тридцатые годы, в ходе индустриализации страны происходило техническое перевооружение инженерных войск. В этот период на вооружение инженерных войск поступили: миноискатель ИЗ, механизированный разборный мост, танковый мостоукладчик ИТ-28, комплект средств разведки и преодоления электрозаграждений, ножевые и катковые тралы к танками Т-26, БТ, Т-28; резиновая надувная лодка А-3, малая надувная лодка ЛМН, плавательный мешок для лошадей МПК, комплект ТЗИ для наводки легких наплавных мостов (для переправы пехоты), тяжелый понтонный парк Н2П (наплавной мост грузоподьемностью от 16 до 60т.), легкий понтонный парк НЛП (наплавной мост грузоподьемностью до 14т.), (наплавной мост для железнодорожных составов), специальный понтонный парк СП-19, разборные металлические мосты на жестких опорах РММ-1, РММ-2,РММ-4, буксирон-моторные катера БМК-70, НКЛ-27, подвесные лодочные моторы СЗ-10, СЗ-20, металлический разборный копер для забивки свай при строительстве мостов.
В области военно-инженерной науки и инженерного вооружения Красная армия значительно опережала армию Вермахта и армии других стран мира.
генерал Карбышев
Талантливый инженер, генерал Карбышев в эти годы разработал теорию созданий инженерных узлов заграждения и стройную тактику применения противопехотных и противотанковых мин. В этот же период было разработано и принято на вооружение большое количество средств взрывания стандартных подрывных зарядов (электрические подрывные машинки капсюля-детонаторы, огнепроводный шнур). Были разработаны новые противопехотные мины (ПМК-40, ОЗМ-152, ДП-1, ПМД-6,) противотанковые мины (ПТМ-40, АКС, ТМ-35 ТМ-35), а также целая серия противоавтомобильных, противопоездных и объектных мин. Была создана радиоуправляемая объектная мина (взрыв мины производился по радиосигналу). В 1941-42 годах именно при помощи этих мин радиосигналом из Москвы были подорваны здания в Одессе и Харькове, в которых находились немецкие штабы.
Высокая подготовка и оснащенность инженерных войск Красной армии обеспечила успех боевых действий на Халхин-Голе (1939 г.). В этой пустынной местности они снабжали войска необходимым количеством воды, поддерживали в рабочем состоянии огромной протяженности дороги, организовывали маскировку войск (японская авиаразведка так и не смогла обнаружить накопление сил Красной армии), обеспечивали успешное форсирование рек при наступлении войск.
Сложные задачи решали инженерные войска и во время советско-финской войны. Здесь им пришлось бороться с оборонительной линией, созданной финнами, с учетом естественных природных преград (большое количество озер, скальных гряд, гористой местности, лесных массивов), с применением дополнительных усилений в виде лесных завалов, обрушенных скал и заграждений в воде.
Намного тяжелее пришлось инженерным войскам в первый период Великой Отечественной Войны.
К началу июня 1941 года, практически все инженерные соединения западного направления находились на строительстве фортификационных сооружений, на новой границе в Польше. В момент начала боевых действий они не располагали ни оружием (только карабины), ни автотранспортом, что и позволило немцам легко захватить возведенные укрепления, материальные средства саперов, личный состав был частично уничтожен, частично пленен.
Поэтому передовые соединения Красной армии, вступили в первые бои с фашистами не имея никакой инженерной поддержки.
Пришлось срочно формировать новые саперные части, для этого были даже расформированы инженерные и понтонные полки РВГК из личного состава которых формировались новые саперные батальоны.
На Северо-западном и Северном фронтах положение с инженерными войсками в первые дни войны было лучше. Саперы успешно прикрывали отход войск, разрушали мосты, создавали непроходимые зоны заграждений и разрушений, выставляли минные поля. На Кольском полуострове благодаря грамотным действия инженерных войск удалось вообще остановить наступление немцев и финнов. Частям Красной армии с незначительным количеством артиллерии и пехоты, при почти полном отсутствии танков, используя естественные препятствия и невзрывные, и взрывные заграждения удалось создать несокрушимую оборону. Настолько несокрушимую, что Гитлер отказался от наступательных действий на севере.
К началу битвы под по Москвой ситуация с инженерными войсками была уже не такой плачевной, количество инженерных частей удалось довести до 2-3 батальонов на армию к началу битвы, к концу было уже 7-8 батальонов.
Удалось создать Вяземскую линию обороны глубиной 30-50 километров. Можайскую линию обороны в 120 км. от Москвы. Непосредственно у границ города также были созданы оборонительные рубежи.
