Затем прошла двусторонняя встреча: Владимир Путин почти два часа разговаривал с Петром Порошенко.
Сначала выделим главные результаты трёхсторонней встречи.
Во-первых, симптоматично уже то, что «официальный» Киев согласился на переговоры с участием посредников, и не каких-нибудь, а «евразийских», по духу «евроКиеву» не близких. По сути, Таможенный союз в Минске встретился с Евросоюзом.
Во-вторых, после переговоров стало ясно, что «трое в лодке» — Россия (Путин), Казахстан (Назарбаев) и Белоруссия (Лукашенко) — уговаривали находящуюся в патовой ситуации Украину (Порошенко) прекратить войну.
«Хотелось бы встретиться по более радостному поводу, чем сегодня, — цитирует белорусского президента
«Комсомольская правда». — Но, к сожалению, нам приходится обсуждать вопросы, которые, казалось бы, навсегда остались в прошлом веке. На Украине не прекращается военный конфликт, гибнут ни в чём не повинные люди, уничтожается инфраструктура богатого региона, сотни тысяч беженцев вынуждены покидать свои дома. Это не кадры истории, это реальность! Это же ужасно, что слово «война» вновь вернулось в наш обиход!»
Нурсултан Назарбаев добавил к этому, что ситуация «достигла критической точки кипения», и нарастание напряжённости на Украине «может быть опасно для всего мира».
Владимир Путин, как всегда, был прагматичен, и объяснил Украине, чем ей грозит поворот к России спиной. По его словам, Украина потеряет рынок Таможенного союза, а чтобы перейти на стандарты ЕС, Киеву придётся потратить 165 миллиардов евро в течение 10 лет. Тем временем Россия отменит преференции импорту из Украины в Россию, Белоруссию и Казахстан, и в итоге Украина понесёт огромные экономические потери.
«Такой формат, как Таможенный Союз — Украина, с участием представителей Евразийской экономической комиссии и ЕС, предоставляет хорошую возможность для обсуждения вопросов, касающихся последствий подписанного Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС в контексте её сотрудничества с государствами Таможенного союза», — приводит слова Путина канал
«RT».
В-третьих, вероятно, чувствуя, что экономика «незалежной» идёт к полному краху и что восток настроен против Киева, Порошенко выдвинул любопытную идею: пригласил Россию, Белоруссию и Казахстан поучаствовать в конференции по созданию донорского фонда восстановления Донбасса. Об этом пишут
«Версии» со ссылкой на агентство «Интерфакс-Украина».
Указанная международная конференция пройдёт осенью. Из самого «приглашения» ясно, что: 1) у Киева нет ни средств, ни возможностей быстро восстановить Донбасс; 2) пусть за то, что Донбасс разрушила украинская армия, заплатят русские и Евросоюз — таков очевидный посыл конфетного короля.
Наш комментарий.
Столь представительный состав от Европы (Эштон, Эттингер, де Гюхт), надо полагать, призван был дать понять господину Порошенко, что он уже мало что решает на Украине, и что Европа желает бесперебойно получать российский газ. Напомним, что Эттингер в последние дни больше не говорит об иранском газе на смену российскому и резко критикует идеи Киева о переносе точек приёма газпромовского газа. Чувствует, что отопительный сезон скоро начнётся и что восточноевропейским странам ЕС придётся несладко. Пострадает, к примеру, та же Болгария, пытающаяся совать палки в колёса «Южному потоку». В общем, Эттингер, похоже, понял, что чересчур крепко дружа с Киевом, ЕС играет против собственных интересов. Долго понимал, конечно, но лучше поздно, чем никогда.
Теперь об итогах двусторонней встречи — Путина и Порошенко. Эти переговоры шли уже за полночь. Их основными темами стало мирное урегулирование ситуации на Украине и экономические вопросы, в том числе энергетический.
Как отмечает
«Интерфакс», украинский президент назвал минские переговоры сложными и заявил, что «главная цель, с который мы прибыли в Минск, — это мир».
Для урегулирования ситуации в восточных регионах Украины, заявил в этой связи Порошенко, Киев и Москва «немедленно» начнут консультации между пограничными ведомствами и генеральными штабами обеих стран.
«Будет разработана на базе мирного плана «дорожная карта», возможно, через трёхстороннюю контактную группу проведём консультации, чтобы как можно скорее выйти на режим прекращения огня, который будет обеспечен представителями мониторинговой миссии ОБСЕ», — сказал Порошенко.
Российский президент, не отступая от своей реалистической линии и здесь, дал уточнения. Он сказал, что на двусторонней встрече обсуждались механизмы оказания помощи жителям Луганской и Донецкой областей, и констатировал, что «определённые договорённости уже есть».
Отдельно Владимир Путин отметил, что Москва не может обсуждать с Киевом условия прекращения огня: «Мы, Россия, не можем говорить об условиях прекращения огня, о возможных договорённостях между Киевом, Донецком и Луганском. Это дело самой Украины». Президент добавил: «Мы можем только способствовать тому, чтобы создать обстановку доверия в ходе этого возможного и, на мой взгляд, крайне необходимого переговорного процесса».
Второй важной «повесткой ночи» на переговорах стали экономические вопросы.
