27 мая в России отмечается Общероссийский День библиотек. Значение библиотек для развития и сохранения отечественной культуры огромно. Даже сейчас, в век электронных технологий и повсеместного распространения «экранного чтения», вряд ли можно говорить о «смерти библиотеки». В принципе, даже в случае кардинального снижения числа читателей, даже если читатели практически перестанут ходить в библиотеки, их закрытие будет преступлением против культуры. Ведь библиотека – это, прежде всего, хранилище книжной мысли, мудрости, не исчезающей и не устаревающей на протяжении не то, что веков – тысячелетий. Книга формирует и облагораживает человека, воспитывает его, а человек, избравший для себя благородную профессию хранителя книг, безусловно, является сопричастным к воспитанию.
В этой статье, приуроченной к праздничной дате, речь также пойдет о библиотеках. Но о библиотеках необычных – военных. Да, в военной истории есть место и для такого миролюбивого явления как библиотеки. Более того, во многом именно от военных библиотек зависит морально-нравственное и культурно-просветительское воспитание военнослужащих и, соответственно, формирование в них тех качеств, которых простого человека с оружием превращают в защитника своей страны и ее мирных жителей.
Достаточно крупные библиотеки правители и военачальники возили с собой в военные походы еще во времена античности и Средневековья. Но полноценное развитие военных библиотек как особой отрасли началось в Новое время. Важнейшей причиной появления массовых военных библиотек стало усложнение военного дела, требующее постоянного совершенствования знаний о вооружении, тактике и стратегии, военной истории. Не меньшее значение имело и общее повышение уровня культуры и грамотности дворянства, а затем и «третьего сословия». В России первые военные библиотеки формируются при войсковых подразделениях с XVII – XVIII вв. После создания в 1763 году Генерального штаба, при нем формируются архивы военной литературы.
]]>О.Н. Комарова, защитившая диссертацию по организации библиотечного дела в военно-учебных заведениях, выделяет, как минимум, пять этапов в развитии отечественной военно-библиотечной системы в военных вузах: зарождение военно-библиотечной системы в XVII-XIX вв.; формирование советской военно-библиотечной системы в период между революцией 1917 г. и началом Великой Отечественной войны; развитие военно-библиотечного дела в военный период 1941-1945 гг.; существование советской военно-библиотечной системы в послевоенный период 1945-1991 гг.; современный этап существования военно-библиотечной системы.
Идея создания научной библиотеки для российского офицерства принадлежит самому императору Александру I и его сподвижнику князю Петру Волконскому, которые после франко-русской войны 1805-1807 гг. осознали необходимость совершенствования теоретических знаний военнослужащих, прежде всего – офицеров-квартирмейстеров. В 1811 г. было дано разрешение на учреждение библиотеки при Главном штабе российской армии.
Вслед за созданием центральной военной библиотеки усилиями отдельных офицеров – энтузиастов начинают создаваться библиотеки и при войсковых подразделениях. Так, в 1816 году в Отдельном гвардейском корпусе появилась первая офицерская библиотека. Появились офицерские библиотеки в Семеновском и Преображенском полках. По понятным причинам, пользовались библиотеками исключительно офицеры, посему и носили они название «офицерских». Более того – с годового жалованья офицеров вычислялась определенная сумма, направляемая на регулярное пополнение библиотек новой литературой.
Солдаты, в силу не только приниженного положения, но и массовой неграмотности, в то время никакого отношения к библиотекам полков и подразделений не имели. В свою очередь, для офицеров наличие библиотек в армии было, фактически, жизненной необходимостью. Ведь большая часть офицерского корпуса получала прекрасное образование и дома, и в военно-учебных заведениях, и читать постоянно и много для нее было правилом.
