Вот уже полвека основой самоходной артиллерии США являются САУ семейства M109. Последняя модификация этой самоходки под названием M109A6 Paladin была принята на вооружение в начале девяностых годов. Несмотря на достаточно высокие характеристики, САУ «Паладин» уже не в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к современным самоходным орудиям. По этой причине вскоре после начала производства боевых машин M109A6 стартовал новый проект XM2001 Crusader («Крестоносец»). Еще находясь на самых ранних стадиях, этот проект получил массу похвал. Порой утверждалось, что благодаря новой самоходке в артиллерии произойдет настоящая революция.
<!--
TEnd
-->
Первые исследования по тематике перспективных артиллерийских систем начались еще в середине восьмидесятых годов, но проекты подобных боевых машин появились значительно позже. В середине девяностых, когда началась разработка САУ XM2001, предполагалось завершить проект в течение ближайших десяти лет. Первые серийные самоходки новой модели планировалось построить в 2004 году, а в следующем начать их эксплуатацию в войсках. Необходимо отметить, сроки реализации той или иной части проекта неоднократно изменялись. Так, в начале двухтысячных годов, когда опытная САУ «Крестоносец» вышла на испытания, принятие на вооружение перенесли на 2007-2008 годы. Потребность войск оценивалась в 800 боевых машин.
Проект перспективной самоходки разрабатывали компании United Defense и General Dynamics. В соответствии с требованиями заказчика новая боевая машина должна была превосходить существующую технику по ряду параметров. Требовалось повысить мобильность, эффективность огня и живучесть. Кроме того, необходимо было сократить трудоемкость обслуживания. Подобные требования привели к тому, что компании-разработчики приняли решение использовать большое количество новых автоматизированных систем, а это в итоге оказало решающее влияние на облик самоходной артиллерийской установки.
В ходе разработки проекта САУ Crusader несколько раз меняла свой облик. К примеру, в ранних версиях проекта боевая масса самоходки превышала 60 тонн. Однако требования, касавшиеся мобильности, заставили изменить проект, сократив боевую массу машины почти в полтора раза – до 40 тонн. В дальнейшем этот параметр несколько раз менялся в небольших пределах. Габариты и вес самоходки были сокращены в первую очередь из-за необходимости ее перевозки существующими военно-транспортными самолетами.
В ходе проекта XM2001 предполагалось сократить экипаж, что соответствующим образом сказалось на компоновке внутренних объемов корпуса. Так, в передней его части разместили отделение управления с рабочими местами трех членов экипажа (механик-водитель, командир и наводчик). В средней и кормовой частях корпуса находились моторно-трансмиссионное и боевое отделение. В качестве силовой установки рассматривались газотурбинный двигатель LV100-5 мощностью 1500 л.с. и дизельный Perkins CV12 той же мощности. И тот, и другой двигатели могли обеспечить САУ высокую подвижность. Кроме того, предполагалось, что использование газотурбинного двигателя позволит провести унификацию нескольких типов современной бронетехники. В конечном итоге прототип САУ получил газотурбинный двигатель.
Новая гусеничная ходовая часть имела в своем составе по семь опорных катков на борт и заднее ведущее колесо. Гидропневматическая подвеска, согласно расчетам, могла обеспечить достаточно проходимость и плавность хода даже на высокой скорости. Во время испытаний САУ XM2001 разгонялась на шоссе до скорости 67 км/ч. При движении по пересеченной местности удалось развить скорость 48 км/ч. Запас хода по шоссе превысил 400 км. Имея такую подвижность, перспективная самоходка могла бы быстро покидать огневую позицию и избегать ответного удара.
Весь экипаж самоходки «Крестоносец» должен был располагаться в общем отделении управления, что предъявляло особые требования к электронному оснащению боевой машины. Рабочие места экипажа оснастили комплексом радиоэлектронного оборудования, предназначенным для навигации, расчета углов наведения, слежения за состоянием агрегатов машины и т.п. Самоходку также оборудовали системой обмена тактической информацией, позволяющей экипажу использовать стороннее целеуказание.
[thumb=|Самоходный артиллерийский «Крестоносец». Проект XM2001 Crusader (США)]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxMy0xMi9rMno5cWduOTZjLmpwZw==[/thumb]
Перенесение рабочих мест экипажа в единый объем внутри корпуса, изолированный от боевого отделения, заставило авторов проекта заняться созданием автоматизированных систем подачи боеприпасов и управления вооружением. Внутри поворотной башни была установлена аппаратура, способная самостоятельно получать боеприпасы с бронированного подвозчика, помещать их в укладки и производить заряжание орудие. Наводчику или командиру оставалось только дать команду на начало нужной процедуры и, при необходимости, указать тип требуемого боеприпаса. Все дальнейшие операции производились автоматически. Для наведения орудия также использовались автоматические системы, отвечавшие как за расчет углов наводки, так и за поворот башни или подъем ствола. Система установки орудия позволяла стрелять с углом возвышения ствола от -3° до +75°.
В башне самоходки XM2001 предлагалось установить орудие XM297 калибра 155 миллиметров со стволом длиной 56 калибров. Это орудие уже на стадии расчетов показало свои высокие перспективы в отношении дальности огня. Для повышения точности при стрельбе неуправляемыми снарядами его оснастили интегрированной жидкостной системой охлаждения ствола. Проблема снижения отдачи решалась оригинальными противооткатными устройствами и дульным тормозом. При разработке орудия было решено хромировать канал ствола и камору для снижения износа.
