Главным оружием войны в Южной Родезии можно признать не автоматы или пулеметы различных моделей, но мины. До сих пор на территории Зимбабве остается большое количество неразорвавшихся боеприпасов, способных в любой момент напомнить о войне. Все стороны конфликта активно минировали дороги и прилегающую к ним местность. В результате этого с 1972 по 1980 год при помощи мин было уничтожено 2400 единиц автомобильной техники различных типов. От взрывов погибли 632 человека и еще свыше 4400 были ранены. Естественно, столь высокая эффективность мин и самодельных взрывных устройств только стимулировала дальнейшее их использование. Но одновременно с минированием дорог, по которым может пройти противник, одной из сторон конфликта пришлось озаботиться защитой своих солдат от вражеских боеприпасов.
Первыми противоминными средствами стали самодельные «комплекты», появившиеся в ЮАР и Родезии в самом начале семидесятых годов. Под днищем любых подходящих автомобилей подвешивался металлический лист, предназначенный для частичного поглощения и отведения в стороны энергии взрыва. На полу салона легковых автомобилей или на дне кузова грузовых машин укладывались различные емкости с песком или водой, также призванные принять на себя часть удара. Наконец, на случай переворачивания, на крыше транспорта закреплялись обычные покрышки, служившие импровизированными амортизаторами. Несмотря на свой ярко выраженный кустарный характер, такая защита достойно справлялась с возложенными на нее задачами. По некоторым данным, после начала массового использования подобных «комплектов дополнительной защиты» потери людей при взрывах мин сократились примерно втрое – с 22% до 7-7,5%.
При всех своих преимуществах перед необорудованной техникой такие импровизированные броневики, защищенные от мин, имели один большой недостаток. При переделке базового автомобиля приходилось учитывать разные особенности его конструкции, что затрудняло массовую доработку машин. Кроме того, находившиеся в экономической блокаде Родезия и ЮАР не могли рассчитывать на помощь третьих стран. В связи с этим уже в самом начале семидесятых начали появляться первые проекты броневиков, сохранивших и улучшивших защитные возможности предыдущих машин, но при этом пригодных для массового строительства в сложившихся условиях. Рассмотрим некоторые проекты легкой бронетехники, созданные конструкторами ЮАР и Родезии в ходе войны.
]]>HyenaПервой боевой машиной, которую можно считать полноценным представителем класса техники MPV (Mine protected vehicle – «Машина, защищенная от мин») или MRAP (Mine resistant and ambush protected – «Машина, стойкая к минам и защищенная от атак из засады»), стал образец под названием Hyena («Гиена»). Разработанная в ЮАР машина основывалась на шасси одного из джипов серии Land Rover. Благодаря этому легкобронированная «Гиена» с колесной формулой 4х4 могла разгоняться на хорошей дороге до 127 километров в час и преодолевать бездорожье. Производством броневиков Hyena занималась промышленность Южно-Африканской Республики. До 1974 года было собрано около 230 таких машин; примерно полторы сотни были отправлены в Южную Родезию, где служили до окончания войны.
[thumb=|ЮАР и Родезия против мин. Часть I]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wMS9nNHN5OWF5YmpqLmpwZw==[/thumb]
Первый полноценный броневик класса MPV - Hyena
Первый полноценный южноафриканский броневик, способный выдержать взрыв мины, имел несколько характерных черт, в том или ином виде сохранившихся на более поздней технике ЮАР и Родезии, а затем и перешедших к современным машинам MRAP. Так, патрульный бронеавтомобиль Hyena получил характерный узкий корпус с бортами, расходящимися к верхней части. Нижняя часть корпуса полностью вписывалась в габариты рамы шасси, из-за чего сиденья для перевозимых солдат пришлось разместить у бортов, боком по ходу движения. Однако такое неудобство компенсировалось безопасностью: при подрыве мины под колесом большая часть энергии взрыва и осколков проходила вдоль борта, почти не повреждая его. Водитель и десант размещались в одном объеме, поскольку корпус не разделялся на несколько отделений. Интересен тот факт, что бронекорпус «Гиены» не имел крыши. Вместо него на металлическом каркасе растягивался матерчатый тент или устанавливалась легкая металлическая крыша. Для самообороны стрелкам приходилось вставать в полный рост и вести огонь из личного оружия через зазор между тентом/крышей и корпусом. Посадка и покидание машины осуществлялись через дверь в кормовом листе.