Ко второй половине XIX века развитие сети военных библиотек из дела энтузиастов становится официальным, военным бюджетом выделяются средства на пополнение фондов библиотек офицерских собраний. В 1869 г. создается Комиссии об устройстве военных библиотек и военных собраний, в компетенции которой находится регулирование вопросов, связанных с созданием и управлением военно-библиотечной системой. Одновременно упорядочиваются правила пополнения фондов, пользования литературой, удержания определенных сумм с офицерского жалованья на пополнение библиотек. С 1874 г. начинается официальное финансирование из военного бюджета библиотек в сухопутных подразделениях армии. Конечно, средства, выделяемые из бюджета на обеспечение деятельности библиотек, всегда оставались скудными и офицерам волей-неволей приходилось по-прежнему жертвовать из собственного кармана деньги на пополнение фондов.
Стоит несколько слов сказать и о военных библиотекарях того времени. Тогда это была еще не отдельная специальность, а скорее почетная обязанность. Библиотекаря полковой библиотеки выбирали сроком на два года, параллельно освобождая от послеобеденных занятий в ротах. Что касается профессиональных задач, то они были схожи с обязанностями современного библиотекаря – проверка фондов, составление списков литературы на комплектование библиотеки, контроль за сборами и штрафами.
В результате временного объединения фондов нескольких библиотек подразделений появляются прообразы современных гарнизонных библиотек. Развитию военно-библиотечного дела способствует и появление специализированных военных журналов, которые, с одной стороны, регулярно поступали в фонды библиотек подразделений, а с другой стороны – постоянно публиковали сведения о состоянии библиотечного дела в гарнизонах и подразделениях.
Начинают формироваться солдатские и матросские библиотеки. Военное командование осознает важную роль в поднятии боевого и морального духа войск не только полковых священнослужителей, но и пропагандистской литературы. К тому же, повышаются требования к знаниям и умениям военнослужащих, а соответственно возникает необходимость и в их обучении с помощью специальной литературы. К 1917 году в российской армии насчитывалось до 600 библиотек.
Но подлинный расцвет военно-библиотечной системы начинается после Октябрьской революции. Советская власть огромное внимание уделяла не только военно-научному образованию офицерского корпуса, но и военной и политической подготовке рядового и младшего командного состава, вследствие чего началось централизованное формирование библиотечной сети в армейских и флотских подразделениях. Уже в 1920-е годы количество военных библиотек колебалось в пределах нескольких тысяч, оптимизировавшись в начале 1930-х гг. на отметке в 2000 библиотечных учреждений.
Согласно Большой Советской Энциклопедии, к 1970 г. в СССР существовало три военных библиотечных центра – Военный отдел Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина, Библиотека Центрального дома Советской Армии им. М.В. Фрунзе и Центральная военно-морская библиотека. Помимо них, собственные библиотеки существовали на окружном уровне – при Домах офицеров округов и флотов, при военно-учебных заведениях, а также – в подразделениях. В совокупности в пользовании советских военных библиотек находилось более 90 миллионов единиц литературы.
Конечно, советские военные библиотеки в большей степени являлись инструментом партийно-политического воспитания советских военнослужащих. Помимо специальной военной литературы преобладала политическая и политизированная литература, задачей которой было превращение за годы армейской службы призванного новобранца в преданного сторонника советской власти и коммунистической партии. Естественно, что деятельность военных библиотек находилась в компетенции политотделов подразделений и соединений, на макроуровне – в компетенции Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота.
Распад Советского Союза и последовавший параллельно с ним кризис вооруженных сил, сопровождавшийся их сокращением и ослаблением, повлек за собой негативные последствия и для военно-библиотечной системы. Деполитизация Вооруженных сил, предпринятая вслед за отказом страны от коммунистической идеологии, выразилась не только в ликвидации политотделов и военно-политических училищ, должностей заместителей командиров по политической работе в армии и на флоте, но и в ослаблении внимания к культурно-просветительской работе.
Культурно-просветительская работа рассматривалась как часть политической работы и, соответственно, попала в опалу у новой власти. Некоторое время военно-библиотечная система еще существовала по инерции, однако десятилетия постсоветского хаоса сделали свое дело. Учитывая закрытость российской военной системы, информация о реальной ситуации с военно-библиотечной системой в РФ носит отрывочный характер. Естественно, что в контексте всех перипетий, которые пришлось испытать Вооруженным силам РФ в постсоветский период, развитие военно-библиотечного дела оставляет желать лучшего.
