Во второй половине шестидесятых годов ФРГ и Великобритания договорились о создании совместного проекта перспективной буксируемой гаубицы. Орудие FH70 должно было иметь калибр 155 мм и дальность стрельбы активно-реактивным снарядом на уровне 30 километров. В 1970 году к разработке перспективной гаубицы присоединилась Италия, которая также пожелала получить современное буксируемое артиллерийское орудие. К середине семидесятых годов все работы по проекту были завершены и с 1976 года гаубица FH70 начала поступать в войска трех стран. Новое орудие позволило заметно повысить возможности полевой артиллерии, однако имело ряд недостатков, присущих всем буксируемым артиллерийским системам. Поэтому уже в 1973 году ФРГ, Великобритания и Италия начали создание новой самоходной артиллерийской установки.
Специально для создания новой САУ, получившей обозначение SP70, на базе одного из западногерманских предприятий было организовано совместное конструкторское бюро, в котором должны были работать специалисты из трех стран. Новая организация была призвана осуществлять общую координацию действий трех стран. Прочие обязанности в рамках проекта были распределены между различными организациями Германии, Великобритании и Италии. Так, специалисты из ФРГ должны были создать гусеничное шасси и силовую установку за исключением топливной системы, автомат заряжания, ствол орудия, а также электрические и гидравлические системы САУ. В дальнейшем предполагалось возложить на Германию сборку серийных боевых машин. Вспомогательная силовая установка, топливная система основного двигателя, противооткатные устройства и механизмы установки орудия разрабатывались в Италии. Британским инженерам поручили создание башни, боеукладки и магазина для снарядов, прицельных устройств и ряда других механизмов башни.
]]>Согласно требованиям заказчиков, перспективная самоходная гаубица SP70 должна была иметь габариты, позволяющие транспортировать ее по железной дороге и боевую массу не более 50 тонн. Требования к орудию были примерно такими же, как и в случае с проектом FH70. C целью сокращения расходов на разработку и снижения цены готовых САУ военные ведомства трех стран потребовали унифицировать новую боевую машину с существующей техникой. По этой причине было решено использовать наработки по проектам буксируемой гаубицы FH70, танка Leopard 1 и боевой машины пехоты Marder.
В качестве основы для шасси перспективной самоходки был выбран соответствующий агрегат танка «Леопард-1». Бронированный корпус САУ имел почти такие же размеры и форму, как и корпус танка, однако отличался примененными материалами. Для облегчения боевой машины и обеспечения требуемого уровня защиты корпус самоходки SP70 было решено делать не из стали, а из алюминиевых сплавов. Листы толщиной до 50 мм обеспечивали самоходке приемлемый уровень защиты. Лобовая проекция боевой машины могла выдержать попадание пули калибра 14,5 мм, борта и корма – от 7,62-мм пуль. Компоновка корпуса также была заимствована у танка без серьезных изменений. В его передней части разместили отделение управления с рабочим местом механика-водителя. В средней части корпуса располагалось боевое отделение с башней, а в кормовой – моторно-трансмиссионное отделение. Бронированную башню самоходки предлагалось сваривать из тех же материалов, что и корпус.
В качестве основной силовой установки новая самоходка должна была получить 8-цилиндровый дизельный двигатель Daimler-Benz MB781 мощностью 1000 л.с. Двигатель выполнили в виде единого блока с гидромеханической трансмиссией, системой охлаждения и т.д. Кроме того, перспективная САУ получила вспомогательную силовую установку мощностью 35 л.с. Ее предполагалось использовать для энергоснабжения различных электросистем при выключенном основном двигателе.
Ходовая часть самоходки SP70 была выполнена на базе соответствующих агрегатов танка Leopard 1. В ее составе имелись по семь опорных катков на каждом борту. Все опорные катки имели торсионную подвеску, а первый, второй, третий, шестой и седьмой катки на каждом борту дополнительно оснащались гидравлическими амортизаторами. В передней части борта располагалось направляющее колесо с системой натяжения гусеницы, в кормовой – ведущее колесо. Верхняя ветвь гусеницы лежала на трех поддерживающих роликах.