WolfПочти одновременно с броневиком Hyena появилась другая защищенная от мин машина под названием Wolf («Волк»). Более крупный автомобиль был выполнен на базе шасси Unimog и, как следствие, имел большую грузоподъемность. Запас грузоподъемности использовали для создания нового бронекорпуса. Боковые панели корпуса «Волка» сходились внизу под большим углом в сравнении с «Гиеной», что привело к увеличению стойкости к взрывам. Кроме того, перпендикулярно бортам предусмотрели дополнительные горизонтальные панели, отводившие часть энергии взрыва в стороны. Сверху десантное отделение на восемь человек прикрыли легкой металлической крышей. Как и броневик Hyena, Wolf не имел колесных арок, что позволяло ударной волне мины, повредив колесо и подвеску, уйти вверх, не нанося большого вреда другим агрегатам машины.
[thumb=|ЮАР и Родезия против мин. Часть I]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wMS9kbHhqY2N6N3hyLmpwZw==[/thumb]
Бронеавтомобиль Wolf
К сожалению, точное количество собранных броневиков «Волк», равно как и точные их характеристики, неизвестны. Исходя из сведений о базовом шасси, можно сделать соответствующие выводы о примерных характеристиках автомобиля Wolf. Вероятно, они были на уровне нагруженного грузовика Unimog. Машины «Волк» активно использовались в первой половине семидесятых годов, но их количество постоянно сокращалось, поскольку ремонт после подрыва был слишком сложным и, более того, не всегда возможным.
HippoДальнейшим развитием идей, заложенных в проекте Wolf, стал броневик Hippo («Гиппопотам»). На этот раз оригинальный бронекорпус характерной формы установили на шасси грузовика Bedford английского производства. Расширяющийся к верней части бронированный корпус вмещал в себя десять посадочных мест для бойцов с оружием и два сиденья экипажа. «Гиппопотам» стал первым южноафриканским специализированным броневиком, оснащенным полноценными бортовыми бронестеклами. Машина имела задние двери для посадки и высадки экипажа и десанта. На некоторых броневиках Hippo монтировались приспособления для установки пулемета. Кроме того, десант мог вести огонь из личного оружия, сняв с каркаса легкий брезентовый тент. Бронемашина со снаряженным весом около 9,5 тонны имела 134-сильный двигатель и могла разгоняться на шоссе до 80-90 км/ч.
[thumb=|ЮАР и Родезия против мин. Часть I]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wMS9iODQ0OXE2cjc1LmpwZw==[/thumb]
Hippo
Строительство «Гиппопотамов» велось с 1974 по 1978 годы. Всего было собрано порядка двух сотен броневиков, активно использовавшихся в ходе войны в Южной Родезии, а затем и в других вооруженных конфликтах в южных районах Африки. Примененные в конструкции Hippo меры по повышению устойчивости к взрывам мин, как и прежде, имели неоднозначный результат. Потери личного состава были минимальными, но машины нередко не подлежали восстановлению. В лучшем случае подорванный броневик можно было использовать в качестве источника запчастей для ремонта менее поврежденных машин.
LeopardНесмотря на потери техники, ЮАР и Родезия, стремясь сохранить жизни солдат, продолжали эксплуатацию своих MPV-броневиков. Общей чертой всех созданных в первой половине семидесятых годов бронемашин стало использование готовых шасси. Эта особенность техники мешала в полной мере использовать потенциал имевшихся наработок в области повышения стойкости транспорта к взрывам мин. В 1974 году родезийский инженер Э. Коншел, потеряв при подрыве машины близкого родственника, приступил к исследованию техники класса MPV и примененных в них ноу-хау. В результате изысканий и последовавшего за ними проектирования появился новый броневик Leopard («Леопард»).