По словам Петра Порошенко, стороны договорились о проведении консультаций на экспертном уровне по вопросу экономических последствий создания зоны свободной торговли между Украиной и Европейским Союзом. Как заявил украинский президент, консультации по энергетическим вопросам при участии европейского комиссара Эттингера и министров топлива и энергетики России и Украины пройдут 6 сентября.
Владимир Путин подтвердил достижение соглашения о возобновлении диалога по вопросам газовой энергетики.
Канал
«RT», ссылаясь на РИА «Новости», приводит высказывания главы российского государства о том, что вопрос энергетический — очень непростой, и в его разрешении заинтересованы Россия, Украина и Европа.
«У нас очень много конкретных вопросов, и в решении этих вопросов заинтересованы как Россия, так и Украина и наши европейские партнёры», — заявил президент РФ по итогам двусторонних переговоров. Также президент подчеркнул, что Россия полностью выполняет условия газовых контрактов с Украиной, а вот действия украинского «Нафтогаза» создают риски для транзита российского топлива в Европу.
«RT» уточняет, что Владимир Путин имел в виду ситуацию, когда «Газпром» уплатил аванс за транзит газа в Европу, а «Нафтогаз» предоплату вернул. В результате газовые поставки из России в Европу «зависли». И вот этот-то вопрос, считает Путин, требует «кропотливого исследователя в лице российских партнёров, и европейских, и украинских».
Газовая тема действительно является злободневной для Европы.
Еврокомиссар по энергетике Эттингер, отмечает тот же «RT», сказал, что цель Европы — «избежание в ближайшие месяцы любых проблем, связанных с безопасностью поставок газа для всех 28 стран ЕС, плюс государств Западных Балкан, а также Украины и Молдовы». Комиссар надеется на «промежуточное решение и временную цену».
По окончании встречи с Путиным, сообщает
«Взгляд», украинский президент поехал в посольство Украины в Минске, чтобы встретиться там с баронессой Эштон. Владимир Путин ночью встретился с Лукашенко и Назарбаевым и обсудил с ними результаты своей беседы с Порошенко.
Глава российского государства оценил переговоры в Минске как позитивные. Он сам сказал об этом журналистам по итогам рабочего визита в Белоруссию. Ответы Путина приводятся на
президентском сайте.
На вопрос об итогах «пятисторонней встречи» В. Путин сказал:
«В целом я их оцениваю позитивно. Думаю, что эта встреча в таком формате была полезной. Я, правда, не знаю, чем это всё закончится. Но во всяком случае, у нас была возможность ещё раз сформулировать наши озабоченности. И мы договорились о том, что мы интенсифицируем работу трёхсторонней рабочей группы в составе России, Украины и представителей Евросоюза и постараемся до 12 сентября сформулировать, если сможем, предложения, касающиеся тех самых озабоченностей России и Таможенного союза, о которых я говорил».
Что касается встречи с Порошенко, то Путин отметил, что была достигнута договорённость о мирном процессе, о том, что «контактная группа должна как можно быстрее возобновить свою работу, может быть, здесь, в Минске». По словам Путина, Россия и Украина сошлись на том, что «нужно возобновить наш диалог по вопросам энергетики, в том числе по газовой проблематике» и договорились о том, что «мы эти консультации возобновим».
Порошенко же, побежавший ночью к Эштон, дал оценку довольно противоречивую.
Во-первых, он назвал переговоры «сложными и тяжёлыми». Об этом пишет
ИТАР-ТАСС со ссылкой на «Reuters».
Во-вторых, он сообщил, что план по прекращению огня на юго-востоке Украины будет подготовлен как можно скорее.
Но, спросим себя, разве это не позитивный итог? И вообще, каких «лёгких» переговоров может хотеть человек, развязавший бойню в своей стране?
Вина за гражданскую войну — целиком на Порошенко. Он мог бы остаться в истории страны как обыкновенный олигарх, но теперь руки у него по локоть в крови. От крови ему не отмыться. И, надо полагать, он наконец понял это, и сегодня готов молиться кому угодно: Эштон, Эттингеру, Лукашенко, Назарбаеву и даже Путину, лишь бы всё как-то уладилось. Сам же Порошенко, как выяснилось, улаживать ничего не в состоянии.
Этому «всенародно избранному» президенту остаётся одно: уповать на то, что западные кукловоды, которые недавно через ООН узнали, сколько людей погибло и было изранено на востоке Украины, и у которых на носу отопительный евросезон, дадут Киеву ещё немного денег и вместе с тем возможность сохранить «демократическое» политическое лицо.
Когда-то, в самом конце 90-х, аналитики и экономисты писали — даже в учебниках по истории экономики, — что Россия подсела на сырьевую иглу, и её удел — стать сырьевым придатком Запада. Все это помнят, наверное. Этот «тезис» превратился в клише. А в США и Европе говорили, что Россия — всего лишь жалкая сырьевая страна, целиком зависимая от поставок газа и нефти.
Спустя 15 лет выяснилось, что Россия вовсе не наркоман, а драгдилер. А на игле сидит Запад…
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru
Вас заинтересует
Минский гамбит
Порошенко сообщил своему куратору Байдену о том, на каких условиях может быть прекращён огонь на юго-востоке
Путин: Отвергая предложения Москвы, Украина сознательно заводит переговоры по газу в тупик
Что сказал Лукашенко после инаугурации украинского президента?
Нормандские встречи