На Дальнем Востоке, без преувеличения, происходят тектонические изменения: на фоне конфронтации Северной Кореи с Японией, Японии с Китаем, Китая с США, Соединенных Штатов с Россией появляются новые удивительные альянсы. Каждый из игроков в регионе преследует свои цели, причем в последнее время наибольшую активность проявляют Пекин и Токио: они судорожно ищут союзников в грядущей схватке друг с другом. Россия в этом конфликте оказалась меж двух огней – и Китай, и Япония хотели бы заручиться ее поддержкой, и пытаются привлечь Москву на свою сторону.
Вторая жизнь японского милитаризма
]]>На фоне дипломатической революции на Дальнем Востоке знаковым выглядит недавнее выступление премьер-министра Японии Синдзо Абэ. Высокопоставленный чиновник Страны восходящего солнца заявил о необходимости противостоять китайской экспансии в Тихом океане. По словам Синдзо Абэ, Япония готова поддержать любое государство, которое разделяет тот же принцип. Премьер-министр считает, что такой страной может оказаться и Россия.
Абэ известен у себя на родине как милитарист, любитель решительных мер. Японцы неоднозначно оценивают его роль во внутренней политике: в первый период своего правления Синдзо Абэ был вынужден уйти в отставку из-за серии коррупционных скандалов и неудач в экономике. После этого в стране началась министерская чехарда, из-за чего возглавляемая Абэ либерально-демократическая партия погрузилась в длительный кризис и потеряла доверие избирателей.
Сменив несколько лидеров, ЛДПЯ возродилась. Причем важную роль в ее восстановлении сыграл Синдзо Абэ: как это ни странно, но он, ввергший партию в хаос междоусобного противостояния, и спас ее своим харизматическим поведением.
А поведение премьер-министра заслуживает отдельного комментария. Дело в том, что Абэ посещает храм Ясукуни и поклоняется душам воинов, сражавшихся на стороне милитаристской Японии в годы Второй мировой войны. Это вызывает раздражение как внутри Страны восходящего солнца, так и в соседних государствах Азии, где ревизионизм истории считают неприемлемым. В Китае и Южной Корее Синдзо Абэ воспринимают так же, как Яроша – в России: попытки переписать прошлое должны строго пресекаться, особенно если речь идет о реабилитации фашизма.
Из-за этого Китай болезненно воспринимает конфликт с Японией. Потуги Абэ военизировать страну приводят к тому, что в Пекине рассматривают конфронтацию с Токио как эхо японско-китайской войны 1937-1945 годов.
Синдзо Абэ поддерживает возрождение милитаристского духа Японии не только на словах, но и на деле. Он активнее всех лоббирует военную реформу, которая позволит превратить Силы самообороны страны в полноценную армию, готовую к выполнению задач в любом уголке мира. Премьер-министр уже добился того, чтобы у Сил самообороны появились полномочия наносить удары по внешним базам врага и приходить на помощь союзникам. Если раньше у Японии, в соответствии с конституцией, было право только защищать себя на своей же территории, то сейчас японская армия постепенно трансформируется в наступательную силу.
Японско-китайская войнаА Японии есть с кем бороться вне своих границ. Токио официально поддерживает Вьетнам и Филиппины в их территориальных спорах с Китаем. Речь идет о разделении островов, находящихся в Южно-Китайском море, в том числе о судьбе архипелага Спратли. Япония предоставила Филиппинам свои патрульные суда для того, чтобы Манила могла контролировать воды рядом с архипелагом. Таким образом, при поддержке Синдзо Абэ на Дальнем Востоке создается новая коалиция, направленная против Поднебесной.
Правда, Японии ради создания антикитайского военного альянса нужно примирить заклятых врагов, ведь Филиппины и Вьетнам тоже конкурируют между собой за обладание островами Спратли. Пока неясно, как Япония разрубит этот Гордиев узел, однако можно предположить, что архипелаг достанется Филиппинам, а Вьетнам взамен получит контроль над частью особой экономической зоны, оспариваемой Китаем. Об этом говорит, например, резкое заявление Синдзо Абэ, в котором тот высказался за предоставление военной помощи Вьетнаму, так как Китай недавно начал добычу нефти в спорном районе моря.
