Несколько дней назад депутаты украинской Верховной Рады внесли новый законопроект и сделали ряд заявлений, которые представляют большой интерес. Депутаты А. Чорноволенко, В. Королюк (партия «Батькивщина») и С. Каплин (партия «УДАР») предлагают выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и отозвать подпись из-под Будапештского меморандума, подписанного на его основе. Кроме того, уже появились предложения сделать Украину новой ядерной державой. Эти шаги, как утверждается, смогут повысить обороноспособность государства и обеспечить его безопасность. Заявления депутатов Рады выглядят очень смелыми и многообещающими. Но сможет ли Украина в ближайшем будущем создать собственные стратегические ядерные силы?
Преследуемые цели
Поводом для появления столь серьезных предложений стали последние события вокруг Крыма, которые авторы законопроекта именуют «войсковой агрессией Российской Федерации». Кроме того, депутаты Рады ссылаются на т.н. Будапештский меморандум, подписанный в декабре 1994 года. В соответствии с этим документом официальный Киев отказывался от ядерного оружия, а Россия, Великобритания и США брали на себя ряд обязательств, связанных с территориальной целостностью и независимостью Украины. Теперь же, по мнению авторов законопроекта, Россия нарушила условия Будапештского меморандума и ввела войска на украинскую территорию. Поскольку Россия располагает крупными запасами ядерных вооружений, группа депутатов Верховной Рады предлагает воспользоваться X статьей Договора о нераспространении ядерного оружия и выйти из этого соглашения, поскольку участие в нем может иметь негативные последствия для интересов страны.
Помимо участия в подготовке законопроекта депутат С. Каплин, занимающий должность секретаря профильного комитета по вопросам национальной безопасности и обороны, сделал важное заявление о некоторых последствиях выхода из международных соглашений. По его словам, Украина может и должна создать собственное ядерное оружие, которое будет призвано сдерживать потенциальных противников от нападения. В эфире телеканала «112 Украина» депутат Каплин рассказал о своих консультациях со специалистами и сделал соответствующие выводы. Он полагает, что Украина располагает почти всем необходимым оборудованием и технологиями для производства собственного ядерного оружия:: на полноценное возобновление производства уйдет два года, а стоимость программы будет примерно равна 3,4 миллиарда американских долларов.
Таким образом, выход из ДНЯО позволит Украине начать соответствующие научные и конструкторские работы, результатом которых должен стать старт производства соответствующих вооружений. Став ядерной державой, Украина сможет обеспечить свою безопасность, используя отлаженные механизмы т.н. ядерного сдерживания. Таким способом предлагается защитить государство от возможных нападений третьих стран.
[thumb=|Украинское ядерное оружие: желания и возможности]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wMy94ZTVwZTltMTAyYy5qcGc=[/thumb]
Объекты ядерной инфраструктуры Украины (с) Госкомитет по ядерному регулирования Украины via Український Мілітарний Портал (U.T.A.G)
Технологии и производство
С. Каплин утверждает, что Украина имеет все возможности для создания ядерного оружия за исключением центрифуг. Все прочее, необходимое для создания и развития ядерных вооружений, имеется и может использоваться. Более того, состояние этой «материальной части» таково, что позволяет начать производство атомных боеприпасов в течение нескольких следующих лет.
Следует отметить, Украина действительно располагает некоторыми технологиями в ядерной области. В первую очередь это развитая ядерная энергетика. Четыре используемые атомные электростанции имеют в общей сложности 15 энергоблоков. Генерируемая ими мощность более 13 тыс мегаватт обеспечивает почти половину от общих нужд страны. В середине прошлого десятилетия разрабатывались планы по модернизации ядерной энергетики, в соответствии с которыми на территории Украины предполагалось построить не менее 10 новых энергоблоков. Это позволило бы стране вывести из эксплуатации несколько старых энергоблоков, а также повысить общие показатели отрасли. Осуществлять строительство новых энергоблоков и АЭС предполагалось при содействии российских специалистов.
