На протяжении всей истории вооруженных конфликтов братоубийство было постоянной проблемой для всех участвующих в конфликте сторон. Американское командование боевого обучения и доктрин определяет братоубийство как «применение дружественного вооружения и боеприпасов с намерением поразить врага или уничтожить его вооружение или материальную базу, что приводит к непредвиденным и ненамеренным смертям или урону своего личного состава». Случаи с дружественным огнем случались во всех видах боя, включая бои «воздух-воздух», «воздух-земля», «земля-воздух» и «земля-земля». Предотвращение братоубийства является сложной проблемой и не имеет простого решения.
Важность смягчения случаев дружественного огня никогда не была столь важной как в настоящее время на международной арене, когда растет роль коалиционных операций. Стратегическое и оперативное значение таких событий подвигли все боевые рода войск поставить братоубийство на первое место своей повестки дня, соответственно существует веская причина по поиску решений не только с целью снижения случаев ошибочного ведения своего огня, но и минимизации дружественного огня повсеместно.
Случаи дружественного огня
Предотвращение братоубийства не может быть изучено и понято без рассмотрения основных случаев братоубийства и, следовательно, оценки того, почему современные боевые операции имеют очень высокий процент случаев дружественного огня.
Применение соответствующей базовой доктрины ведения огня для предотвращения братоубийства на первый взгляд является достаточно простым:
- Отслеживать передвижение своих собственных сил, постоянно докладывая об их передвижении и местоположении, что выполняется пунктами управления;
- Определять расположение противника за счет сбора информации в реальном времени;
- Разделять своих и чужих, идеально за счет комплексов прицеливания или за счет других специальных систем;
- Когда положительная идентификация установлена стрелять на поражение.
К сожалению, определение этого на практике является одной из самых сложных задач, особенно в современном боевом окружении. Все это исходя из нескольких факторов:
- Современные военные наступательные операции проводятся в очень высоком темпе и круглосуточно, иногда войска перемещаются по неприметной местности при ограниченных условиях видимости;
- Многие стычки происходят в движении с обстрелом быстро движущихся целей на дальних дистанциях;
- Особенно в пустынных условиях, фактически неограниченные боевые дальности обычно влияют на возможности стрелка при определении положительной идентификации целей, даже если он имеет тепловизионные прицелы;
- Точное знание в реальном времени своего собственного местоположения, также как расположение своих и вражеских сил, определяется не только условиями видимости, но зависит также от дезориентации и отсутствия времени у командиров для составления постоянных рапортов при полном вовлечении в боевые действия.
Таким образом, общей причиной огня по своим является отсутствие Ситуационной Осведомленности (СО). При изучении братоубийственных инцидентов, почти каждый случай происходит из-за некоторого отсутствия СО солдат участвующих в операции. В свою очередь, ошибки СО могут происходить из-за неадекватных инструкций или отсутствия ясности приказов (понимания), они могут включать навигационные ошибки боевых воздушных или наземных подразделений или могут быть вызваны внешними условиями.
Еще одной общей ошибкой содействующей братоубийству является неточная боевая идентификация или позитивная идентификация. Это может быть особенно сложно в пространстве коалиционных сил, которое все более превышает норму. Недостаточные меры по управлению воздушным пространством или координации огня часто способствуют братоубийству. Наконец, ошибки ведения огня, например, срыв дисциплины при его ведении или нарушение правил столкновения с противником часто являются причинами братоубийства.
Все вышеназванное ясно показывает, что предотвращение братоубийства включает различные меры, варьирующиеся от технологических разработок до соответствующих форм обучения, тактики и методов (ОТМ), правил стрельбы и правил ведения боя. В то время как эта статья будет сосредоточена на современном прогрессе в системах боевой идентификации, необходимо понять, что они не должны рассматриваться отдельно и необходимо тщательно избегать того, что та или иная технология представляет собой законченное и самодостаточное решение. И даже что касается боевой идентификации самой по себе, она достигается за счет повышения и сочетания ситуативной информированности и возможностей идентификации цели. Боевая идентификация это не просто гаджеты (полезные приспособления) и технология; ее цель - дать возможность солдатам и командирам принимать решения быстро и правильно. Самый эффективный путь сделать это – иметь твердые доктринальные концепции, являющиеся основой для эффективных форм ОТМ.