Также Абэ в одном из интервью заявил, что ситуация в акватории Южно-Китайского моря напоминает напряженную атмосферу, царившую в Европе накануне Первой мировой войны. Премьер сравнил Китай с Германской империей, а Японию – с Великобританией.
При этом силы конфликтующих сторон вполне сопоставимы. Хотя население КНР составляет свыше 1,35 миллиардов человек, ее армия располагает преимущественно устаревшими образцами оружия. Численность населения Японии достигает 130 миллионов человек, однако в ее Силы самообороны вкладываются огромные средства, и к тому же Токио имеет безусловное технологическое превосходство над Пекином. Также к войне Японии против Китая могут присоединиться 92-миллионный Вьетнам, 96-миллионные Филиппины, 23-миллионный Тайвань, 48-миллионная Республика Корея. Однако даже в самом лучшем случае антикитайская группировка по численности населения будет уступать Китаю в четыре раза.
«Горячий» конфликт между Вьетнамом и КНР уже идет. Суда обоих государств пока бескровно сталкиваются на границе территориальных вод, в то время как во вьетнамских городах начались китайские погромы. Китай и Вьетнам уже воевали в 1979 году, и тогда Поднебесная проиграла: ее танки прошли по территории противника несколько десятков километров и застряли в джунглях. Весь наступательный потенциал НОАК был нивелирован сложным горным ландшафтом и густой растительностью. Через месяц после начала войны в Пекине поняли, что продолжать конфликт не имеет смысла, и пошли на попятную.
С учетом исторического опыта, можно с уверенностью утверждать, что у Вьетнама есть шанс справиться с китайской армией, если КНР не использует ядерное оружие. К тому же Япония, как уверяет ее премьер-министр Синдзо Абэ, не останется в стороне, и поможет врагу своего врага. К тому же следует ожидать неофициальную поддержку со стороны Вашингтона, который обязательно воспользуются войной для ослабления Китая, хотя в открытую свои войска не пошлет.
Контуры антикитайской коалицииКроме Вьетнама, Филиппин, Тайваня и других государств Дальнего Востока Япония хочет заручиться помощью России. Хотя Синдзо Абэ занял жесткую позицию по вопросу принадлежности архипелага Спратли, он не так категоричен, когда речь идет о проблеме Курильских островов. Можно подумать, что милитарист Абэ готов к уступкам, но это не так: любое правительство, которое откажется от претензий на Курильский архипелаг, автоматически потеряет популярность в глазах избирателей и отправится на свалку истории. Поэтому уступок от премьер-министра Японии ожидать не стоит, хотя он наверняка смягчит диалог с Москвой и, в отличие от своих западных коллег, не будет вводить ограничения по отношению к России.
Россия нужна Японии для того, чтобы вести диалог с Китаем. В Токио понимают, что нельзя привлечь Москву на сторону антикитайского альянса, однако Кремль хотя бы поможет в ведении диалога с Пекином. Россия может воспользоваться этим для продвижения собственных интересов на Дальнем Востоке по принципу «услуга за услугу».
России действия Японии выгодны. В Азии необходимо сохранить баланс сил, основанный на системе противовесов и сдержек. Нельзя, чтобы на Дальнем Востоке кто-то становился сильнее своих соседей, будь то Китай, Япония или Соединенные Штаты. Россия и так испытывает сильное давление с европейского направления; что же будет, если «второй фронт» откроется еще и в Азиатско-Тихоокеанском регионе? Чтобы военно-политическая консолидация азиатских стран не состоялась, важно, чтобы конфликт между ними стал бесконечным, превратившись в своеобразную холодную войну.
Вас заинтересует
Непростой выбор
Япония вводит новые санкции против России
Японский газопровод
Тихоокеанский фронт обретает очертания. Часть 2
В Китае будут праздновать «День победы над Японией