Вот
гувернантка.
В настоящее время ведущие страны мира занимаются созданием проектов перспективных стратегических бомбардировщиков. Эти проекты являются первыми после окончания холодной войны и поэтому привлекают внимание как специалистов, так и широкой общественности. 15 сентября издание Aviation Week & Space Technology опубликовало статью Future Bombers Under Study In China And Russia («В Китае и России создаются бомбардировщики будущего»), в которой рассказывается о новых проектах китайской и российской авиационной промышленности.
Авторы статьи Билл Суитмен и Ричард Д. Фишер напоминают, что разработка американского проекта LRS-B, целью которого является создание перспективного дальнего бомбардировщика для ВВС США, стартует только в следующем году. Однако Россия и Китай уже начали разработку своих проектов аналогичного назначения и к настоящему времени, по-видимому, достигли определенных успехов. Российский проект, ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации) станет первой подобной разработкой с конца семидесятых годов. Китайский бомбардировщик, в свою очередь, станет первым самолетом своего класса, созданным в Китае.
Разработкой самолета ПАК ДА занимается фирма «Туполев». Конструкторы этой организации работали над дальними бомбардировщиками со времен Второй Мировой войны и накопили солидный опыт. Б. Суитмен и Р.Д. Фишер напомнили, что решение о создании нового стратегического бомбардировщика для ВВС России было принято в 2007 году. Тогда же было решено обновить существующую технику дальней авиации, чтобы она могла полноценно выполнять возложенные на нее задачи до появления новых самолетов.
По информации авторов издания Aviation Week & Space Technology, на конкурс по программе ПАК ДА было подано большое количество заявок. Предлагались самые разные самолеты, в том числе и сверх- или гиперзвуковые ракетоносцы. Тем не менее, четыре проекта, вышедшие в финал конкурса, имели иной облик. Это были проекты дозвуковых самолетов, выполненных по схеме «летающее крыло». Американские журналисты полагают, что выбранный в 2012 году вариант проекта является первой подобной российской разработкой, в которой столь широко используются т.н. стелс-технологии.
В конце прошлого года сообщалось, что проектные работы в рамках программы ПАК ДА стартуют в 2014 году. Тогда же было объявлено, что первый полет нового самолета должен состояться в 2019 году, а испытания завершатся к середине следующего десятилетия. Таким образом, к 2023-25 годам планируется начать поставки новой техники в войска. По информации Б. Суитмена и Р.Д. Фишера, в разработке нового бомбардировщика фирме «Туполев» поможет Самарский научно-технический комплекс им. Н.Д. Кузнецова, сотрудники которого должны разработать новый турбореактивный двигатель. В статье утверждается, что этот двигатель будет создаваться с использованием агрегатов мотора НК-32, используемого на бомбардировщиках Ту-160.
В открытом доступе нет почти никакой информации о будущем самолете ПАК ДА. Однако Б. Суитмен и Р.Д. Фишер решили проанализировать состояние российской дальней авиации и представить облик и перспективы нового самолета.
По данным авторов статьи Future Bombers Under Study In China And Russia, в настоящее время в ВВС России используются 13 самолетов Ту-160, 63 бомбардировщика Ту-95МС и некоторое количество Ту-22М3. Отмечается, что Ту-95МС являются носителями крылатых ракет, а Ту-22М3 предназначены для атаки авианосцев и корабельных групп противника. Задача атаки наземных целей постепенно снимается с Ту-22М3 и возлагается на новые фронтовые бомбардировщики Су-34.
В 2012 году было объявлено о грядущей модернизации бомбардировщиков Ту-160. К 2020 году они будут обновлены до состояния Ту-160М. Тремя годами ранее стало известно о модернизации ракетоносцев Ту-95МС до состояния «МСМ». Оба проекта модернизации подразумевают установку нового радиоэлектронного оборудования, призванного повысить характеристики самолетов.
Ту-95МС
Модернизировать предполагается не только самолеты, но и двигатели. В 2010 году стало известно о возобновлении производства двигателей НК-32. Первая партия двигателей нового производства должна сойти с конвейера в 2016 году. Проект оценивался в 220 млн долларов США (8 млрд рублей). Новые двигатели будут использоваться на имеющихся бомбардировщиках Ту-160, а также станут заделом для эксплуатации самолетов ПАК ДА.
Бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС вооружены крылатыми ракетами большой дальности. С начала прошлого десятилетия, по данным Б. Суитмена и Р.Д. Фишера, Россия разработала два новых проекта подобного вооружения. Первый – Х-555. Эта ракета представляет собой модернизированный вариант изделия Х-55. Ракета оснащается комбинированной инерционной и радиолокационной системой наведения. Вторая разработка последнего времени – ракета Х-101 (Х-102) с конвенциональной или ядерной боевой частью.
Ракеты Х-55СМ на авиабазе Энгельс, фото не позже 2005 г. (Марковский В., Перов К. Советские авиационные крылатые ракеты. // Авиация и космонавтика, http://militaryrussia.ru)
Предположительно прототипы или макеты КРБД Х-101 под Ту-95МС борт №317 (красный), фото не позже 2007 г. (http://forum.keypublishing.com, http://militaryrussia.ru)
По мнению американских журналистов, нынешние проекты модернизации российских дальних бомбардировщиков позволят продолжать их эксплуатацию в течение 5-10 лет после начала службы самолетов ПАК ДА. В таком случае перед старыми и новыми самолетами будут ставиться различные боевые задачи, в зависимости от их характеристик и возможностей.
Б. Суитмен и Р.Д. Фишер обращают внимание на имеющуюся информацию о силовой установки бомбардировщика ПАК ДА. Использование агрегатов и наработок по сравнительно старому проекту НК-32, по их мнению, может говорить о том, что российские военные традиционно не собираются надеяться на дозаправку в полете и желают получить самолет с большой дальностью полета на одной заправке топливом. Кроме того, новый двигатель не будет оснащаться форсажной камерой. В свете имеющихся данных это позволило авторам статьи предположить, что взлетный вес самолета ПАК ДА приблизится к 200 тоннам. Это, в свою очередь, позволит увеличить дальность полета и полезную нагрузку в сравнении с имеющейся техникой.
Китай тоже работает над своим новым дальним бомбардировщиком. Он призван заменить в военно-воздушных силах и авиации ВМС устаревшие самолеты, созданные на базе советского бомбардировщика Ту-16. Советский дальний бомбардировщик впервые поднялся в воздух еще в 1952 году, а с 1959 года эксплуатировался китайскими военными. Производство копии Ту-16, получившей название H-6 (Hong-6), было развернуто на предприятии Xian Aircraft Corporation. В дальнейшем бомбардировщик H-6 неоднократно модернизировался и до сих пор остается в строю.
Дальний бомбардировщик ТУ-16
К сожалению специалистов и общественности, китайское руководство почти ничего не говорит о своих планах по обновлению парка дальних бомбардировщиков. Тем не менее, как отмечают авторы публикации Future Bombers Under Study In China And Russia, ряд высказываний китайских чиновников и военных, а также имеющиеся неподтвержденные сведения позволяют считать, что авиационная промышленность Китая в настоящее время занята проектированием перспективного бомбардировщика для нужд ВВС и ВМС. В апреле прошлого года зарубежная пресса со ссылкой на источники в китайском руководстве писала, что новый проект действительно существует и получил обозначение. Начало эксплуатации этой машины запланировано на 2025 год.
Б. Суитмен и Р.Д. Фишер отмечают, что такой выбор времени начала эксплуатации соответствует стратегии Китая. Новый бомбардировщик H-20 способен повысить потенциал китайских вооруженных сил на Тихом океане. Он сможет стать инструментом сдерживания вооруженных сил США в пределах т.н. первой цепи островов (условная линия, проходящая через Японию, Тайвань, Филиппин и т.д.), а также выполнять поставленные задачи в более удаленных районах. Кроме того, в ряде случаев новый дальний самолет сможет оказать помощь военно-морским силам, которые в будущем должны получить новые авианосцы, палубные истребители и десантные корабли.
