В минувшую среду получила дальнейшее продолжение история с передачей десантных вертолетоносных кораблей-доков (ДВКД) типа Mistral, строящихся во Франции по заказу российского военного ведомства. С разницей в несколько часов из Парижа пришли две новости, которые в очередной раз показали специфику ситуации, сложившейся вокруг кораблей, а также подчеркнули ее сложность для французского руководства.
3 сентября администрация президента Франции опубликовала информацию с прошедшего в тот день заседания Совета безопасности. В ходе мероприятия президент страны Франсуа Олланд сделал важное заявление, касающееся текущего контракта с Россией на поставку двух десантных кораблей. Глава государства отметил, что в настоящее время отсутствуют необходимые условия для передачи первого из заказанных кораблей. В связи с этим французское руководство не считает возможным передать первый «Мистраль» заказчику. Поводом для такого решения были названы украинские события и позиция России.
Вечером того же дня информагентство РИА Новости сообщило, что его сотрудникам удалось связаться с компанией DCNS, строящей заказанные корабли. Представители фирмы-судостроителя никак не прокомментировали заявления французского президента. Официальный комментарий компании еще не был готов и не оглашался.
Спустя несколько часов после публикации информации, оглашенной на заседании Совбеза, пресс-служба Елисейского дворца была вынуждена дать дополнительный комментарий. В первую очередь пресс-служба отметила, что пока не идет речи о разрыве контракта с Россией. Утверждалось, что Ф. Олланд констатировал сложность ситуации на Украине и в связи с ней сделал заявление о кораблях для России. Тем не менее, слова президента носили политический характер и не имели никаких политических последствий.
Одновременно с этим пресс-служба отметила, что передача первого из «Мистралей» запланирована на 1 ноября. Если за оставшиеся два месяца ситуация на Украине не изменится, то Франция не сможет осуществить передачу. При этом Франция не намерена в одностороннем порядке разрывать контракт.
Таким образом, к вечеру среды ситуация с позицией официального Парижа по вопросу поставки двух кораблей прояснилась. Тем не менее, остались серьезные вопросы. В первую очередь удивление вызвал подход к делу президента Франции и его администрации. Сперва были опубликованы заявления, которые можно было толковать, в том числе, и в пользу отказа от передачи кораблей, а затем появились разъяснения, в некоторой мере опровергающие такую версию. Почему администрация и пресс-служба французского президента допустили такую промашку – неизвестно.
На данный момент, после всех заявлений и пояснений, позиция официального Парижа по передаче двух ДВКД Mistral выглядит следующим образом. Французское руководство не возражает против продолжения выполнения контракта. Тем не менее, оно считает, что позиция России по украинскому кризису должна иметь определенные последствия. Поэтому руководители Франции полагают, что в настоящее время корабли не могут быть переданы заказчику: «отсутствуют необходимые условия» для этого. Окончательное решение будет принято позже, в начале ноября, когда планировалось передать первый корабль «Владивосток» военно-морскому флоту России. При принятии решения будут учитываться события следующих двух месяцев, сентября и октября, а также дальнейшее развитие событий на Украине.
Необходимо напомнить, что в среду президент Франции не впервые поднял тему передачи десантных кораблей, строящихся для России. Вскоре после начала известных украинских событий и связанной с ними конфронтации на международной арене США потребовали от Франции присоединиться к санкциям против России и, в том числе, прекратить выполнение контракта на строительство кораблей. С тех пор в течение нескольких месяцев официальный Париж вынужденно искал выход, который позволит сохранить хорошие отношения не только с Вашингтоном, требующим не отдавать корабли, но и с Москвой, напоминающей о контрактных обязательствах.
С момента начала этой «эпопеи», в течение уже нескольких месяцев, эксперты неоднократно напоминали о рисках для Франции, связанных с отказом от передачи кораблей. Дело в том, что в случае разрыва контракта и Франция, и Россия столкнутся с определенными проблемами различного характера. К примеру, для Франции отказ может вылиться в необходимость выплаты крупной неустойки. Подобные финансовые последствия обязательно должны учитываться при принятии окончательного решения.
До названных сроков принятия решения осталось около двух месяцев. За это время, вероятно, будут сделаны новые заявления, касающиеся двухсторонних отношений, существующего контракта и ситуации на Украине. Тем не менее, уже сейчас можно говорить, какие последствия будет иметь то или иное решение официального Парижа.
Если руководство Франции решит продолжать выполнение контракта, то обе стороны останутся удовлетворены. Россия получит два десантных корабля нового для себя класса, а французские корабелы заработают около 1,2 миллиарда евро. До начала ухудшения международной обстановки подобный сценарий ни у кого не вызывал сомнений, а также выглядел правильным и выгодным для обеих стран. В настоящее время выполнение контракта вызовет негативную реакцию со стороны США. Франция стремится сохранять хорошие отношения с заокеанским партнером, из-за чего выполнение контракта уже не выглядит единственно верным решением.