<!--TEnd-->
«Леопард» в музееКак и предыдущие бронеавтомобили, «Леопард» базировался на некоторых агрегатах, заимствованных с имевшейся на тот момент техники. Основой для броневика стал немецкий микроавтобус Volkswagen Kombi. Проект Коншела также подразумевал использование нескольких оригинальных нововведений. В первую очередь в глаза бросается отсутствие привычной рамы с установленными на ней агрегатами силовой установки, трансмиссии и т.п. Ее роль на «Леопарде» играл несущий корпус с оригинальными обводами и уже ставшим стандартом для такой техники V-образным днищем. В передней и задней частях корпуса крепились агрегаты шасси, разделенные на два блока. Такая компоновка позволила значительно увеличить клиренс машины, снизив риск повреждения корпуса при взрыве. Обе оси ходовой части были сделаны таким образом, чтобы разрушаться при взрыве, поглощая часть энергии ударной волны. Эта идея также позволила облегчить ремонт машин, в том числе и в полевых условиях. Машина получилась достаточно легкой – ее сухой вес не превышал 1760 кг.
<!--TEnd-->
Тот же «Леопард», вид сзадиДля повышения безопасности экипажа Э. Коншел предпринял несколько интересных шагов. Пожалуй, самый интересный из них – дуги безопасности, окружающие корпус машины и не дающие ей опрокинуться на бок или на крышу с серьезными последствиями для пассажиров. Кроме того, водитель и пятеро солдат при езде были обязаны пристегиваться к сиденьям. Бронекорпус машины Leopard не имел крыши, что, во-первых, упростило его конструкцию, а во-вторых, способствовало быстрому выравниванию давления внутри и снаружи корпуса в первые мгновения после взрыва. Наконец, двигатель с легким кожухом, топливный бак и аккумуляторы были помещены над задней осью, за пределами бронекорпуса. Бак устанавливался на управляемых разъемных креплениях. При помощи этих механизмов водитель после взрыва мог сбросить 40-литровую (на ранних версиях броневика, позже бак увеличили в полтора раза) емкость для горючего и защитить машину от пожара.
Строительство броневиков «Леопард» на основе уже имевшихся немецких автомобилей началось в 1975 году. За четыре года было собрано 725-750 таких MPV-машин. В ходе последних лет войны в Южной Родезии лишь 67 «Леопардов» подорвались на минах противника. При этом бронемашины наглядно продемонстрировали нужность изобретений Коншела. Так, во время 67 взрывов погибло лишь шесть человек, а некоторое количество броневиков впоследствии было восстановлено и возвращено в строй.
Rhino[thumb=|ЮАР и Родезия против мин. Часть I]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wMS90aW90Mmd4bHY4LmpwZw==[/thumb]
Rhino
Своеобразной попыткой совместить уровень защиты «Леопарда» и простоту сборки предыдущих машин класса MPV стал проект Rhino («Носорог»). В качестве основы для этого броневика выбрали джипы Land Rover. На них устанавливался легкий корпус, одновременно напоминавщий соответствующие агрегаты машин Hyena и Leopard. При этом, как на последнем, корпус был поднят на максимально возможную высоту и оснащен трубчатыми дугами безопасности. Никаких сложных приспособлений наподобие системы сброса топливного бака или нужным образом разрушаемых элементов ходовой части Rhino не получил. По-видимому, авторы проекта рассчитывали обеспечить заказчика в лице полиции не только безопасным, но и недорогим броневиком. Согласно некоторым источникам, несколько бронемашин «Носорог» было продано частным лицам и использовалось в качестве личного автотранспорта.
CougarИным развитием технических ноу-хау, появившихся в проекте Leopard, стал броневик Cougar («Кугуар» или «Пума»). В основных своих чертах эта машина напоминала предыдущую, но при этом имела ряд заметных отличий. В первую очередь, это гораздо большие размеры. В связи с использованием агрегатов иной базовой машины (по некоторым данным, это был грузовик Unimog) изменилась компоновка бронекорпуса. В его передней части предусмотрели забронированный объем для двигателя и некоторых агрегатов трансмиссии. Топливный бак по-прежнему располагался в задней части шасси. Форма корпуса с V-образным «противоминным» днищем немного изменилась, а благодаря использованию более толстых и прочных бронепанелей дуги безопасности теперь были лишь сверху.
<!--TEnd-->
Базовый вариант MPV CougarПервый «Кугуар» был построен лишь в 1978-79 годах, но, несмотря на это, успел стать основой для нескольких модификаций. Так, в варианте Organ («Орган») броневик нес несколько дистанционно управляемых гладкоствольных ружей, предназначенных для подавления противника, пытающегося обстреливать машину из засады. Бронемашина Panther («Пантера») получила другое собственное вооружение, а именно поворотную башню с пулеметом на крыше. Наконец, на базе MPV Cougar было изготовлено несколько совершенно неожиданных машин – это были железнодорожные броневики. От базовой модели они отличались иной ходовой частью, предназначенной для передвижения по рельсам.
[thumb=|ЮАР и Родезия против мин. Часть I]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wMS95emRxa3o2eGhyLmpwZw==[/thumb]
«Кугуар», дополнительно вооруженный ружьями[thumb=|ЮАР и Родезия против мин. Часть I]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wMS9oMGFpdHhybXVkLmpwZw==[/thumb]
Броневик Panther с пулеметной башней<!--TEnd-->
Вариант машины Cougar для патрулирования железных дорог KuduЕще одним воплощением концепции, заложенной в броневике «Леопард», стало семейство машин Kudu («Куду» – общее название двух видов антилоп). Снова в качестве основы для бронемашины стал серийный автомобиль Land Rover модели 3S Long, в достаточных количествах имевшийся в Родезии и ЮАР. Новый броневик получил бронированный кожух двигателя с характерным удлиненным наклонным капотом и бронекорпус с узнаваемыми очертаниями. Примечательно, что в проекте «Куду» применили оригинальное техническое решение, призванное увеличить уровень защиты корпуса от пуль стрелкового оружия. На его бортах и корме установили специальные конструкции, состоявшие из наложенных друг на друга металлических панелей. Такая многослойная броня повреждала пули и изменяла их траектории, благодаря чему снижался риск поражения корпуса и экипажа.
<!--TEnd-->
Kudu с характерным дополнительным бронированием бортовПоскольку Южно-Африканская Республика или Родезия не могли закупать какую-либо технику за рубежом, а в странах имелись «Ленд роверы» нескольких версий, пришлось создать два варианта проекта Kudu. Главное их отличие заключалось в колесной базе и компоновке некоторых агрегатов. Так, короткобазный броневик нес топливные баки по бокам, между колесами. У длиннобазного единственная емкость для топлива располагалась там же, где и на «Леопарде» и некоторых других автомобилях класса MPV. На основе обеих версий броневика также собирались машины модификации Ojay, предназначенной для патрулирования на железных дорогах. При необходимости стандартные автомобильные колеса заменялись железнодорожными и броневик мог перемещаться по рельсам.
[thumb=|ЮАР и Родезия против мин. Часть I]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wMS9vbHZxcjk3NXM2LmpwZw==[/thumb]
«Железнодорожный» бронеавтомобиль Ojay
CrocodileХарактерной особенностью всех южноафриканских и родезийских броневиков была специфическая внешность, из-за которой они напоминали некое творение мастеров-кустарей, а не профессиональных инженеров, пусть даже и ограниченных возможностями промышленности. Лишь во второй половине семидесятых Родезия и ЮАР смогли избавиться от этой проблемы и создать броневик с «экстерьером», действительно напоминающим аналогичную технику ведущих мировых производителей. Этот проект получил название Crocodile («Крокодил»).