Орудие XM297 сохранило традиционное для своего класса артиллерии раздельное заряжание. Для большей гибкости применения, оно должно было использовать модульную систему метательных зарядов MACS. Изменяя количество модульных зарядов, можно в определенных пределах регулировать дальность стрельбы. В автоматизированных укладках боевого отделения САУ Crusader помещалось 48 снарядов различных типов и 208 модулей метательного заряда. Количество модулей, досылаемых в камору, рассчитывалось непосредственно перед выстрелом вместе с другими параметрами стрельбы.
Работая над проектом новой САУ, сотрудники компания United Defense и General Dynamics уделили большое внимание скорострельности. Важным «умением» современной артиллерийской системы является метод ведения огня MRSI (т.н. шквал огня). Это значит, что самоходка может сделать несколько выстрелов, комбинируя мощность метательного заряда и угол возвышения орудия, в результате чего несколько снарядов падают на цель с минимальным интервалом. Подобная методика стрельбы позволяет нанести ущерб противнику за минимальное время и до того, как он успеет отреагировать. В связи с этим в проекте XM2001 применили целый комплекс мер, направленный на повышение скорострельности.
Основная работа по обеспечению высокой скорострельности легла на автоматику заряжания. Она должна была в течение нескольких секунд извлечь из укладки снаряд нужного типа, дослать его в камору, извлечь заданное количество модулей метательного заряда, тоже отправить их в камору, после чего закрыть затвор. При расчетной скорострельности на уровне 10 выстрелов в минуту автоматика должна была проделывать все эти операции за 4-5 секунд. Для повышения надежности орудие XM297 оснастили оригинальной лазерной системой воспламенения зарядов. Модули заряда MACS имели полностью сгорающую оболочку, что избавило автоматику от необходимости извлекать гильзу или поддон. При стрельбе по методу MRSI САУ Crusader могла сделать серию длиной до восьми выстрелов.
Орудие XM297 могло использовать весь спектр 155-мм снарядов, существовавший в конце девяностых годов. В зависимости от выполняемой задачи, самоходка «Крестоносец» могла вести огонь осколочно-фугасными, дымовыми, зажигательными, кассетными типа DPICM (противотанковые и противопехотные) или SADARM (противотанковые). При использовании обычных снарядов, не оснащенных газогенератором или ракетным двигателем, дальность стрельбы достигала 40 км. В номенклатуру боеприпасов новой САУ планировали включить управляемый снаряд Excalibur с максимальной дальностью стрельбы до 57 км.
Одновременно с самоходной артиллерийской установкой XM2001 в рамках проекта Crusader создавался бронированный подвозчик боеприпасов XM2002. Обе машины имели общее шасси и были унифицированы на 60%. Подвозчик боеприпасов отличался от самоходки тем, что на крыше его корпуса вместо башни размещался бронированный кожух и оборудование, предназначенные для хранения и передачи снарядов и модулей метательного заряда. Кроме того, подвозчик мог перевозить топливо. Все операции по перегрузке боеприпасов и перекачке топлива осуществлялись автоматически. Экипажи двух машин лишь контролировали ход процессов, не покидая своих рабочих мест. На полную загрузку боеприпасов и заправку топливом уходило не более 12 минут. Экипаж подвозчика состоял из двух человек.
Высокая скорость, скорострельность на уровне 10 выстрелов в минуту, возможность ведения огня по методу MRSI и другие особенности проекта «Крестоносец» стали поводом для множества положительных оценок. По оценкам разных специалистов, живучесть САУ XM2001 была в 3-4 раза выше, чем у M109A6 Paladin. Боевая эффективность тоже была высокой. Расчеты показывали, что за 5 минут батарея из шести самоходок может обрушить на головы врага до 15 тонн снарядов. Для этого, однако, боевым машинам требовалось работать вместе с подвозчиками боеприпасов.
В конце 1999 года первый прототип перспективной САУ вышел на испытания. Боевая машина XM2001 полностью подтвердила все расчетные характеристики, хотя в ходе испытаний были выявлены некоторые проблемы, которые вскоре исправили. Поездки по полигону и стрельба по условным целям продолжались в течение нескольких лет. Так, в ноябре 2000 года САУ «Крестоносец» достигла скорострельности в 10,4 выстрела в минуту, что стало максимальным значением этого параметра в ходе испытаний.
Высокие ходовые и огневые характеристики делали САУ XM2001 Crusader выдающимся образцом артиллерийской техники. Однако в мае 2002 года, после ряда успешных испытаний, Пентагон уведомил компании United Defense и General Dynamics о прекращении проекта. Причиной этого стали экономические особенности перспективной самоходной артиллерийской установки. Применение большого количества новых автоматизированных систем, разработанных специально для новой САУ, сказалось на ее цене. Согласно расчетам того времени, каждая из серийных машин «Крестоносец» обошлась бы бюджету в 25 миллионов долларов. Для сравнения, немецкая самоходная гаубица PzH-2000, незначительно уступающая XM2001 по характеристикам, в то время стоила не более 4,5 миллионов.
Тщательный анализ характеристик и возможностей новой самоходки наглядно показал, что превосходство в огневой мощи или живучести не может компенсировать значительный проигрыш в цене. Из-за этого работы по программе Crusader были свернуты. Необходимо отметить, что наработки по этому проекту не пропали. Вскоре после закрытия проекта компания United Defense получила новый контракт на создание перспективных артиллерийских систем. Этот заказ военных подразумевал совершенствование имеющихся разработок для использования в новых проектах.
По материалам сайтов:
http://army-technology.com/
http://military-today.com/
http://army-guide.com/
http://dogswar.ru/
Вас заинтересует
Компания Krauss-Maffei Wegmann показала новую САУ
САУ SP70: неудачное европейское сотрудничество
Зенитная самоходная установка T249 Vigilante
САУ T3 Howitzer Motor Carriage: первая «классическая
Истребитель танков Type 89/PTZ-89 (Китай)