США давят на Францию и требуют разорвать контракт, мотивируя это необходимостью наказать Россию. Тем не менее, эффект от такого решения, как это ни странно, меньше всего ударит именно по России. Из-за отказа Франции наша страна не получит два десантных корабля, а кроме того ей придется потребовать от бывших партнеров по контракту вернуть заплаченные деньги. В свете известных тезисов, согласно которым ДВКД типа Mistral не нужны российскому ВМФ, подобное «наказание» за позицию по украинскому кризису выглядит крайне странно, если не комично.
Франция, в свою очередь, получит сразу несколько проблем различного характера. В первую очередь, отказ от выполнения заказа невыгоден по экономическим причинам. Отказавшись от передачи кораблей России, Франция будет должна вернуть ей уже заплаченные деньги, а также выплатить солидную неустойку. По разным данным, размер последней может колебаться в пределах от 3 до 10 миллиардов евро. При этом такая финансовая нагрузка ляжет на компанию-подрядчика, а именно на DCNS. Вряд ли французские судостроители обрадуются такому «подарку» от руководства страны. Россия, в свою очередь, будет рада не только вернуть потраченное, но и получить солидную компенсацию. Эти деньги могут пойти, к примеру, на развитие отечественного судостроения.
Вторая проблема, связанная с разрывом контракта, – потеря репутации надежного поставщика. По данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), в течение последних лет Франция стабильно находится в первой десятке крупнейших в мире поставщиков вооружения и военной техники. Французские компании продают широкий спектр техники, от броневиков до кораблей. Отказ от поставки «Мистралей» под давлением США может ударить по репутации Франции как надежного партнера. Некоторые страны, желающие приобрести французское оружие или технику, могут задуматься о целесообразности заключения контрактов с представителями государства, которое способно в любой момент отказать в выполнении заказа.
Следует отметить, ухудшение репутации Франции может быть полезным для России. Часть заказчиков вооружений и техники, разочаровавшихся во французской политике, могут проявить интерес к российской продукции и приобрести именно ее. Кроме того, разрыв контракта обязательно обрадует другие страны, активно торгующие оружием: США, Германию, Китай и т.д.
Наконец, самая последняя проблема для Франции – дальнейшая судьба одного построенного и одного строящегося корабля. Наилучшим выходом будет их продажа какой-либо третьей стране, однако европейские государства и США пока не выражали желание выкупить спорные ДВКД Mistral для своих флотов. Ситуацию с построенными кораблями может ухудшить интересная особенность их строительства. Дело в том, что кормовые секции корпусов строились в России, после чего были отправлены во Францию. Российская сторона вполне может предъявить претензии относительно этих узлов, что усложнит и без того непростое положение французских партнеров.
Следует признать, что во Франции прекрасно понимают все риски, связанные с отказом от передачи кораблей. Ранее некоторые французские политики и эксперты предостерегали президента и напоминали о возможных последствиях. В этот раз тоже не обошлось без осуждающих комментариев. Так, лидер «Национального фронта» Марин Ле Пен раскритиковала слова Ф. Олланда, сославшись на экономические и репутационные риски. Кроме того, она отметила неоднозначный вид возможного отказа с политической точки зрения. По ее словам, он продемонстрирует, что Париж действует по указке Вашингтона.
Нынешние споры вокруг двух «Мистралей» для России начались еще в мае. Они продолжаются уже четыре месяца и продлятся, как минимум, до начала ноября. Таким образом, от первых требований США до окончательного решения Франции пройдет не менее полугода. Иными словами, французскому руководству нужно несколько месяцев для принятия решения. Похоже, Ф. Олланд и его коллеги прекрасно понимают все возможные последствия любого решения. Передача кораблей приведет к ухудшению отношений с США. Отказ, в свою очередь, рассорит Россию с Францией, а также «подарит» последней массу дополнительных проблем, которых можно было бы избежать.
Все выглядит так, как будто французские чиновники, понимая сложность ситуации, пытаются тянуть время и не спешить с принятием решения. Они надеются, что в ближайшем будущем конфронтация из-за событий на Украине прекратится, в результате чего можно будет спокойно выполнять свои обязательства без оглядки на позицию зарубежных партнеров. Из последних заявлений Франсуа Олланда и его администрации ясно, что теперь руководство Франции намерено откладывать окончательное решение, как минимум, до ноября. Что будет дальше – покажет время. Ф. Олланду и его коллегам предстоит сделать крайне сложный выбор.
По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://interfax.ru/
http://armstrade.org/
http://sipri.org/
Вас заинтересует
Франция и Украина против ВМФ России
Париж и Вашингтон разошлись, как в море корабли
Зарубежные специалисты о ситуации с «Мистралями
«Мистрали
Тендер на поставку «Мистралей