В прошедшей части 2014 года отмечалось развитие российско-китайских отношений, происходящее на фоне санкций ЕС и США, которые поставили под угрозу все экономические связи, созданные с 1991 года. С Китаем был подписан контракт на строительство газопровода «Сила Сибири» и поставки 38 млрд кубометров газа в год, в течение 30 лет. Стоимость контракта составила около 400 млрд долларов. С высокой долей вероятности, в скором времени будут подписаны важнейшие контракты в сфере военно-технического сотрудничества, а именно на поставку зенитно-ракетных комплексов С-400 и истребителей Су-35С.
При этом огромное распространение получило мнение о том, что любая техника, поставленная в Китай, будет очень скоро скопирована, что будет угрожать безопасности РФ в будущем, а также нанесёт удар по производителям российских вооружений, так как китайские подделки будут стоить на международном рынке заметно дешевле.
Ситуация на первый взгляд может показаться вполне реальной, особенно учитывая то, что китайская военная техника действительно большей частью представляет собой копии советских и американских образцов. Но действительно ли такие сложнейшие изделия как ЗРК С-400 и истребитель Су-35С могут быть скопированы в приемлемые сроки? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит обратить внимание на историю военно-технического сотрудничества Китая и России.
Одним из крупнейших военных контрактов между государствами стала поставка зенитно-ракетных комплексов С-300. Первые поставки начались в 1993 году и, к сегодняшнему дню, Китай обладает уже, как минимум, 24 дивизионами ЗРК С-300, модификаций ПМУ, ПМУ-1 и ПМУ-2. По китайским источникам эта цифра достигает 40 дивизионов — 32 пусковые установки С-300ПМУ, 64 С-300ПМУ1 и 64 С-300ПМУ2. Чтобы представить, какими возможностями обладает такая масштабная система ПВО надо обратить внимание на тактико-технические характеристики — рассмотрим их на примере наиболее совершенной модификации С-300ПМУ-2. Максимальная дальность обнаружения целей комплексом составляет 300км, обстрела целей типа «самолёт» — 200км, баллистических ракет — 40км. При этом один дивизион (6-12 пусковых установок) может одновременно сопровождать до 100 целей и обстреливать 36 из них.
Стоит отметить, что Китай действительно прилагал и прилагает усилия для копирования этого комплекса ПВО, и даже достиг в этом некоторого успеха — создан «отечественный» ЗРК HQ-9. Внешне он практически соответствует С-300, заявленные характеристики несколько хуже, чем у С-300ПМУ-2, но также достаточно похожи — максимальная дальность стрельбы составляет 200 км, но одновременно обстреливаются только 6 целей, самым же серьёзным недостатком является минимальная высота поражения целей в 500 м (10м для С-300ПМУ-2). Однако даже такие характеристики вызывают большое сомнение — если бы они действительно соответствовали бы действительности, то при своей невысокой цене HQ-9 уже были бы на вооружении у многих государств мира. Пока же единственный локальный успех на рынке вооружений был достигнут в турецком тендере на поставку ЗРК дальнего радиуса действия, где HQ-9 обошёл и американские, российские и европейские ЗРК. Однако бесконечное затягивание окончательного решения по тендеру вызывает подозрение, что Турция просто пытается этой игрой сбить цену на поставки американских комплексов ПВО Patriot.
