Вот отличные
масла смазки.
Сразу несколько решений, посвящённых использованию российскими гражданами электронных ресурсов, приняли власти РФ. Первое решение касается того, что теперь вводится запрет для государственных служащих на использование так называемых негосударственных почтовых серверов для пересылки служебной информации. Другими словами, государственным чиновникам нельзя пересылать друг другу (да и вообще кому-либо) служебные материалы по такой электронной почте, которая зарегистрирована в Google, Yandex, Mail и некоторых других, а также нельзя использовать так называемое облачное хранение служебной информации, так как в этом случае информация фактически превращается в общедоступную.
Второе решение, которое связано с использованием электронных сетевых ресурсов, касается уже не только чиновников. В постановлении, подписанном председателем российского правительства Дмитрием Медведевым, говорится о том, что отныне для использования общественных сетей Wi-Fi россиянам будет необходимо проходить идентификацию посредством ввода личных паспортных данных: ФИО (отчество — если оно есть), а также серию и номер паспорта. При этом будет определяться уникальный идентификатор того устройства, которое пользователь использует для выхода в Интернет через общественную беспроводную сеть.
Первый зампред комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи Вадим Деньгин:
Речь идет о безопасности. Идёт информационная война. Анонимное подключение к Интернету в общественных местах позволяет осуществлять противозаконные действия безнаказанно. Найти нарушителя бывает весьма сложно. Американцы боятся войны, сейчас им лучше всего воевать в информационном пространстве. Они усилили свой холдинг «Голос Америки». Те, кто заинтересован в дестабилизации, пытаются насытить сеть мошенниками, фашистами и экстремистами. Всё, что связано с Интернетом, должно быть идентифицировано.
Операторов обязывают в течение полугода хранить личные данные пользователей и сведения об объёме трафика и времени нахождения в сети.
Все юридические подробности можно найти на
портале правовой информации.
Оба этих решения российских властей, как и некоторые другие, им подобные, принимавшиеся раньше, вызвали бурю негодования в так называемой либеральной среде. В социальных сетях посыпались комментарии по поводу принятых решений. По понятным причинам, наибольшую волну погнали в связи с решением предоставлять паспортные данные при выходе в Интернет через общественную точку доступа беспроводной сети. Вот, мол, даже либерального Медведева придушили окончательно, и он пошёл на поводу у кремлёвских «ястребов»…
Однако волну либерального гнева несколько успокаивают специалисты, заявляя, что тот формат, в котором сегодня регламентируется выход в общественную сеть правительственным постановлением, на деле не позволяет осуществлять полноценный контроль за всеми лицами, «рвущимися» к бесплатному Wi-Fi в общественных местах.
В интервью газете
«Известия» директор по связям с государственными органами компании «Рамблер и Ко» Матвей Алексеев называет правительственное постановление странным, рассуждая следующим образом:
Идентификация пользователя при доступе к Сети через Wi-Fi в общественных местах неосуществима. Только в Москве покрытие открытого Wi-Fi охватывает все парки и места общественного доступа. Не думаю, что все, кто придет в парк Горького, будут показывать свои паспорта.
Странность ещё и в том, что любое общественное место (кафе, ресторан, клуб, арена и т.д.) должно будет получать лицензию Роскомнадзора об оперировании персональными данными, дабы не нарушать закон «О персональных данных». И хотя штраф при таком виде нарушения для владельцев кафе и ресторанов составит невеликую сумму в 10 тысяч рублей, но дело не столько в сумме штрафа, сколько в самом факте того, что если администрация мест общепита, клубов и арен не будет готова идти по пути соблюдения закона, то и пользователи смогут задать резонный вопрос: а почему мы тогда должны делиться своими паспортными данными?
Но, в принципе, несмотря на кажущуюся строгость постановления правительства, проверка достоверности предоставленных данных сегодня практически невозможна. Дело в том, что в той же общественной зоне (парке, сквере, кафе) не будет ходить «дядя милиционер» (то есть полицейский), проверяя у всех собравшихся документы. Получается, что при желании пользователь сможет ввести любые данные (паспортные данные соседа, которые нарочно подсмотрел). А если хитроумные пользователи ещё и начнут игру в кошки-мышки, то вся эта система при существующих схемах «контроля» приведёт к колоссальной путанице, расплести паутину которой вряд ли сможет какой-либо оператор. Да и захочет ли? В таком случае операторам будет проще настоять на отключении общественных сетей вовсе. Но опять же, как настоять?
И в этом случае не всё так просто. Ведь сам термин «общественная сеть» связан не только с кафе, аэропортами, ресторанами и парками. По большому счёту, любой незапароленный домашний Wi-Fi — тоже общественная сеть. Что произойдёт, если вдруг граждане решат, что «паролить» сети нет смысла, и откроют к ним общий доступ? Кому в этом случае нужно сообщать о серии и номере своего паспорта?
Есть мнение, что само постановление правительства о необходимости входить в Интернет через общественные сети (как и многие правительственные постановления последних лет) далеко от реальности и от адекватного воплощения. На деле оно представляет собой этакую страшилку для либералов, и не более того. То есть постановление вышло, громкие слова о том, что оно направлено против экстремизма и фашизма, прозвучали, а дальше — хоть трава не расти.
Подтверждением того, что такой подход отнюдь не позволяет государству наладить полномасштабный контроль над Сетью, служит ситуация в Китае. Там тоже с некоторых пор действует «паспортный режим» — для любого пользовательского подключения. Однако жители Поднебесной уже научились использовать возможность входа в Интернет, подключения к онлайн-ресурсам в обход строгих правил и государственных запретов. Да и пользовательские объёмы даже при наличии сотен фильтров не позволяют отслеживать всё то, что в нём выкладывается в течение суток, не говоря уже о сроке в 6 месяцев. 500 миллионов пользователей в одном только китайском аналоге Твиттера «Sina Weibo». Какой уж тут контроль… Расчёт скорее на психологический эффект.
На какой реальный эффект рассчитано постановление российского правительства, пока не ясно. На отлавливание экстремистов в общественных местах или на ожидание «среднестатистическим фейсбучным экстремистом» в холодном поту того, что за ним скоро приедут?
Вас заинтересует
Правила хранения оружия
В России серьёзно размышляют над созданием контролируемого Интернета
Американцы лишатся прав на личную жизнь
Заразный Сноуден: российские спецслужбы стараются получить доступ к персональным данным пользователей
Личной жизнью солдат займутся замполиты-сводники