В эти дни в Париже проходит 22-я международная выставка Euronaval-2010. Первоначально эта военно-морская выставка была сугубо национальной. В 1994 году она расширилась до европейского формата, а с 1996 года стала международной. В настоящий момент тематика салона значительно расширилась. Демонстрируется не только техника для военно-морских сил, но и множество гражданских направлений. Значительное внимание уделяется теме «Безопасность и оборона на море». Впрочем, несмотря на то, что Россия представлена на выставке во французской столице вполне достойно, главное событие, связанное с Euronaval-2010 для нашей страны, – это окончательное согласование условий контракта по покупке вертолетоносцев «Мистраль».
Директор французской госкомпании военного кораблестроения DCNS Пьер Легро заявил РИА «Новости», что победитель тендера на поставку России универсальных вертолетоносцев будет объявлен после 4 ноября, причем, судя по всему, в победе своей заявки французы ничуть не сомневаются. «Мы готовы, начиная с 4 ноября, получить контракт, начать строительство и завершить его за 36 месяцев», – сказал Легро.
Справка
]]>
Универсальный вертолетоносец «Мистраль» водоизмещением 21 000 тонн и максимальной длиной корпуса 210 м способен развивать скорость более 18 узлов. Дальность плавания – до 20 000 миль. Численность команды составляет 160 человек, дополнительно вертолетоносец может принять на борт 450 человек. Авиагруппа включает 16 вертолетов, из которых 6 могут одновременно размещаться на взлетной палубе. Грузовая палуба корабля может вместить более 40 танков или 70 автомашин.По словам представителя французской госкомпании, Россия сможет построить на отечественных верфях не два вертолетоносца, а более. «Согласно контракту на поставку России вертолетоносцев, который предполагается заключить до конца 2010 года, два первых корабля должны быть построены во Франции. После передачи технологий российская верфь может построить два или четыре корабля. Это решение Россия примет самостоятельно», – сказал Легро. Он выразил надежду, что российская сторона «по достоинству оценит преимущества «Мистраля» и не остановится на строительстве двух кораблей». Ранее сообщалось, что Россия намерена закупить во Франции четыре корабля типа «Мистраль» при условии, что два корабля будут построены во Франции и два – в России.
Более того, по словам Легро, компания DCNS не ограничена в передаче технологий России. «Это будет корабль с такими же системами, которые установлены на кораблях для ВМС Франции. Никаких ограничений нет», – заявил Легро. Таким образом он опроверг сообщения ряда российских и иностранных СМИ о том, что корабли типа «Мистраль» будут проданы России без новейших систем управления. В то же время он подчеркнул, что корабли будут отличаться от французских аналогов. «В частности, российская сторона уже запросила французского производителя увеличить толщину взлетной палубы для посадки тяжелых российских вертолетов и обеспечить противоледную безопасность за счет укрепления корпуса корабля», – сказал директор DCNS. В свою очередь, пресс-секретарь ВМС Франции Юг Д'Аржантре сообщил РИА «Новости», что все системы, установленные на борту кораблей типа «Мистраль», сделаны во Франции, а не в США или других странах НАТО.
Получается, что французы ведут себя так, как будто договор на поставку «Мистралей» уже подписан. Между тем формально этот вопрос должен решаться путем международного тендера, однако до сих пор непонятно, объявлен он или нет. Еще в середине сентября высокопоставленный источник в оборонно-промышленном комплексе РФ сообщал РИА «Новости», что тендер должен быть объявлен до конца сентября. Однако в середине октября начальник Генштаба Вооруженных сил РФ генерал армии Николай Макаров, участвовавший в заседании Комитета Госдумы по обороне, заявил, что конкурс на закупку универсальных десантных кораблей типа «Мистраль» для ВМФ РФ Минобороны пока не объявляло. «Готовится вся документация. Конкурс будет в ближайшее время объявлен», – цитировало 14 октября слова военачальника РИА «Новости».
По словам начальника Генштаба, в тендере будут участвовать «минимум четыре страны» – Франция, Нидерланды, Испания и Россия. «Кто предложит наиболее качественный корабль, меньшие сроки и меньшую цену, тот и будет победителем», – подчеркнул Николай Макаров. По его оценке, «контракт может быть заключен в конце года». Однако, как видим, французы называют совсем другие сроки – не «конец года», а «после 4 ноября». И при этом по состоянию на 14 октября конкурс так и не был объявлен.
Ситуация складывается более чем странная. Может быть, французы знают что-то такое, чего не знает начальник Генерального штаба ВС РФ? Вряд ли. Возможно, конечно, что представители DCNS выдают желаемое за действительное, и никакого решения еще не принято. Возможно также, что они хотят своими заявлениями оказать давление на российскую сторону – дескать, решайте быстрее. Но может быть и так, что вся эта история с «тендером» – фикция: решение на самом деле уже давно принято, и все заинтересованные стороны об этом знают. Поэтому, быть может, и конкурс всё не объявляют – никто не хочет участвовать в спектакле… Так или иначе, очень хотелось бы услышать официальные разъяснения Министерства обороны РФ.
Вас заинтересует
Передача ДВКД «Мистраль
Ограниченно годный
В порт Сен-Назер прибыла кормовая часть корабля типа «Мистраль
Зарубежные специалисты о ситуации с «Мистралями
Кто будет строить российский «Мистраль