, которые порадуют любого человека. Это очень романтично!
После того как советские легкие танки БТ-5 и Т-26 были испытаны в боях гражданской войны в Испании, выяснилось, что все танки, находящиеся на вооружении РККА — как легкие, так и тяжелые, — нуждаются в кардинальном улучшении бронирования. Особое внимание нужно было уделить созданию тяжелых танков. К созданию новых тяжелых машин в СССР приступили на рубеже 1937-1938 годов.
В 1937 году КБ ХПЗ было выдано техническое задание на разработку проекта нового тяжелого танка прорыва на базе Т-35. Согласно требованиям, которые были составлены АБТУ (Автобронетанковое управление) и утверждены 5 ноября 1937 года, предполагалось разработать трехбашенный танк общей массой около 50-60 тонн, с броней 75-45 мм. Предполагалось, что машина будет вооружена одной 76-мм и двумя 45-мм пушками, а также двумя пулеметами ДК и шестью ДТ. В новом многобашенном танке планировалось использовать ходовую часть и трансмиссию танка Т-35, но КБ харьковского завода, которое не имело достаточных сил для выполнения этой работы, было существенным образом ослаблено репрессиями, коснувшимися самых квалифицированных инженеров предприятия.
По этой причине, несмотря на многочисленные требования АБТУ, к началу 1938 года харьковские конструкторы смогли завершить только эскизную проработку 6 вариантов нового тяжелого танка. После этого АБТУ подключило к работе над новым танком ленинградский Кировский завод (ЛКЗ), обладавший мощной производственной базой и имеющий опыт реального производства среднего многобашенного танка Т-28, а также завод №185 имени Кирова, конструкторские кадры которого обладали богатым опытом в области проектирования новых боевых машин.
В результате к реальной разработке новых тяжелых танков приступили уже в 1938 году на двух ленинградских заводах. На Кировском заводе главный конструктор Ж. Я. Котин работал над танком СМК (назван так в честь Сергея Мироновича Кирова), а на ленинградском заводе опытного машиностроения им. Кирова в это время работали над проектом танка Т-100, который создавался М. В. Барыковым военным инженером 1-го ранга. Работы осуществлялись на конкурсной основе, так как принять на вооружение могли только одну боевую машину. Начальником группы проектировщиков танка СМК был определен А. С. Ермолаев. Согласно его проекту, масса танка должна была составить 55 тонн. Боевая машина должна была получить мощный авиационный 12-цилиндровый бензиновый двигатель, развивающий мощность 850 л.с. Согласно предварительным расчетам, такая силовая установка позволяла бы танку развивать скорость до 35 км/ч по шоссе и обеспечивала ему запас хода на уровне 220 км.
До августа 1938 года, не имея на руках договоров на производство танков, в Ленинграде вели главным образом эскизное проектирование. Полным ходом работа закипела после 7 августа, когда было получено Постановление Комитета обороны при СНК СССР. Уже через 2 месяца были готовы чертежи и деревянные макеты танков СМК и Т-100 и было получено добро на их производство в металле. Свой первый выезд по двору предприятия новый танк СМК совершил уже 30 апреля 1939 года. К 1 августа 1939 года машина приступила к полигонным испытаниям и к ноябрю 1939 года успела пройти уже 1700 км.
Конструкция корпуса танка СМК была сварной. Согласно полученному техзаданию, его бронирование было выполнено дифференцированным, но в ходе переработки первых проектов (трхбашенных) выполнить все поставленные АБТУ требования в полном объеме не получилось. В частности, выполнение 75-мм лобового бронирования неизбежно приводило к росту массы танка, которая выходила за проектные 55 тонн. Вместе с этим увеличивалась нагрузка на главные узлы и агрегаты танка — на его трансмиссию и ходовую часть. Принимая во внимание опыт модернизации тяжелого танка Т-35, толщину брони планировалось уменьшить. В лобовой и кормовой проекции, а также в боковых проекциях она составляла 60 мм, крыша — 20 мм, днище — 30 мм. Однако после того как танк СМК был «освобожден» от третьей башни (задняя башня, которая весила около 3 тонн), лобовое бронирование танка удалось довести до проектных 75 мм.
