<!-- TEnd -->
. Последние несколько недель ознаменовались не только трагичными событиями на Украине, но и хозяйственной активностью России на Дальнем Востоке: похоже, Москва меняет вектор своей экономической политики, и готовится к переориентации на Азиатско-Тихоокеанский регион. Например, в первой половине марта Японии были предложены несколько соблазнительных инвестиционных проектов, связанных с развитием инфраструктуры российского Дальнего Востока. Подобно Петру Великому, Владимир Путин хочет прорубить окно в мир – но попадет он не в замшелый Запад, а на современный Восток.
Восточные тонкости раскалывают «западный мир»?
Лейтмотивом дальневосточной стратегии РФ должны стать поставки энергоресурсов. Постоянно растущая китайская экономика нуждается в новых источниках топлива, а Япония вообще лишена каких-либо полезных ископаемых, и с радостью нашла бы на материке надежного партнера в сфере энергетики.
Игорь Сечин, руководитель корпорации «Роснефть», сообщил, что Россия отказывается от сотрудничества с Западом в пользу Востока, где ни Европейский союз, ни США хозяевами положения не являются. Этим заявлением Сечин предупредил Западный мир: попытаетесь ввести против России серьезные санкции – потеряете важных компаньонов.
Слова главы «Роснефти» также были приурочены к открытию шестого токийского Российско-японского инвестиционного форума. Приняв участие в этом мероприятии, российские бизнесмены серьезно поиграли на нервах лидеров Западного мира: действительно ли Соединенные Штаты со своими европейскими марионетками готовы к введению санкций против России? Хорошо ли иностранные экономисты подумали о последствиях таких действий?
В ближайшие недели должно выясниться, блефует Запад или нет. Но, в любом случае, для России дорога на восток открыта.
Япония пока что вторит Соединенным Штатам и делает вид, что обижена. Пока никаких серьезных санкций со стороны Токио нет, и не предвидится. Единственный выпад в сторону России, который позволил себе сделать генеральный секретарь правительства Японии Ёсихидэ Суга, состоит в том, что Страна восходящего солнца на некоторое время замораживает переговоры по поводу заключения нескольких соглашений.
Конечно, замороженные переговоры в любой момент можно возобновить. Япония, как всегда, во внешней политике руководствуется восточной мудростью: честно говоря, токийским дипломатам совершенно безразлично, кому Крым принадлежит, но под давлением США надо что-то делать, хотя бы создавать видимость введения санкций. Все понимают, что для Японии опасно рвать отношения с Россией – огромным энергетическим гигантом, полезным для японского рынка. Вот правительство Страны восходящего солнца и пытается лавировать между Москвой и Вашингтоном, чтобы не разозлить ни одну, ни другую сторону конфликта.
На замороженных переговорах обсуждались вопросы инвестирования, проблема демилитаризации космического пространства и возможность облегчения визового режима между Россией и Японией. В то же время, Ёсихидэ Суга объявил, что его правительство не будет препятствовать свободному торговому обмену между государствами.
Получается, так называемый Западный мир в очередной раз не смог выступить единым фронтом. Япония, как страна, защищающая свою национальную экономику и уважающая интересы партнеров, от серьезных санкций отказалась, и предприняла символичные меры. Кажется, по пути Страны восходящего солнца готовы последовать и другие страны враждебного России блока: даже в Прибалтике опасаются введения торговых ограничений, не говоря об Италии, Франции, Германии. Эффект домино никто не отменял.
Пряник и кнут для Японии
Москва предлагает Токио совместную разработку нефтяных месторождений тихоокеанского шельфа России. В планах российских экономистов – создание энергомоста «Сахалин – Япония», который будет использован для поставок энергоресурсов с Дальнего Востока на острова Японского архипелага.
Игорь Сечин, глава «Роснефти», считает, что японские и российские бизнесмены могут реализовать совершенно новый способ сотрудничества. Так, компания хочет сотрудничать со своими партнерами из Японии по всей технологической цепочке: иностранные предприятия наравне с российскими будут задействованы в добыче, переработке и транспортировке энергоносителей.