Длина самоходки SP70 в походном положении не должна была превышать 10,2 метра, ширина – 3,5 м, высота по крыше башни – 2,8 м. Боевая масса достигла 43,5 тонн. При таком весе 1000-сильный двигатель позволял ей разгоняться на шоссе до скорости 68 км/ч. Запаса топлива хватало на преодоление 420 километров. Благодаря использованию отработанных, испытанных и освоенных в производстве агрегатов силовой установки и ходовой части удалось избежать массы «детских болезней».
В четырехместной (командир, наводчик и два заряжающих) башне самоходки SP70 предлагалось устанавливать 155-мм орудие, представлявшее собой доработанный вариант орудия FH70. В конструкцию буксируемой гаубицы внесли некоторые изменения, призванные обеспечить установку орудия в башне САУ и повышающие ее характеристики. В частности, вариант гаубицы для самоходки был оснащен эжектором. Гаубица имела нарезной ствол длиной чуть менее 39 калибров, двухкамерный дульный тормоз и полуавтоматический затвор с перемещающимся в вертикальной плоскости клином. В состав противооткатных устройств были включены два гидравлических тормоза отката и один гидропневматический откатник. Конструкция противооткатных устройств была выполнена таким образом, что при стрельбе с любым возможным углом возвышения откат был одинаковым и равнялся 700 мм.
Горизонтальное наведение орудия осуществлялось поворотом всей башни при помощи гидропривода. В качестве резервной системы горизонтального наведения экипаж мог использовать механизмы с ручным приводом. Для вертикального наведения орудия башня САУ SP70 была оснащена гидропневматическим приводом. Он позволял менять углы возвышения ствола в пределах от -25° до +70°.
Справа от казенной части орудия авторы проекта SP70 расположили рабочие места командира самоходки, наводчика и одного из заряжающих. Второй находился слева от орудия. Для повышения скорострельности новую САУ оснастили оригинальным автоматом заряжания. Непосредственно рядом с орудием предполагалось устанавливать приемный лоток с механизмом досылания. В кормовой части башни самоходки предусмотрели трехрядный магазин на 32 снаряда, девять контейнеров для метательных зарядов и подаватель снарядов. На внешней стороне кормы башни должен был находиться подъемный механизм, предназначенный для подачи боеприпасов внутрь боевого отделения, в том числе при перезарядке магазина. Работой автоматизированного магазина и всем процессом заряжания гаубицы должен был управлять первый заряжающий. Перед стрельбой он должен был вручную устанавливать взрыватели снарядов, после чего мог давать команду на заряжание орудия. По команде с пульта управления, находившегося в распоряжении заряжающего, механизмы должны были выложить на подаватель снаряд необходимого типа. Подаватель, в свою очередь, перемещал боеприпас на приемный лоток, к механизму досылания. Далее процесс должен был повторяться с метательными зарядами.
Немецким и британским специалистам, разрабатывавшим магазин и автоматику заряжания, удалось создать оригинальный механизм, способный заряжать орудие при любом угле возвышения ствола. При этом, однако, максимальная скорострельность самоходки, по расчетам, не могла превысить 6 выстрелов в минуту. При повреждении автоматики экипаж САУ мог заряжать орудие вручную, однако в таком случае максимальный темп стрельбы ощутимо сокращался. Предусматривалась возможность подачи боеприпасов с грунта. При этом оба заряжающих должны были находиться вне боевого отделения и подавать боеприпасы. Максимальная скорострельность при заряжании вручную не превышала 4 выстрелов в минуту.
155-мм орудие самоходной артиллерийской установки SP70 могло использовать любые снаряды соответствующего калибра, изготовленные по стандартам НАТО. При этом основой боекомплекта перспективных самоходок должны были стать несколько типов снарядов:
- L15A1. Основной осколочно-фугасный снаряд британской разработки. При длине 788 мм такой снаряд нес свыше 11 кг взрывчатого вещества, что обеспечивало большую эффективность поражения целей в сравнении с другими типами боеприпасов того времени;
- DM105. Дымовой снаряд, разработанный в ФРГ. Боеприпас оснащался четырьмя капсулами с дымообразующим химическим веществом. Капсулы выбрасываются на высоте порядка 200 метров и после падения образуют крупное облако дыма, сохраняющееся в течение нескольких минут;
- DM106. Западногерманский осветительный снаряд. Осветительный блок снаряда должен спускаться на парашюте с высоты 600-800 метров. Характеристики примененного осветительного состава позволяют в течение одной минуты освещать местность в радиусе 350-400 метров.
