В конце декабря 2013 года Дамаск подписал соглашение с российской компанией «Союзнефтегаз» о развитии шельфового бурения в территориальных водах Сирии. Речь пока идёт только о геологоразведке, однако министр нефтяной промышленности Сирии Сулейман Аббас уточнил, что срок действия контракта — 25 лет.
«Союзнефтегаз» взял на себя обязательства провести геологоразведочные работы, создать инфраструктуру, необходимую для разработки подводного месторождения, а также подготовить персонал на месте — в Сирийском генеральном центре нефтедобычи. Кроме того, «Союзнефтегаз» возьмёт на себя все затраты на эти процессы (по предварительным подсчётам, около 90 млн. долл.). Геологоразведчики исследуют акваторию площадью 2190 квадратных километров и определят целесообразность дальнейших инвестиций.
Многие западные СМИ, начиная с ряда крупных изданий, отмечают, что геологоразведочные работы на сирийской территории ограничивала война — да не то что ограничивала, а и вовсе являлась для таковых останавливающим фактором. Однако, русских войной, видимо, не напугаешь. Тем более что они, эти самые русские (льют желчь американские журналисты), поставляют «режиму» Асада (этого жестокого «тирана», химического убийцы собственного народа) оружие и вообще всячески поддерживают его на международном уровне. Короче говоря, ни жестокость Асада, ни насилие, ни боестолкновения в регионе Россию не останавливают. Кремль не смущён даже экономической неопределённостью такого рода деятельности: в стране война, разруха, а ещё надо проводить разведку… На Западе забывают поговорку: кто смел, тот и съел. Ну и, похоже, Запад сильно боится тех самых борцов за демократию, которых сам же недавно вооружал и снабжал — разного рода бородатых со вшами, воюющих под «знаменем ислама». Недаром спецслужбы Европы уже консультируются с тем же Асадом, ожидая скорого возвращения боевиков-исламистов домой, в Берлин, Париж и Лондон. Спецслужбы Запада в гробу желали бы видеть этих исламистов — в прямом смысле слова. В итоге крупные европейские компании, такие, например, как «ENI» (Италия), а следом и американская «Noble Energy», прописанная в Хьюстоне, своего носа в Сирию не суют, а сотрудничают больше с Израилем или Кипром. Кстати, западные фирмы останавливаются ещё перед санкциями от ЕС и США. Россию такой фактор не остановит.
]]>
Вообще-то государства Запада сильно огорчены российской сырьевой напористостью в регионе. Европа ещё не помнилась после краха бумажного проекта «Набукко» и рухнувшего сценария «Катарский газ — Западной Европе», а тут нате вам здрасте: русские идут.
Российско-сирийская сырьевая сделка получила название «восточно-средиземноморской», а европейские аналитики тут же приделали к ней уважительный эпитет «геостратегическая». Запасы нефти и газа у побережья Сирии в прессе называются не иначе как «огромными».
Дэвид Каши (
<!--
dle_leech_begin
-->
ibtimes.com
<!--
dle_leech_end
-->
) пишет, что Россия, как и СССР, пытается укрепить сферу влияния в Восточном Средиземноморье: ведь это единственное тёплое водное пространство, к которому русский флот имеет доступ из Чёрного моря. Ценность Восточного Средиземноморья состоит и в том, что территория — превосходная естественная преграда, которая препятствует западному вторжению НАТО (пусть холодная война и окончена).
США уходят из региона, Россия туда приходит. Это её шанс укрепиться там, где другой геополитический игрок выказал слабость. Западу, заметим, не остаётся ничего, как только огрызаться.
Автор приводит цитату из интервью Ника Бернса (Nick Burns), который ведёт курс дипломатии и международной политики в Институте имени Джона Кеннеди в Гарварде: «Российская позиция касательно Сирии, несомненно, крайне бесполезна и цинична. Русские закрывали глаза на делишки Асада, потакали ему и помогали, не желая признавать применения им химоружия. У нас тут настоящая проблема. Сложившееся положение показывает ограниченность наших возможностей в работе с русскими».
По мнению журналиста, Сирия — одна из тех арабских стран, что всё ещё находятся под покровительством России. И президент Путин сделает всё возможное для поддержания там своего влияния. Россия рассматривает энергетические ресурсы Восточного Средиземноморья как ключ к восстановлению собственного регионального значения.
В Левантийском шельфовом бассейне, как считается, находятся немалые запасы природного газа и нефти. Бассейн простирается от берегов Израиля, Ливана и Сирии на востоке до Кипра на западе и имеет средний прогнозируемый запас нефти в 1,7 млрд. баррелей, а также прогнозируемый запас газа в 122 трлн. кубических футов. Нефть и газ дают Израилю и Кипру основания почувствовать себя региональными центрами влияния. Но вот — Сирия. Ещё один участник. И Россия, с которой Сирия, очевидно, намерена стратегически дружить всеми возможными способами.
Российский договор с Сирией Дэвид Каши находит не просто способом выгодно вложить деньги. Сделку он называет «политическим манёвром с далеко идущими последствиями» для региона.
В принципе, вовсе не только для региона. Порассуждав немного на тему Кипра и Турции, автор переходит к Западной Европе. Русские имеют ещё один явный мотив для участия в восточно-средиземноморской сырьевой «игре»: сделка Москвы с Дамаском подчёркивает обеспокоенность Кремля упадком экспорта природного газа в Европу (так считает автор материала). Однако, по мнению упомянутого Бернса, у России не получится «повернуть вспять историю» (имеется в виду так называемый «крах коммунизма»). Почему же? Довод прост: Россия не столь сильна, как СССР.
Подобный довод журналист не комментирует, но напоминает, что русские, скорее всего, будут играть значительную роль в ближневосточной политике благодаря Башару Асаду: сколько последний будет править Сирией, столько будут делать свои дела с Сирии и кремлёвские посланцы. Осмеливается автор и на более смелый прогноз, очевидно, не соглашаясь с Бернсом: Россия будет в первых скрипках на Ближнем Востоке в ближайшие двадцать пять лет — и как раз благодаря своему укреплению в Сирии.
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru
Вас заинтересует
Российский кризис на всю планету?
Русские всегда правы
Сирия: новый виток войны?
Нефть и газ — России, оружие — Асаду
Трубопроводная война в Сирии (“Al Jazeera”, Катар)