Это тем более является таковым, что даже самая усложненная и эффективная и надежная на 100% система боевой идентификации для приложений «воздух-земля» может, по-видимому, полностью исключить случаи братоубийственного огня для своих собственных и коалиционных войск, но может внести очень малый вклад для предотвращения косвенного ущерба или атак на непредусмотренные гражданские цели. Последние являются слишком общими во время асимметричных конфликтов как, например, во время ведущихся операций в Афганистане и даже не говоря уже о гуманитарных соображениях которые имеют очень мощное негативное политическое влияние. Адекватные формы ОМТ являются только лекарством.
Военный автомобиль, маркированный системой Уведомления о Распознавании Целей I (небольшая полоса в центре) и системой TRON III показан через очки ночного видения во время операции вблизи авиабазы недалеко от Баграма. Совместная технология идентификации TRON была разработана исследовательской лабораторией ВВС в сотрудничестве с гражданской промышленностью для поддержки коалиционных сил
Концепции распознавания «свой-чужой» и боевой идентификации
Разработка устройств каналов линий связи и боевой идентификации, как, например, по технологии определения «свой-чужой» (IFF) (с целью дать операторам общую оперативную картинку) по существу повысила СО как уже отданных приказов, так и тех, которые исполняются, что, таким образом, повлияло на основную причину братоубийства.
Со времени своего введения в 1935 году система IFF ссылается на радиоэлектронную методику, в которой цели, чье наличие и положение определяются соответствующим основным сенсором (обычно поисковой РЛС), опрашиваются средствами шифрованного радиосигнала, на который дружественные платформы дают соответствующий идентификационный шифрованный радиоответ.
Системы IFF используются почти на всех воздушных средствах в США и коалиционных силах, сегодня частоты стандартизованы на 1030 МГц для опроса и 1090 МГц для ответа.
Необходимо понимать, однако, что IFF – это неправильное наименование того, что касается армейских приложений. Идентификация чужого невозможна с использованием существующей технологии, скорее существующие системы могут идентифицировать своих или неизвестных на поле боя, тем самым неизвестные могут быть дружественными силами с неработающим приемоответчиком или, не имея его вовсе, нейтральной или вражеской машиной. Это ограничение может быть действительно принято для обычных операций «воздух-воздух» (хотя визуальное подтверждение цели все больше рассматривается как норма в асимметричных конфликтных ситуациях), но границы ошибок, которые оно влечет за собой, являются слишком большими, чтобы они могли быть приемлемыми для наземных операций и операций «воздух-земля».
Целью боевой идентификации является обеспечение положительной идентификации своих собственных и коалиционных средств, участвующих в боевых операциях» воздух-земля»
Мобильный Терминал Автоматической Передачи Данных (MDACT) американского корпуса морской пехоты состоит из коммуникационной системы прямой видимости, которая зависит от радиостанции передачи данных Улучшенной Системы Определения Местоположения (EPLRS)
Принцип работы Радиосистемы боевой идентификации (RBCI) с использованием радиостанций SINCGARS (Single channel ground and airborn radio system - единая система одноканальной радиосвязи наземных войск и авиации). Главное преимущество RBCI состоит в том, что решение, базирующейся только на ПО, не требует новых устройств или модернизации оборудования
Вскоре после «Бури в пустыне» Пентагон провел исследования по разработке системы боевой идентификации (CID) для наземных машин. В системе, известной как Система Боевой Идентификации на поле боя BCIS (Battlefield Combat Identification System), использовался шифрованный передатчик и приемник, которые могли опрашивать другие машины, имеющие систему схожую с системой IFF. Впрочем, система была в конечном счете оценена как чрезмерно дорогостоящая, свыше 40000 долларов на машину, и таким образом программа была закрыта в 2001 году.