[thumb=|ЮАР и Родезия против мин. Часть I]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wMS8xMHJ5M3N5bmEwby5qcGc=[/thumb]
«Крокодилы» первых партий
В качестве базы для таких бронеавтомобилей использовались несколько моделей пятитонных грузовиков японского производства. С шасси машин марок Toyota, Isuzu и Nissan демонтировались кабина, кузов и ряд других систем. На место убранных агрегатов устанавливался оригинальный бронекорпус с открытым верхом. Как и ранее, перед корпусом с довольно толстыми бронелистами монтировали сравнительно легкий кожух, закрывавший двигатель. В зависимости от базового шасси применялся один из двух вариантов корпуса: с полностью V-образным днищем или с плоским в самом низу и наклонными панелями по бокам. На лобовом листе основного корпуса располагались два бронестекла, причем левое командирское при необходимости могло закрываться металлическим листом. На верхних панелях бортов имелись окна с пуленепробиваемыми стеклами, которые можно было открывать для стрельбы из личного оружия.
Собственное вооружение броневиков Crocodile состояло из нескольких пулеметов. Почти на всех машинах этой модели над рабочим местом командира устанавливался пулемет FN MAG. Также, при необходимости, пулеметы или автоматы могли монтироваться в амбразурах на бортах. Существовал вариант машины под названием E-Type, предназначенный для сопровождения автоколонн. От базовой модели «Крокодила» он отличался наличием легкой башенки (из-за формы ее прозвали «мусорным ведром») с одним или двумя пулеметами Браунинг M1919. Для безопасности пулеметчика и всего экипажа в целом на верхней части корпуса устанавливались три П-образные дуги безопасности.
<!--TEnd-->
Бронемашина Crocodile в вооруженных силах ЗимбабвеБронеавтомобили Crocodile успешно служили в войсках ЮАР и Родезии до самого конца войны, а после были поделены между несколькими странами. Так, около 35-40 «Крокодилов» до сих пор служат в армии Зимбабве и в обозримом будущем, похоже, останутся в ней. Кроме того известно, что в начале девяностых годов, во время боевых действий в Сомали, некоторое количество бывших родезийских броневиков использовалось морскими пехотинцами США.
Прошлое и настоящееЭто далеко не все бронемашины, созданные во время войны в Южной Родезии. Ввиду особенностей того конфликта множество предприятий и коммерческих структур пытались создавать свои варианты машин класса MPV. Не всем из них удавалось довести свои разработки до серийного производства и, тем более, до строительства крупной серией. Однако, вне зависимости от числа произведенных единиц техники той или иной модели, все или почти все такие проекты позволили значительно сократить потери личного состава. Ценой повреждения или уничтожения бронемашин к концу войны потери среди их экипажей снизились, согласно различным данным, до 1,5-2 процентов.
<!--TEnd-->
Современный южноафриканский броневик класса MRAP - RG-31 NyalaТакже необходимо отметить, что конструкторы ЮАР, помогая своим войскам и дружественной Родезии, получили огромный опыт в деле создания бронетехники, способной защитить людей не только от пуль, но и от мин или самодельных взрывных устройств. Через несколько лет после окончания конфликта это привело к окончательному оформлению общего облика нового класса техники – MRAP. Южноафриканские производители бронетехники из компании Land Systems OMC (ныне является подразделением BAE Systems) до сих пор активно используют старые наработки и создают новые идеи, что позволяет им быть одними из ведущих мировых производителей бронемашин, стойких к минам и защищенных от засад.
По материалам сайтов:
http://rhodesians.ru/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
http://armourbook.com/
http://casr.ca/
http://rhodesianforces.org/
Вас заинтересует
Компания Plasan показала первый броневик Guarder
Представлены новые броневики «Торос
В Бронницах показали новый броневик «Ансырь
Бронеавтомобиль «Урал-ВВ
ЮАР и Родезия против мин. Часть II