Программы для компьютера, только самые лучшие, а главное лицензионные.
10 октября на заседании Совета Федерации заместитель главы минэкономразвития А.Клепач заявил о срыве государственного оборонного заказа в текущем году и возможном его срыве и в году будущем. Это громкое заявление прозвучало на фоне неоднократных заверений Анатолия Сердюкова о том, что все проблемные вопросы, касающиеся реализации гособоронзаказа, будут решены в самое ближайшее время.
На слушаниях, посвященных рассмотрению проекта государственного бюджета на 2012–2014 годы, А.Клепач заявил буквально следующее: «Гособоронзаказ по текущему году выполнен, однозначно, не будет, и с очень большой долей вероятности этого не произойдёт и в следующем году». Зампред Счетной палаты РФ Валерий Горегляд поддержал опасения Клепача и отметил, что расходы на оборону являются одним из наименее прозрачных и самых неэффективных во всех российских бюджетах последних нескольких лет. «23 трлн руб., которые были предусмотрены до 2020 года, — это невероятно большая сумма, но будет ли она как следует освоена, весьма маловероятно», — заявил Горегляд.
При этом Минобороны категорически опровергает срыв оборонзаказа в этом году. В министерстве подтверждают, что процесс размещения заказов на текущий год идёт нормально, а для заключения 60% контрактов на будущий год уже подготовлены необходимые документы, которые будут подписаны сразу же после утверждения нового бюджета. На прошлой неделе министр обороны Сердюков отметил в очередной раз, что размещение оборонзаказа на текущий год «практически закончено». «Из выделенной суммы, равной 580 миллиардам рублей осталось освоить немногим двадцати», — говорил министр. Именно таким объёмом денежных средств оцениваются контракты Минобороны с Объединенной судостроительной корпорацией и Московским институтом теплотехники. Военное ведомство до сих пор не заключили с ОСК контракт на строительство новой АПЛ «Ясень», а также 2 подводных ракетоносцев «Борей», способных нести баллистические ракеты «Булава». В ОСК также подтверждают, что процесс заключения контрактов всё ещё продолжается. А по сообщению РИА Новости, первый заместитель министра обороны Российской Федерации Александр Сухоруков заявил о том, что министерство приняло решение о переносе сроков исполнения части контрактов по гособоронзаказу с 2011 года на будущий 2012 год. Речь, в частности, идёт о 3-м и 4-м полковых комплектах ЗРК С-400, а также о закупке учебно-боевых самолетов Як-130.
<!--
[CDATA[<!--
google_ad_client = "pub-3312766694140009";
google_ad_slot = "4744969083";
google_ad_width = 468;
google_ad_height = 60;
//--
-->
]]>
<!--
[CDATA[
]]
-->
Причиной переноса поставок данных видов вооружения явилось, по словам замминистра, запоздалое оформление контрактов с представителями предприятий оборонно-промышленного комплекса. Затянувшийся процесс переговоров военных с предприятиями ВПК и несвоевременное заключение контрактов российское Министерство обороны объясняет необходимостью снижения цен на продукцию оборонных предприятий.
Тема реализации гособоронзаказа оказалась одной из центральных после проведения майского совещания в присутствии президента Медведева, который устроил чиновникам настоящий разнос за срыв плановых сроков по реализации оборонзаказа. По поручениям премьера Путина, которые он давал ещё в августе, к решению проблемы гособоронзаказа примерялись и министр обороны Сердюков, и вице-премьер Сечин. Однако сроки реализации оборонзаказа всё время отодвигались. Крайний срок решения проблемы в последний раз назначался на середину сентября.
Между тем, президент Медведев уже отчитывал чиновников за срыв оборонного заказа в 2010 году, когда им удалось освоить только 70% от выделенной из бюджета суммы, а в позапрошлом 2009 году оборонзаказ был выполнен всего лишь наполовину.
С целью недопущения повторения сложившейся ситуации, в следующем 2012 году Минобороны планирует реализовывать гособоронзаказ согласно новым правилам. Основным новшеством, которое должно значительно упростить отношения министерства с промышленниками, — это тотальная предоплата даже сделок по тем контрактам, реализация которых подразумевает длительные сроки (год и более). Чиновники Минобороны особо выделяют тот факт, что «настолько удобных условий сотрудничества для представителей ВПК нет, пожалуй, больше нигде в мире».
Член общественного совета при Минобороны И.Коротченко выражает уверенность в том, что после тотального введения практики внесения предоплаты система федеральных контрактов заработает, наконец, без сбоев. Однако, по словам Коротченко, министерство желает, чтобы представители ВПК сделали структуру себестоимости продукции открытой. «Есть сведения, что рентабельность по некоторым контрактам доходит до 800%», — отмечает эксперт.
Тем временем промышленники имеют собственную позицию относительно новой системы расчётов. Они согласны, что новая система более прозрачна по сравнению со старой, где и заказы, и контроль за их исполнением был сосредоточен в одних руках. Однако Минобороны предлагает осуществлять расчёт цен, используя годовые дефляторы в 1–2%, что будет подобно экономическому самоубийству. Поэтому ОСК настаивает на том, что при реализации оборонзаказа необходимо ориентироваться на уровень инфляции, определяемый прогнозами Минэкономразвития, то есть 6–7%.
Руководителем одного из крупных оборонных предприятий положение, сложившееся вокруг оборонзаказа, названо критичным. «Старый механизм реализации оборонзаказа был разрушен до основания, а новый не создан не только административно, но и с нормативно-правовой точки зрения, - заявляет руководитель. — По-хорошему следовало бы отработать новый механизм реализации гособоронзаказа на отдельно взятых контрактах». Помимо прочего, обещанные государством гарантии под контракты оборонзаказа дискредитируют себя в нынешнем виде, так как не компенсируют затрат на выплату кредитов.
Заместитель руководителя Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко выделяет в сложившейся проблеме три основных составляющих. «Это введение новой системы контрактации, массовое начало закупок и уход со своего поста на другое место работы знаковой фигуры в системе закупок вооружения — заместителя министра Владимира Поповкина», — считает эксперт. Однако Макиенко считает, что категоричные высказывания о срыве оборонзаказа являются крайне неожиданными. По мнению эксперта, в данный момент между заинтересованными сторонами проходит процесс торга.
Отметим, что всего в рамках гособоронзаказа 2011 года военное ведомство планировало закупить 109 вертолетов, 35 самолетов, 3 многоцелевые АПЛ, 1 боевой надводный корабль, а также 21 ЗРК. В конце марта текущего года министр обороны Сердюков сообщил, что, согласно гособоронзаказу 2011 года, в войска предусматривается поставка двух стратегических атомных подводных лодок, 36 стратегических баллистических ракет, а также двух десятков стратегических крылатых ракет. Общая сумма финансирования государственного оборонного заказа в текущем 2011 году составляет около полутора триллионов рублей.
Вас заинтересует
Что ожидает срывающих выполнение гособоронзаказа?
"Северный ветер" не по карману?
Реформирование российского гособоронзаказа: эффективность прежде всего
Армейский заказ
Удмуртия решила обвинить "Ижмаш" в срыве гособоронзаказа