Слухи о разработке нового китайского стратегического бомбардировщика ходят с середины девяностых годов. Позже появилось мнение, согласно которому проведению этого проекта мог поспособствовать авиаудар по китайскому посольству в Белграде, произведенный в мае 1999 года. В результате этого инцидента Китай получил некоторое количество обломков американской ракеты, запущенной с бомбардировщика B-2. По некоторым данным, китайские специалисты изучили эти «трофеи» и используют полученную информацию в своих целях.
Вторым источником информации о передовых американских разработках, которая может использоваться в проектах Китая, считается конструктор Ношир Говадия. В течение 18 лет он работал в компании Northrop Grumman и участвовал в создании силовой установки самолета B-2. В нале 2011 года Н. Говадия был приговорен к 32 годам заключения за шпионаж в пользу Китая. Точный объем данных, переданных инженером-шпионом, до сих пор неизвестен. Вполне возможно, что все эти сведения были переданы для изучения китайским авиаконструкторам.
По мнению авторов статьи в Aviation Week & Space Technology, генеральным подрядчиком по проекту H-20 может быть компания Xian Aircraft Corporation, поскольку именно она занималась созданием модификаций старого самолета H-6. Б. Суитмен и Р.Д. Фишер полагают, что китайский стратегический бомбардировщик, как и его российский аналог, будет дозвуковым «летающим крылом».
Косвенным подтверждением существования нового проекта можно считать слова подполковника ВВС У Гуохуэя, доцента Оборонного научно-технического университета НОАК. В октябре прошлого года он заявил, что дальние бомбардировщики вновь становятся приоритетным направлением. По его словам, в прошлом Китай был слаб в отношении бомбардировщиков, но в будущем ситуация должна измениться. Страна будет уделять должное внимание новым проектам в области бомбардировочной авиации.
Немного позже, в декабре 2013 года, ситуацию прокомментировал другой представитель Оборонного научно-технического университета, Фу Гуаньгвэнь. Он рассказал, что развитие китайских бомбардировщиков сталкивается с проблемами в области материаловедения и двигателестроения. Кроме того, он упомянул, что перспективный бомбардировщик ВВС Китая должен достигать острова Гуам и Индии, а также контролировать все районы Южно-Китайского моря. Кроме того, он должен быть незаметным для ПВО противника, нести комплекс средств РЭБ, а также использовать обычное и ядерное вооружение.
В течение последних лет неоднократно появлялись непроверенные и неподтвержденные данные о перспективном китайском дальнем бомбардировщике. Так, в начале 2013 и 2014 годов появлялись рисунки, на которых был изображен некий самолет схемы «летающее крыло». Позже появился слух о разработке беспилотного летательного аппарата, который сможет заменить существующие стратегические бомбардировщики. В мае 2013 года появились сведения, согласно которым новый китайский бомбардировщик будет напоминать американский самолет Convair B-58 Hustler, однако и они не получили подтверждения.
Xian H-6K
Пока не создан новый самолет, китайская авиационная промышленность продолжает модернизацию имеющихся бомбардировщиков H-6. По данным авторов статьи Future Bombers Under Study In China And Russia, последняя модификация этого самолета, H-6K, получила новейшее радиоэлектронное оборудование, т.н. стеклянную кабину и ряд других систем, в том числе новое вооружение.
По данным неофициальных источников, в настоящее время ВВС и ВМС Китая располагают 130 самолетами H-6C, а к 2020 году их количество вырастет до 180 единиц. Эта информация может говорить о том, что новые самолеты H-6K будут служить в течение длительного времени. Кроме того, потенциал дальней авиации будет зависеть от парка самолетов-заправщиков. Предполагается закупать подобную технику и строить ее самостоятельно. При этом точные данные по проекту нового стратегического бомбардировщика до сих пор отсутствуют.
По материалам:
http://aviationweek.com/defense/future-bombers-under-study-china-and-russia
Вас заинтересует
Истребитель-бомбардировщик Xian JH-7 (Китай)
Подписан контракт на разработку бомбардировщика ПАК ДА
Китай разрабатывает дальний стелс-бомбардировщик
Все самолеты дальней авиации пройдут модернизацию в два этапа
Крылатые ракеты Х-101 и Х-102