Отметим также, что с 1993 года прошёл уже 21 год — за это время С-300 уже успел устареть, а деньги, заработанные в 1990-е, пошли на разработку современного С-400, да и к тому же, можно сказать, спасли концерн «Алмаз-Антей» от банкротства и развала в отсутствие государственных закупок. Так что можно с уверенностью сказать, что сделка была удачной — система была скопирована лишь через два десятилетия после первых поставок (и то с недостатками), когда она уже устарела, и у России появились более совершенные аналоги. Теперь обратим внимание на второй пример — на этот раз с истребителями Су-27Су-30. Первые поставки этой, на тот момент очень современной, машины начались в 1991 году — в Китай отправились 24 истребителя в обмен на бартерные поставки продуктов и товаров лёгкой промышленности. В 1996 году был подписан контракт на поставку 200 подобных самолётов, причём сборка машин должна была осуществляться в Китае. Было поставлено около 100 машин, после чего закупки прекратились, так как китайцы стали считать, что в поставляемой модификации истребитель их уже не устраивает (а ещё, вероятно, подумали, что смогут его производить сами). На основе Су-27СК ими была разработана местная модификация — J11B, который был оснащён китайской электроникой. Изначально планировалось оснащать истребители собственным двигателем WS-10A «Тайхань», однако они до сих пор так и не доведены до ума, и отличаются крайне низкой надёжностью и ресурсом, по сравнению с российскими АЛ-31Ф. В результате машины стали производить, оснащая их силовыми установками, поставляемыми из РФ.
Кроме того, с 2000 года по 2004 ВС КНР получили 73 Су-30МКК и 24 Су-30МК2 — эти истребители являются двухместной версией Су-27, обладающие большими возможностями при атаке наземных целей. Китай также создал местную модификацию самолёта — J-16, имеющую те же проблемы, что и J-11B. Причём ни тот, ни другой самолёт в серьёзных количествах пока не производился — основой истребительной авиации Китая являются российские машины и их модификации.
Как можно заметить — с копированием истребителей ситуация даже хуже, чем с ЗРК — прошло уже 23 года, а достойных авиационных двигателей Китай как не имел, так пока и не имеет.
А сейчас вернёмся к возможным поставкам С-400 и Су-35С.
ЗРК С-400, на данный момент, является самым совершенным комплексом ПВО в мире. На данный момент максимальная дальность стрельбы комплекса равна 250 км, но в скором времени на вооружение будет принята ракета 40Н6Е с дальностью поражения целей до 400 км и высотой в 185 км. Система обладает серьёзными возможностями по осуществлению противоракетной обороны. Поставки на мировом рынке начнутся не ранее, чем в 2016, пока же С-400 активно идут на вооружение ВС РФ.
Основываясь на опыте поставок С-300, можно сделать вывод, что для копирования ещё более сложного С-400 Китаю понадобится как минимум столько же времени — те же 20 лет. А за это время РФ уже будет заметное время вооружаться ещё более новым С-500, способным к перехвату ракет в ближнем космосе (противоракета уже успешно испытана в этом году).
То же самое касается и истребителя поколения 4++ — Су-35С. Если в том, что касается электроники и планера, китайцы неплохо преуспели, то проблема с двигателями никуда не делась. А ведь копирование силовой установки АЛ-41Ф1С, обладающей уникальной и единственной в мире системой всеракурсного отклонения вектора тяги, может оказаться вообще непосильной задачей. К тому же, в то время как китайские военные будут заняты копированием устаревающей технологии истребителей поколения 4++, РФ уже через несколько лет начнёт пополнять свои войска машинами 5-ого поколения — разрабатываемым ОКБ Сухого ПАК ФА.
Из всего перечисленного можно сделать следующие выводы:
1) Современные технологии не поддаются моментальному копированию, а требуют многих лет работ.
2) Копирующий всегда отстаёт.
3) Копия, чаще всего, хуже оригинала.
Соответственно, страхи, связанные с будущими контрактами, не имеют под собой серьёзных оснований. Если Китай действительно хочет стать конкурентом США и РФ на рынке вооружений, то он должен начать развитие собственных проектов, как в своё время сделал СССР, использовав в послевоенные годы американские и немецкие технологий в авиа- и ракетостроении в качестве толчка для развития своего ВПК. Пока же продажа вооружений в Китай — это лишь хороший способ заработать деньги для создания нового вооружения для ВС России.
Вас заинтересует
Китай запустил в серийное производство "пиратскую" копию российского палубного истребителя
Россия и Китай обсуждают облик экспортного Су-35
Россия снимает свои претензии к китайской копии Су-27?
Россия продолжит поставлять свое вооружение Китаю
Китай создал зенитный комплекс на основе С-300 и Patriot