Кроме того, Украина имеет собственные запасы урана – более 60 тыс тонн. Атомные электростанции страны потребляют порядка 2800 тонн топлива в год, а годовой уровень добычи не превышает 950-960 тонн. Имеются планы по увеличению добычи, однако в будущем, по-видимому, Украине придется продолжать закупки топлива для АЭС за рубежом. В 2010 году украинская национальная компания «Энергоатом» подписала контракт с российской «ТВЭЛ» договор, в соответствии с которым последняя до 2030 года будет поставлять готовые тепловыделяющие сборки. За счет этих и предыдущих поставок покрывается разница между необходимым количеством ядерного топлива и добываемым.
Имеющиеся у Украины предприятия позволяют лишь обслуживать эксплуатируемые атомные электростанции. Иные направления ядерной отрасли пока недоступны для украинской промышленности. По вполне понятным причинам отсутствие соответствующих технологий и предприятий не позволит украинским специалистам сразу начать производство готовых к использованию ядерных боеприпасов. Сначала им придется провести массу исследовательских работ, которые позволят начать строительство экспериментального оборудования. Доводка последнего, в свою очередь, тоже будет связана с серьезными трудностями, прямо влияющими на сроки и стоимость всей ядерной программы. Таким образом, реальная продолжительность и стоимость работ могут быть в разы больше заявленных С. Каплиным значений.
Военной ядерной программе Украины придется стартовать фактически с нуля, из-за чего на работы могут уйти годы или даже десятилетия, а общая стоимость всех проектов легко выйдет на уровень нескольких десятков миллиардов долларов. В качестве подтверждения этого предположения можно рассматривать соответствующие программы ядерных держав, получивших этот статус в последние десятилетия, или стран, пытающихся создать ядерное оружие. К примеру, первый иранский ядерный реактор появился еще в 1967 году, но эта страна до сих пор не построила ни одной атомной бомбы, хотя, по некоторым данным, уже располагает необходимым количеством обогащенного урана. Общие затраты на всю ядерную программу Ирана оцениваются в 40-50 миллиардов долларов, не считая потерь от экономических санкций. Развитие иранской ядерной отрасли постоянно вызывает претензии со стороны третьих стран, из-за чего Иран регулярно подвергается различным санкциям. КНДР, построившая некоторое количество ядерных боезарядов и объявившая об этом, усложнила свое и без того непростое положение на международной арене.
Средства доставки
Сам по себе ядерный боеприпас бесполезен и нуждается в средстве доставки к цели. Ядерные боезаряды различных типов могут доставляться к цели при помощи ракет, самолетов, подводных лодок или артиллерии. События последних десятилетий крайне негативно сказались на вооруженных силах Украины, из-за чего поиск подходящих средств доставки оказывается весьма сложной задачей. К примеру, военно-морские силы Украины не располагают кораблями или подводными лодками, которые хотя бы в теории могут нести ракетное вооружение с ядерной боевой частью.
Отказавшись от ядерного оружия в начале девяностых годов, Украина была вынуждена списать и стратегические бомбардировщики. Немалое количество самолетов Ту-95 и Ту-160 отправилось на утилизацию, часть была передана России в счет долгов. На данный момент единственным бомбардировщиком ВВС Украины, который, возможно, способен нести ядерную бомбу, является Су-24М. Общее количество самолетов этого типа в военно-воздушных силах не превышает 80 единиц, причем две трети бомбардировщиков находятся на хранении. Все имеющиеся Су-24М были построены до распада Советского Союза, из-за чего их ресурс подходит к концу, а состояние большей части техники оставляет желать лучшего.
Таким образом, к моменту своего появления гипотетическая украинская авиационная атомная бомба может остаться без носителя. Не стоит исключать возможность соответствующей доработки самолетов иных типов, однако это может значительно усложнить программу оснащения ВВС ядерным оружием. Кроме того, остается актуальным вопрос ресурса техники. Другим способом решения проблемы с самолетами-носителями перспективного вооружения может стать закупка техники за рубежом. Наименее вероятным – если не невозможным – решением стоит считать создание Украиной собственного проекта ударного самолета с соответствующими возможностями.
Сухопутные войска Украины располагают несколькими десятками различных оперативно-тактических ракетных комплексов. Самыми новыми из них являются «Точка» и «Точка-У», построенные еще в советское время. По состоянию на 2010 год в войсках и на хранении было более 90 комплексов этих типов. До 2011 года на украинских базах хранения было несколько десятков ракетных комплексов «Эльбрус», но к настоящему времени все они утилизированы. Такая же судьба уготована оставшимся на хранении пусковым установкам и ракетам комплекса «Луна-М».