Так, по данным газеты «Известия», опубликовавшей два года назад статью о положении в военно-библиотечной системы, еще в 2010 году были прекращены закупки книг для военных библиотек. Сокращается и количество самих военных библиотек в подразделениях. Оно и понятно – должность военного библиотекаря переведена в разряд гражданских служащих, что предполагает ничтожную заработную плату и отсутствие многочисленных преференций, положенных военнослужащим.
Конечно, никто не желает идти работать в военные структуры с их жестким распорядком при отсутствии нормальной заработной платы или, хотя бы, компенсирующих льгот. Те военные библиотеки, которые еще сохраняют прежнее лицо, во многом обязаны этим непосредственно командирам частей и их заместителям, которые по собственной инициативе изыскивают возможности для пополнения фондов и поддержания библиотек в рабочем состоянии.
С другой стороны, упадок военно-библиотечной системы является отражением общего упадка библиотечного дела в современной России. Традиционно в списке государственных приоритетных трат нужды учреждений культуры находились на последних местах, а библиотеки в их числе были наиболее «бедными родственниками», поскольку, в отличие от тех же музеев или театров, в большинстве своем лишены возможности окупать свою деятельность. Поскольку библиотеки являются бесплатными, исключается доход от их посещения, остаются лишь незначительные платежи за дополнительные услуги, которые не могут рассматриваться в качестве определяющих источников финансирования.
Сказывается и общее охлаждение интереса российского общества к печатной литературе. Век Интернета отваживает многих молодых людей не только от пользования библиотеками, но и от чтения печатных книг. Действительно, есть ли смысл идти в библиотеку, если интересующая информация может быть найдена в сети Интернет? Казалось бы, в сложившейся ситуации государству стоит задуматься над модернизацией библиотечной системы, возможно – над частичной переориентацией деятельности библиотек в сторону предоставления электронно-библиотечных услуг.
В современном библиотечном деле, по мнению отечественного библиотековеда С.А. Басова, фактически сталкивается две основные парадигмы – технократическая и гуманистическая. Первая предполагает акцент на информационном обеспечении потребностей читателя, улучшении сервисного обслуживания, то есть, что называется, «идет в ногу со временем». Вторая же в большей степени ориентирована на понимание библиотеки не как информационного сервиса, а как одного из компонентов системы воспитания. И если в отношении гражданского общества целесообразным предстает как раз развитие информационно-сервисной компоненты - студенты, ученые, инженеры, писатели сами могут разобраться в книгах и задача библиотекаря в работе с ними в большей степени сводится лишь к консультированию и технической помощи, то применительно к армии ситуация выглядит совершенно другим образом.
В Вооруженных силах библиотека – это не информационный сервис, а элемент воспитания. Соответственно, и библиотекарь – не обслуживающий персонал, а один из воспитателей. Вполне возможно, что это понимание военного библиотекаря как участника процесса воспитания военнослужащих поможет по новому взглянуть на специальность, не исключено – несколько расширить ее обязанности и, одновременно, требования, повысив сам статус военного библиотекаря.
Нельзя не понимать, что существование «на грани» убивает и без того хромающую культурно-просветительскую работу. Известно, что проблемы морально-нравственного воспитания, образования и культуры в современной российской армии, в силу ее преимущественно рабоче-крестьянского характера, стоят очень остро. Поэтому сокращение военных библиотек, невнимание к вопросам их обеспечения, социальной поддержки служащих является непростительной оплошностью, если не откровенным вредом.
Вас заинтересует
Студент на время "Ч". Начальник Генштаба - о новых подходах к военной подготовке в вузах
Геополитическая мозаика: семья из Львова назвала ребёнка Евромайданом, а в США из библиотек изымаются книги про негров и индейцев
Минобороны представит учебник истории российской армии для военных
Реформа военного образования или его разгром?
180 лет со дня основания Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации