Недавний визит президента России Владимира Путина в Шанхай и подписание договора о поставках газа в Поднебесную произвели в Азии фурор. Вслед за Китаем революционную сделку с Россией хочет заключить и Япония. В этот раз речь идет о строительстве 1350-километрового газопровода, который соединит российский Сахалин и японскую префектуру Ибараки, и позволит обеспечить Страну восходящего солнца дешевым и качественным топливом.
Россия меж двух огней
Япония и Китай – давние соперники в западной части Тихого океана, поэтому неудивительно, что Токио активизировался сразу после подписания российско-китайского газового договора. Япония хочет иметь те же козыри, что и ее континентальный сосед, и выступает категорически против формирующегося союза между Россией и Китаем. Можно сказать, что сейчас на Дальнем Востоке идет спор за дружбу с Москвой: кто привлечет внимание Кремля более выгодным контрактом, тот и победил.
Предложение о строительстве газопровода Сахалин-Ибараки озвучил Наоказу Такемото, глава одной из депутатских групп в японской палате представителей. Уже в июне политик представит соответствующий проект на рассмотрение премьер-министру страны Синдзо Абэ. Осенью, после необходимых согласований, Абэ сделает президенту России Владимиру Путину официальное предложение о строительстве газопровода.
В целом, нынешний премьер-министр Японии всячески заигрывает с Кремлем, и разными способами пытается добиться его расположения. В апреле прошлого года Синдзо Абэ совершил знаковый визит в Москву: до этого на протяжении 10 лет действующие премьер-министры Японии ни разу Россию не посещали. Встречи такого высокого уровня открыли новые перспективы в разрешении конфликта вокруг Курильских островов, в частности, Владимир Путин и Синдзо Абэ договорились уполномочить своих подчиненных для разрешения территориального конфликта.
Японии важно наладить отношения с Россией для того, чтобы не допустить усиления позиций Китая. Положение Токио по сравнению Пекином в последние годы серьезно ухудшилось, и Страна восходящего солнца хотела бы восстановить статус-кво. Японские и китайские компании соперничают за влияние в различных уголках мира, в том числе в Европе и Африке. В отношениях между Японией и Китаем назрели и более приземленные конфликты, например, спор по поводу принадлежности островов Сенкаку (Дяоюйдао).
В Японии голод. Энергетический
Однако и у Японии, и у Китая есть один большой недостаток: нехватка энергии. В противостоянии победит тот, кто найдет такой источник ресурсов, который гарантирует экономическую и, может быть, даже военную победу над врагом.
Для Японии эта проблема усугубляется еще и недавней катастрофой на АЭС «Фукусима», после чего в стране началось сворачивание ядерной энергетики. Теперь в Японии на проверку закрыты все 48 атомных реакторов, примерно половина из них больше никогда не будет запущена из-за серьезного ужесточения стандартов безопасности. Это не устраивает представителей бизнеса, а также рядовых японцев, вынужденных экономить на электричестве.
Фукусимская катастрофа заставила политиков и промышленников заняться поисками новых источников энергии. Именно в рамках осуществляемых поисков был реанимирован проект газопровода Сахалин-Ибараки. До событий на АЭС «Фукусима» переговоры по поводу его строительства были бесплодными, хотя велись на протяжении 10 лет.
Немалую роль в дипломатическом прорыве сыграли неудачные попытки наладить поставки сжиженного газа на архипелаг. На импорт СПГ в 2013 году Япония потратили 7 триллионов иен. В министерстве финансов страны заявляют: это в два раза выше, чем в 2010 году. Если зависимость японского рынка от сжиженного газа в будущем продолжит расти, расходы могут стать чрезмерными.
Главными поставщиками СПГ в Японию являются Австралия, Катар и Малайзия. Россия находится на четвертом месте. В целом, на сегодняшний день Япония стала крупнейшим в мире импортером сжиженного газа.