При применении осколочно-фугасных снарядов максимальная дальность стрельбы САУ SP70 достигала 24 километров. В дальнейшем предполагалось ввести в боекомплект самоходки активно-реактивный снаряд, позволяющий поражать цели на дальностях до 30 км. Рассматривалась возможность закупки зарубежных разработок.
В качестве дополнительного оружия САУ SP70 должна была получить пулемет калибра 7,62 мм, установленный над люком командира. На лобовом листе башни предлагалось установить два четырехствольных дымовых гранатомета.
Согласно расчетам конца семидесятых годов, характеристики самоходной артиллерийской установки SP70 позволяли ей атаковать удаленные объекты противника без риска подвергнуться ответному удару. Кроме того, отмечалась высокая эффективности при стрельбе на небольших дистанциях, в том числе прямой наводкой. Шасси на основе танка Leopard 1 должно было обеспечить высокую подвижность, а алюминиевое бронирование – достаточный уровень защиты, который, по некоторым оценкам, вдвое превышал аналогичный показатель американской САУ M109. Таким образом, не исключалось, что перспективные самоходки смогут эффективно действовать совместно с танковыми подразделениями, двигаясь позади них на небольшом удалении.
К концу семидесятых страны-участники проекта SP70 определились со своими нуждами. Предполагалось, что серийное строительство новых самоходок стартует в 1985 году, а первые машины поступят в войска через два года. В общей сложности планировалось выпустить порядка 650 боевых машин, 400 из которых собиралась приобрести Германия. Оставшуюся технику намеревались разделить между собой Великобритания и Италия.
В 1980 году на полигон вышли пять прототипов перспективной САУ SP70. Шасси, в конструкции которого использовались уже освоенные в производстве компоненты, не вызвало почти никаких претензий. Его доводка завершилась достаточно быстро. Множество проблем конструкторам трех стран доставили различные агрегаты, установленные в башне. Автоматика, предназначенная для подачи боеприпасов в орудие, оказались самым сложным компонентом всей артиллерийской системы. Хотя проблемы, возникшие на стадии проектирования, были успешно решены, во время испытаний некоторые из них вновь проявились, кроме того, появились новые.
Испытания и доводка различных автоматических систем продолжалась в течение нескольких лет. В 1985 году, когда согласно первоначальным планам предполагалось начать серийное производство новых самоходок, Германия отказалась от дальнейшего участия в проекте. Западногерманские военные и конструкторы посчитали, что проект в существующем виде не имеет никаких перспектив. После нескольких лет работы ряд недостатков самоходки так и не был устранен, что и послужило причиной соответствующей реакции немецких специалистов. Лишившись опытного помощника, Великобритания и Италия вскоре заморозили, а потом и официально прекратили все работы по проекту.
В общей сложности было построено лишь пять самоходных артиллерийских установок модели SP70. Следует отметить, совместный проект не был бесполезным. На основе наработок, полученных в ходе его создания, все три страны-участника разработали собственные артиллерийские системы. Германия создала и приняла на вооружение САУ PzH 2000, Великобритания с начала девяностых годов эксплуатирует самоходки AS90, а Италия еще во время работ по самоходке SP70 разработала собственный проект Palmaria.
По материалам сайтов:
http://military-today.com/
http://dogswar.ru/
http://weapons-world.ru/
http://vestnik-rm.ru/
Вас заинтересует
Проект зенитной самоходки СУ-8
Зенитная самоходная установка T249 Vigilante
САУ T3 Howitzer Motor Carriage: первая «классическая
Самоходный артиллерийский «Крестоносец
Истребитель танков Type 89/PTZ-89 (Китай)