Без преувеличения можно сказать, что блокадный Ленинград выжил и не сдался именно благодаря инженерным войскам. Город не остался без снабжения благодаря Дороге жизни, проходящей по льду Ладожского озера проложенной и поддерживавшейся инженерными войсками.
<!-- TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2011-01/1295574823_1245433936_object_78.1114271356.24847.jpg| --> <!-- TBegin -->
<!-- TEnd --> <!-- TEnd -->
На подходах к Сталинграду инженерными войсками было возведено 1200 километров оборонительных рубежей. Постоянную связь города с левым берегом обеспечивали понтонные части инженерных войск.
Важную роль сыграли инженерные войска и при подготовке обороны на Курской дуге.
C апреля по июль было возведено восемь оборонительных полос, глубиной 250-300 километров. Протяженность отрытых траншей и ходов сообщения достигала 8 километров на километр фронта. Было построено, отремонтировано 250 мостов общей длиной 6.5 км. и 3000 км. дорог. Только в полосе обороны Центрального фронта (300км.) было установлено 237 тыс. противотанковых, 162 тыс. противопехотных мин, 146 объектных мин, 63 радиофугаса, 305 километров проволочных заграждений. Расход мин на направлениях возможного удара доходил до 1600 мин на километр фронта
Была проведена большая работа по маскировке объектов и позиций.
И даже именно благодаря саперам, командованию удалось узнать точное время начала наступления немцев и направление удара. Саперам удалось захватить в плен своего немецкого коллегу, занимавшегося проделыванием проходов в наших минных полях, который и выдал точное время начала атаки.
Умелое сочетание минно-взрывных заграждений, фортификационных оборонительных сооружений и артиллерийского огня позволило Красной армии впервые в войне выстоять в обороне и перейти в контрнаступление.
Накопленный боевой опыт применения инженерных войск позволил им также успешно действовать и во всех последующих боях и сражениях за освобождение своей страны и стран Европы.
Сталин для того чтобы подчеркнуть значимость инженерных войск, в 1943 году издал указ вводивший в войска звания "Маршал инженерных войск" и "Главный маршал инженерных войск".
После капитуляции Германии началась война с Японией и здесь инженерные войска также успешно решали поставленные перед ними задачи. Для инженерных подразделений войск, наступающих из Приморского края, основной задачей была прокладка путей движения в тайге, через сопки и болота, реки Уссури, Сунгач, Сунгари, Даубихе и реки Северо-Восточного Китая. В Забайкалье основной задачей инженерных войск явилось обеспечение войск водой, маскировка, обозначение путей движения по пустынной степной местности и прокладка путей движения через горы.
Успешно решались инженерными войсками и задачи по прорыву долговременных укреплений японцев.
После окончания войны инженерные войска в силу своей возросшей и заслужено признанной значимости в значительно меньшей мере подверглись сокращению по сравнению с другими родами войск. К тому же и после войны инженерными войсками была проделана огромная работа по разминированию местности, восстановлению коммуникаций, мостов и дорог.
В послевоенные годы началось бурное техническое развитие инженерных войск.
Саперные подразделения получили на вооружение миноискатели ВИМ-625 и УМИВ, комплекты технических средств дистанционного обезвреживания боеприпасов бомбоискатель ИФТ. . В 1948 году на вооружение поступает танковый мостоукладчик МТУ. Позднее его сменили двадцатиметровые мостоукладчики МТУ-20 и МТ-55 и комплект тяжелого механизированного сорокаметрового моста ТММ (на 4 автомобилях КРАЗ) Были приняты на вооружение новые противоминные катковые танковые тралы ПТ-54, ПТ-55, позднее КМТ-5.
Значительное развитие получили переправочные средства - надувные и сборные лодки, более совершенный понтонный парк ТПП, железнодорожный понтонный парк ППС. В начале 60-х годов войска получили понтонный парк ПМП.
Столь стремительное техническое оснащение инженерных войск быстро вывело их на качественно новую ступень, когда они оказались в состоянии выполнять задачи инженерного обеспечения в соответствии с подвижностью и огневой мощью основных родов войск.
С распадом СССР начала распадаться и армия, а вместе с ней, и инженерные войска. Начиналась история новой Российской армии и соответственно инженерных войск вместе с ней, но это уже другая история, современная.
Вас заинтересует
Техника инженерных войск обновлена на 40 %
В 2015 г. инженерные войска получат роботов-сапёров
Будни инженерных войск
Чему учит боевой опыт инженерных войск
Минная война на дорогах Чечни