Также «Роснефть» предлагает японским компаниям обмен активами, что, по мнению Игоря Сечина, должно укрепить связи между Россией и Японией. Возможно, корпорации обеих стран будут работать на основе обязывающей контрактной системы, где нарушение принятых обязательств станет недопустимым.
Такое предложение для Токио – сказка. По общим оценкам, принадлежащая России часть тихоокеанского шельфа содержит огромный запас энергоносителей, по своему объему в пять раз превышающий совокупные запасы Северного моря и Мексиканского залива.
Получить доступ к таким ресурсам является вековой мечтой Японии: на протяжении 20 века она вела все войны в Азии только ради того, чтобы обеспечить себя всем необходимым. Наверняка договор с «Роснефтью» в Японии станет сделкой века, и Токио на многое пойдет ради того, чтобы Россия своей нефтью наводнила японский рынок.
Здесь экономика плавно переходит в политику. Возможно, кроме отмены санкций, Страна восходящего солнца ради дружбы с Россией согласится на еще какие-нибудь уступки. Конечно, нельзя сказать, что уже на завтрашний день Токио откажется от претензий на Курильские острова, однако экономическое сотрудничество Японии с Россией может стать крепкой основой для взвешенного политического диалога.
Однако эксперты не исключают, что Страна восходящего солнца в ближайшей перспективе, сославшись на крымский прецедент, потребует в срочном порядке решить вопрос о принадлежности Курильских островов. Вероятно, Япония попросит разделить спорный архипелаг на две части, и южную заберет себе. Но так произойдет только в случае, если Японию и Россию ничто связывать не будет. Предложения «Роснефти» в этом контексте выглядят очень уместными: вряд ли в Токио пойдут на обострение конфликта в преддверии очень выгодной сделки.
Нужно помнить и о том, что «сдачу» Стране восходящего солнца нескольких островов Курильского архипелага планировал совершить Никита Хрущев – тот самый, что передал Крым в состав Украины. Вряд ли руководство России, исправив одну ошибку бывшего советского лидера, сделает глупость и пойдет по его стопам, транжиря российскую территорию.
Если же Япония посмеет посягнуть на российские острова или введет против России более жесткие санкции, руководство Дальневосточного федерального округа не допустит к работе над перспективными проектами японских инвесторов. Взамен к сотрудничеству с Россией могут быть привлечены другие государства, например, Китай или Южная Корея. В Азиатско-Тихоокеанском регионе около десяти стран хотят инвестировать в развитие бизнеса и инфраструктуры российского Дальнего Востока – разве трудно найти замену Японии?
В Токио понимают, что имеют дело с сильными конкурентами, и что предложение Игоря Сечина о совместной добыче углеводородов – знак особого уважения к интересам японских компаний. Никому, кроме Японии, «Роснефть» подобных предложений не сделала. Но может передумать, и тогда энергозависимой экономике Страны восходящего солнца придется очень непросто.
У России в руках – кнут и пряник для Японии. Что будет выбрано в итоге, зависит исключительно от самих японских политиков: все карты раскрыты, никаких секретов нет. Гадать нечего – конкретные решения должны быть приняты уже в ближайшие дни: либо Япония вводит санкции и замораживает реализацию нескольких совместных с Россией проектов, либо идет на мировую, «забывает» о Курильских островах и предоставляет эффективную помощь в развитии бизнеса на Дальнем Востоке, в том числе участвует в освоении тихоокеанского шельфа.
Что касается Запада, то он, потеряв поддержку Японии, окажется в крайне невыгодной ситуации, так как торговые санкции в отношении России окажутся неэффективны: Азия станет воротами России в мир независимо от воли Вашингтона и Брюсселя. НАТО и Европейский союз в Тихом океане бессильны.
Вас заинтересует
Непростой выбор
Япония вводит новые санкции против России
Японец Синдзо Абэ решил задружить с корейцем Ким Чен Ыном
Японский газопровод
В поисках суши: Япония готова поддержать любого, кто будет воевать с Китаем