США продолжили разработку следящей системы, которая, в конце концов, была поставлена наземным войскам во время операций в Ираке и Афганистане. Американские пехотинцы работали со следящей системой MDACT (Mobile Data Automated Communications Terminal - мобильный терминал автоматической передачи данных). MDACT состоит из шифрующей системы связи прямой видимости, которая зависит от радиостанции передачи данных EPLRS. Подразделения могут послать свое местоположение и местоположение сил противника, столкнувшихся в их боевом районе, посредством тактической сети передачи данных для получения общей оперативной картины для сил работающих в том же районе. К сожалению, размер боевого района корпуса морской пехоты и быстрое распространение боевых подразделений стали причиной того, что войска использующие MDACT превосходят возможности прямой видимости системы. В соответствии с уроками, полученными в иракской операции, система MDACT требует соответствующую расширенную подготовку операторов и сетевых инженеров. Кроме того, информация MDACT была не совместима с другими системами, предоставляющими информацию с целью развития общей оперативной картины.
Второй тип следящего устройства, известный как Force XXI Battle and Command Brigade and Below (FBCB2) или система «свой-чужой», использует коммерческую систему связи L-диапазона, которая используется американской армией для передачи информации о местоположении посредством текстовых сообщений или своих следящих устройств и включает графический дисплей, показывающий позицию своих сил, а также сил противника. Хотя система проще в использовании по сравнению с MDACT и не ограничивается прямой видимостью, она все-таки имела несколько недостатков. Ограничения по ширине полосы не позволяли передачу большого количества данных, передаваемых через спутниковую систему. Передача файлов и изображений была слишком медленной, с тем, чтобы можно было ими воспользоваться во время боевых действий. Также, было замечено, что имелась задержка (известная как латентность) при передаче данных на приемники командных центров. Некоторые задержки по обновлению местоположения длились по пять минут и такие задержки в обновлении позиции своих сил могли быть фатальными. Эта латентность еще более увеличилась в связи с быстрым проведением наземных операций. Пользователь также был способен удаленно приводить систему в неработающее состояние при попадании ее в руки неприятеля, но при этом было неизвестно, была ли система захвачена противником или она оказывалась в руках своих сил.
Но, в общем, наземные силы, использующие систему «свой-чужой», очень гордятся ее характеристиками. Однако, система остается несовместимой с системами передачи данных других систем, включая американские ВВС и другие наземные коалиционные силы, но исключая британскую армию.
Программы и исследования по боевой идентификации также проводятся в некоторых других странах. Великобритания разработала постоянно излучающий маяк, использующий передатчик M-диапазона (94 ГГц), чьи сигналы принимаются другими огневыми платформами, оснащенными направленными приемниками с высоким коэффициентом усиления. Французская DIC (Dispositif d'Identification аu Combat) является сходной с технологией BCIS. Немецкая система (на базе транспондера D-Band/1,090 ГГц) включает лазерный запросчик, излучающий кодированные световые импульсы, вырабатываемые твердотельным лазером малой мощности. Коалиционные платформы оборудуются ИК-детекторами, которые вырабатывают шифрованные радиочастоты D-диапазона, передаваемые направленной антенной D-диапазона. Израиль вводит Систему Боевой Идентификации (CID) для пехоты и автоматическую систему распознавания солдата ASTS, которая автоматически создает ситуативную картинку обо всех силах в определенном районе.
Продолжение следует
Вас заинтересует
Система боевого управления XXI века FBCB2
Системы управления боем американской армии. Текущее положение и ориентированная на будущее стратегия модернизации
Системы боевой идентификации коалиционных сил. Идет ли процесс? (Часть 2)
Системы боевой идентификации коалиционных сил. Идет ли процесс? (Часть 3)
ВВС США получили первый модернизированный бомбардировщик B-1 с интегральной боевой станцией