Несмотря на небольшое количество, оперативно-тактические ракетные комплексы семейства «Точка» могут использоваться в качестве средства доставки перспективного украинского ядерного оружия. Однако и такие средства доставки не лишены недостатков. Построенная в СССР техника за прошедшие годы устарела морально и материально. Кроме того, характеристики ракет комплексов «Точка» и «Точка-У» могут быть недостаточны для эффективного выполнения задач ядерного сдерживания. Так, максимальная дальность стрельбы ракетой комплекса «Точка-У» равняется 120 километрам. При таких характеристиках эти ракетные комплексы могут эффективно использоваться только на оперативно-тактическом уровне, но никак не для стратегического сдерживания.
До середины прошлого года днепропетровское КБ «Южное» вело работы по проекту «Сапсан». В ходе этого проекта, стартовавшего в конце двухтысячных годов, предполагалось создать ракетный комплекс с дальностью стрельбы баллистической ракетой до 280 километров. Кроме того, комплекс «Сапсан» должен был получить возможность использования зенитных ракет с дальностью стрельбы до 150 км и противокорабельного боеприпаса с радиусом действия до 90 км. В начале 2012 года стало известно, что первый вариант комплекса «Сапсан» сможет применять только баллистические ракеты. История проекта закончилась летом 2013 года, когда министр обороны Украины П. Лебедев объявил о прекращении работ. По его словам, за пять лет военное ведомство выделило более 200 миллионов гривен, но создатели проекта не смогли подготовить даже необходимую документацию. Проект закрыли из-за неэффективного использования бюджетных средств и отсутствия перспектив.
Примечательно, что КБ «Южное» в свое время разработало большое количество проектов межконтинентальных баллистических ракет, стоявших на вооружении РВСН Советского Союза. Однако распад сверхдержавы привел к разрыву массы связей между различными предприятиями, а отказ Украины от ядерного оружия поставил крест на строительстве межконтинентальных ракет. Подобное оружие могло бы стать перспективным средством доставки ядерного оружия и, как следствие, инструментом сдерживания потенциальных противников. Тем не менее, возобновление производства подобных систем не представляется возможным.
Теоретически украинские сухопутные войска могут использовать тактические ядерные боеприпасы. Известно, что у Украины имеется несколько сотен самоходных артиллерийских установок «Акация», «Гиацинт», «Мста-С» и «Пион» калибра 152 и 203 мм. Кроме того, Украина располагает большим количеством буксируемых орудий калибра 152 мм. Подобное вооружение может использовать артиллерийские снаряды с ядерной боевой частью. Однако создание ядерного боеприпаса в габаритах артиллерийского снаряда представляет собой достаточно сложную техническую задачу. Кроме того, дальность действия артиллерии, несмотря на высокое могущество ядерных боеприпасов, не превышает нескольких десятков километров. Таким образом, и артиллерия не сможет выполнять задачи ядерного сдерживания.
Правовые вопросы
16 июля 1990 года Верховный Совет Украинской ССР принял Декларацию о государственном суверенитете Украины. В девятом разделе документа описывались общие принципы оборонной стратегии будущего независимого государства. Украинская ССР в будущем намеревалась быть нейтральным государством и не участвовать в военных организациях, а также придерживаться трех неядерных принципов: не принимать ядерное оружие, не производить его и не покупать у третьих стран. Все последующие документы, касающиеся ядерного вооружения Украины, создавались с учетом соответствующих положений Декларации о государственном суверенитете.
В 1994 году независимая Украина присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия, что было закреплено соответствующим решением Верховной Рады от 16 ноября. При этом в законе о присоединении к ДНЯО были предусмотрены некоторые оговорки. Украина оставляла за собой право выйти из договора в случае, если какая-либо ядерная держава будет угрожать или применит силу против ее территориальной целостности или политической независимости. Кроме того, поводом для выхода из договора были названы попытки экономического давления на страну.
Спустя почти 20 лет после подписания Договора о нераспространении ядерного оружия депутаты Верховной Рады предлагают выйти из него. Подобный шаг, несомненно, будет иметь массу негативных последствий правового характера. Выход из ДНЯО с последующим началом разработки ядерного оружия прямо противоречит Декларации о государственном суверенитете, принятой в 1990 году. Однако эти противоречия окажутся только внутренней проблемой страны, которая по своим масштабам не сможет сравниться с вероятной негативной реакцией зарубежных стран.
