После испытаний в августе 1953 года в СССР термоядерного заряда остро встал вопрос его доставки до потенциального противника – США. И тут Владимир Николаевич проявил себя во всем блеске своего таланта, неиссякаемого в творческой энергии организатора и подлинного борца. Благодаря предложенным им необычным решениям в конструкции крылатой ракеты (КР) П-5 и подводной лодки (ПЛ) с пусковыми малогабаритными контейнерами (главный конструктор ПЛ П. П. Пустынцев) решение этой задачи было поручено именно ему. В 1959-м комплекс ракетного оружия со стратегической ядерной крылатой ракетой П-5 был принят на вооружение Военно-морского флота.
Надо сказать, что в отечественной истории период 1954–1960 годов по оценке вклада ракетостроителей в решение задачи обеспечения стратегического сдерживания до сих пор не оценен объективно. Вот факты: ракета Р-7 С. П. Королева имела четыре старта в Плесецке и два на Байконуре, ракеты М. К. Янгеля не были еще межконтинентальными. В то же время комплексы с КР П-5 были развернуты на четырех типах ПЛ в количестве более 200 ракет. И у берегов США и Европы «сторожили» мир эти ядерные силы. Это, безусловно, заслуга Владимира Николаевича Челомея.
В СССР было решено отвергнуть симметричную с США программу развития Военно-морского флота и остановиться на асимметричном ответе – постройке подводных лодок с комплексами противокорабельных ракет (ПКР). При ограниченных ресурсах и времени это было необходимо, так как угроза со стороны ВМС Запада была реальной: там изготавливались атомные авианосцы – плавучие аэродромы с ядерным оружием США. Уже в 1961 году введен в строй авианосец «Энтерпрайз».
Экономичные и эффективные решения Челомея последовали незамедлительно. В 1962-м был принят на вооружение кораблей ВМФ следующий комплекс ракетного оружия, разработанный под его руководством, с ПКР П-35, а в 1964-м – комплекс ракетного оружия П-6 для ПЛ проектов 675 и 651. В короткий срок было построено 29 подводных лодок проекта 675 и 16 подводных лодок проекта 651.
Работы по тематике оперативно-тактических и оперативных КР интенсивно велись Челомеем и его КБ и в последующие 20 лет – вплоть до 1984 года, то есть до смерти генерального конструктора.
Однако вернемся к американским вызовам. С 1961-го в США стали развертывать тысячу боевых стартов с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) «Минитмен».
В СССР после трудного опыта с разработкой МБР на фирмах Миноборонпрома руководство страны поручило этот ответ искать Минавиапрому и конкретно – коллективу Челомея. Это был расчет на высокое конструкторское искусство Владимира Николаевича и его авиационной кооперации.
Постановление по УР-100 (так назвали МБР легкого класса массового развертывания) вышло 30 марта 1963 года.
Задание было экстраординарное, поскольку форсирование программы «Минитмен» делало превосходство США угрожающим – число МБР США в 1963 году превосходило число МБР СССР в шесть раз.
Авиационная кооперация В. Н. Челомея справилась с задачей блестяще. В 1967-м комплекс УР-100 с ампулизированными ракетами, размещаемыми в упрощенных шахтных пусковых установках (ПУ), был принят на вооружение РВСН. Его развертывание шло невиданными темпами – в год на боевое дежурство ставилось до 220 ПУ. Так Челомеем был дан ответ № 2 на вызов США. В 1972 году положение с МБР было выравнено.
Однако заокеанские «затейники» уже в 1968-м развернули новый стратегический вызов – оснащение разделяющимися головными частями всех своих МБР и БРПЛ.
Вновь угроза превосходства США, ведь не шутка – в десять раз увеличить число ядерных боеголовок. После длительных конкурентных «боев» всех ракетчиков страны под Ялтой осенью 1969 года состоялось заседание Совета обороны под председательством Л. И. Брежнева. В итоге было принято решение о создании восьми (!) новых стратегических ракетных систем.
В. Н. Челомею выпала задача создать новые комплексы УР-100Н и УР-100К – с разделяющимися головными частями индивидуального наведения.
Этот ответ на новый вызов США был дан в короткие сроки: в 1973–1974 годах приняты на вооружение ракетные комплексы УР-100К и УР-100Н. В некоторое количество пусковых установок УР-100Н высокой защищенности были временно помещены ракеты УР-100К с двумя усиленными шпангоутами с тремя боеголовками, получившие обозначение УР-100У.
И наконец, в декабре 1976 года соответствующим постановлением ЦК КПСС и СМ СССР В. Н. Челомею и вновь образованной кооперации было поручено выработать ответ на еще один вызов американцев. В США началась «раскрутка» нового вида стратегических вооружений – массовых дозвуковых крылатых ракет с ядерным оснащением («Томагавк» для подводных лодок и ALCМ для самолетов-носителей). Последовавшие симметричные разработки аналогичных дозвуковых отечественных ракет в КБ Минавиапрома адекватным ответом не стали. Сказывались различие географического положения СССР и США и отсутствие соответствующих баз. Это усугублялось наличием у Соединенных Штатов развернутых мощных систем ПВО и ПЛО.
Порученная В. Н. Челомею система крылатых ракет унифицированного характера по всем видам базирования «Метеорит» выравнивала стратегическое противостояние с США. Этот новый, четвертый по счету ответ Челомея на вызовы потенциального противника носил особо сложный и технически совершенный характер. Крылатых ракет, подобных «Метеориту», в мире не создано до сих пор.
В этих напряженных работах, определяющих ответы на вызовы США в области национальной безопасности, личный творческий вклад Владимира Николаевича Челомея огромен. При этом задачи, поставленные им перед коллективами головной организации (ОКБ-52 – ЦКБМ – НПО машиностроения) и множеством организаций-смежников, стимулировали целый вал новых необычных технических решений и изобретений. На начало 1985 года только в НПО машиностроения при авторстве или соавторстве В. Н. Челомея зарегистрировано более 100 заявок на изобретения. Из них более 60 официально признаны изобретениями и более 30 являются личными изобретениями Владимира Николаевича.
Даже сейчас, по истечении 30 лет после ухода из жизни академика на боевом дежурстве армии и флота находится более тысячи ракет, созданных им.
Вас заинтересует
Воздушный старт МБР – 40 лет спустя
От морских глубин до космоса
Основные этапы развития морских стратегических комплексов СССР и США
Ракетный противолодочный комплекс РПК-2 «Вьюга
АПЛ «Владимир Мономах