Экономисты из Японии подсчитали, что строительство отдельной трубы, ведущей на архипелаг, обойдется намного дешевле, чем поставки газа морским транспортом. Получается, сжиженный газ нельзя рассматривать в качестве полноценной альтернативы относительно дешевому российскому топливу, и если газопровод будет построен, конкуренты России на японском рынке исчезнут сами собой. При благоприятном развитии событий, «Газпром» мог бы стать в Японии монополистом: Токио вряд ли будет покупать дорогостоящий сжиженный газ из Катара или Малайзии, а других поставщиков, кроме России, японские компании в обозримом будущем не найдут.
Согласно проекту, газопровод Сахалин-Ибараки сможет ежегодно транспортировать около 20 миллиардов кубических метров «голубого топлива». Этот объем эквивалентен 15 миллионам тонн СПГ, или 17% японского импорта!
Ухаживания по-японски
Кроме готовности строить газопровод, который, безусловно, принесет прибыль обеим сторонам договора, Япония демонстрирует важность отношений с Россией и другими способами. Например, начиная с прошлого года переговоры между Москвой и Токио проводятся в формате «2+2», то есть в них обязательно принимают участие министры иностранных дел и обороны. Кроме России, переговоры в таком формате Япония проводит только с Австралией и Соединенными Штатами – влиятельными игроками в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Таким образом, Япония признает важную роль России на Дальнем Востоке, и гарантирует сотрудничество на равных не только по вопросам экономики, но и политики.
Конечно, Синдзо Абэ начал ухаживания за Россией не потому, что понял ошибочность внешнеполитического вектора развития Японии. Здесь тот же случай, что и с газом: Токио вслед за Пекином пытается переманить Москву на свою сторону, щедро задобрив ее.
Также Япония готовится к «покорению» стран АСЕАН, которые имеют немалое значение в противостоянии с Китаем. Например, Токио уже выразил дипломатическую поддержку Филиппинам и Вьетнаму в их территориальных спорах с Поднебесной, и даже помог Маниле военными катерами.
Китай, в свою очередь, тоже не лыком шит. В свое время он постарался над тем, чтобы отношения между Японией и США были серьезно подпорчены, однако так и не добился уничтожения японско-американского союза. Надо полагать, такими же малоэффективными окажутся попытки Японии вбить клин между Россией и Китаем. Во всяком случае, Москва не намерена резко менять коней на переправе, и больше заинтересована в сотрудничестве с Поднебесной, чем со Страной восходящего солнца. Тем более Япония имеет территориальные претензии к России, что вносит серьезные коррективы в отношения между странами.
Межу тем, Япония станет зависимой от России, если строительство газопровода Сахалин-Ибараки все же состоится. Тогда при обсуждении проблемных вопросов Токио будет вынужден осторожничать, чтобы архипелаг не оказался в состоянии «энергетического голода». Россия же только выиграет: рынки сбыта будут диверсифицированы, и теперь капризы некоторых «клиентов» не смогут повлиять на уровень доходов от продажи углеводородов.
Кроме весомого инструмента внешней политики, Россия получит отличный стимул для развития русского Дальнего Востока. Для строительства и обслуживания трубы понадобятся рабочие руки, а для их содержания – еще рабочие руки. Кроме того, проект увеличит инвестиционную привлекательность региона и стимулирует конкуренцию среди инвесторов за право принять участие в той или иной программе.
Также Россия станет желанным участником любых дальневосточных альянсов. Союзу с Москвой в той или иной форме будут рады и в Токио, и в Пекине, так что Владимир Путин может рассчитывать на новые интересные предложения от Синдзо Абэ и Си Цзиньпина.
Вас заинтересует
Робкие шаги к мирному договору
Япония вводит новые санкции против России
В поисках суши: Япония готова поддержать любого, кто будет воевать с Китаем
Санкции не страшны: Россия «прорубит
Островов много, и все — японские