С 1968 года Договор о нераспространении ядерного оружия подписали почти все страны мира. До сих пор к соглашению не присоединились Израиль, Индия и Пакистан. Последние две страны официально признали факт разработки и строительства ядерных вооружений. Израильская ядерная программа засекречена, но есть все основания полагать, что у Израиля имеется некоторое количество ядерных боеприпасов. Позиция Израиля, Индии и Пакистана регулярно вызывают критику со стороны государств, подписавших ДНЯО.
Два государства, официально участвующие в ДНЯО, были уличены, как минимум, в попытках создания ядерного оружия. Из-за подобных подозрений Иран неоднократно подвергался различным санкциям. КНДР собиралась выйти из ДНЯО, однако ООН по-прежнему рассматривает ее как участника соглашения. Разработав ядерное оружие, КНДР осталась в изоляции и, по-видимому, вряд ли сможет наладить хорошие отношения с зарубежными странами.
Как видим, попытки денонсировать Договор о нераспространении ядерного оружия вызывают соответствующую реакцию мирового сообщества. Стоит отметить, что одним из самых активных защитников ДНЯО и его положений являются Соединенные Штаты Америки. Большую активность в деле слежения за возможным появлением новых ядерных держав проявляют государства Европы. Таким образом, попытки Украины выйти из ДНЯО и создать собственное ядерное оружие могут привести к санкциям со стороны европейских и американских государств, как было в случае с Ираном.
Желания и возможности
Законопроект украинских депутатов о выходе из ДНЯО и предложение о разработке собственного ядерного оружия на первый взгляд выглядят порождением бурных эмоций, связанных со сложной ситуацией в стране. Тем не менее, в этих предложениях есть рациональное зерно. Украина является крупнейшим государством в Европе и поэтому нуждается в мощных и современных вооруженных силах. Ядерное оружие действительно способно охладить «горячие головы» и удержать потенциального противника от нападения на страну.
Тем не менее, в течение всех лет независимости Украина постоянно испытывала различные трудности экономического характера. Результатом этого стали ослабление вооруженных сил и ухудшение состояния оборонной промышленности. По этой причине разработка ядерного оружия получается чрезвычайно смелым и амбициозным, но при этом маловероятным проектом. Подобная программа потребует колоссальных вложений средств и времени. В нынешней ситуации начало ядерной программы является менее приоритетным начинанием в сравнении с рядом других актуальных задач. К тому же аргументами против начала ядерной программы являются большие затраты на различные проекты и возможные санкции.
И все же нельзя исключать возможность того, что Украина сможет создать собственное ядерное оружие, а затем построить стратегические ядерные силы. Однако состояние экономики, промышленности и вооруженных сил страны прямо говорит о том, что на воплощение подобных планов понадобятся не обещанные два года, а на порядок большие сроки. Похожим образом может измениться и стоимость ядерной программы, увеличившись с заявленных 3,4 млрд долларов до фактических 30-40 миллиардов. При этом не следует забывать общее состояние вооруженных сил, которым в будущем предстоит использовать гипотетическое ядерное оружие. Наконец, на пути украинской ядерной программы обязательно встанут проблемы правового характера.
Любой из этих факторов – стоимость ядерной программы, стоимость смежных проектов и возможные санкции со стороны международного сообщества – может поставить крест на нынешних планах. Пойдет ли Украина на такие риски – покажет время. Законопроект о денонсации Договора о нераспространении ядерного оружия будет рассмотрен в самое ближайшее время. Решение о начале военной ядерной программы тоже может быть принято в течение следующих месяцев или даже недель.
По материалам сайтов:
http://zn.ua/
http://w1.c1.rada.gov.ua/
http://zakon1.rada.gov.ua/
http://un.org/
http://mil.in.ua/
http://rus.newsru.ua/
http://bmpd.livejournal.com/
http://biz.liga.net/
http://ukranews.com/
Вас заинтересует
Украина захотела от Запада не помощи, а санкций
Сколько ядерных боезарядов у Израиля?
Пять неядерных европейских стран НАТО получат американские ядерные бомбы
Перспективы ядерных сил США: 1 триллион долларов за 30 лет
Ядерная стратегия Китая: необходимый минимум