Корпус танка СМК имел классическую компоновку. В передней части корпуса находилось отделение управления, здесь находились места для механика-водителя (расположено по центру) и стрелка-радиста (слева), который обслуживал радиостанцию и курсовой пулемет ДТ, установленный в шаровой установке. В крыше корпуса танка справа располагался круглый люк откидывающийся вправо. Средняя часть танкового корпуса была отведена под боевое отделение из двух секций, оно занимало практически 50% от общей длины корпуса. В двух танковых башнях, обладавших разными геометрическими размерами и составом вооружения, находились места для двух заряжающих, двух наводчиков, и командира машины. Таким образом, полноценный экипаж танка СМК насчитывал 7 человек.
Интересной особенностью СМК было наличие внутри его боевого отделения специальной внутренней емкости с запасом воды. Данное новшество появилось в танке по личной просьбе товарища Сталина, который, по всей видимости, тогда еще верил в возможность совершения глубоких прорывов, которые совершались бы тяжелыми танками. В этом плане несколько странно выглядит отсутствие требования по наличию провианта, которое вписывалось бы в эту концепцию.
В задней части танкового корпуса располагались двигатель и трансмиссия. Для доступа к этим агрегатам в крыше корпуса имелся большой прямоугольный люк и два круглых. Также к нижнему лобовому и кормовому бронелистам крепились по две буксировочные серьги.
При разработке ходовой танка СМК его создатели сознательно отошли от использования элементов, которые успешно применялись на серийных тяжелых танках Т-35. Это было сделано даже с учетом того, что конструкция тележек ходовой части Т-35 была очень хорошо отработана и обладала высоким запасом надежности. Однако в техническом плане такая конструкция устарела и почти исчерпала возможности для улучшения. Применительно к одному борту ходовая часть СМК выглядела следующим образом:
— 8 необрезиненных опорных катков, обладающих индивидуальной торсионной подвеской;
— 4 колеса, поддерживающие верхнюю ветвь гусеницы;
— переднее направляющее колесо;
— заднее ведущее колесо;
— гусеница с крупными звеньями с литыми стальными траками.
Как и на большом количестве других советских танков предвоенного периода, на СМК (не в пример некоторым зарубежным аналогам того же класса) пушечное вооружение не размещалось в корпусе танка. Орудия ставились только в башни, обладавшие конической формой и размещенные в два яруса. Главная танковая башня была установлена на высокой подбашенной коробке, она находилась почти ровно в центре корпуса на его продольной оси, что обеспечивало башне радиус поворота в 360 градусов. В передней части главной башни находилась 76,2-мм пушка Л-11 с удлиненным стволом, пушка была спарена с 7,62-мм пулеметом ДТ. В кормовой нише башни находился 12,7-мм пулемет ДК, а на верхнем башенном люке была установлена зенитная турель (скорее всего, П-40) с 7,62-мм пулеметом ДТ. На ее крыше ближе к переднему краю были вырезы под установку двух приборов наблюдения. Боекомплект пушки Л-11 состоял из 113 снарядов, для 12,7-мм пулемета боекомплект был не менее внушительным и состоял из 600 патронов.
Вторая танковая башня была сдвинута относительно продольной оси танка в левую сторону, это было сделано для увеличения свободного места в отделении управления. В этой башне была смонтирована 45-мм пушка 20К, ее боекомплект состоял из 300 снарядов. С данной пушкой был спарен 7,62-мм пулемет ДТ. Суммарный боекомплект для всех пулеметов ДТ составлял 4920 патронов. В нижней башне также имелся один верхний люк и два перископических прибора наблюдения. Общей чертой двух башен было наличие отверстий для стрельбы из пистолетов и смотровых щелей.
Еще в начале проектных работ над танком СМК в качестве его силовой установки был выбран бензиновый авиационный двигатель АМ-34, который обладал нужными характеристиками. Данный 12-цилиндровый мотор, имевший жидкостную систему охлаждения, развивал мощность в 850 л.с. при 1850 об/мин. Использование такого двигателя позволяло добиться неплохого показателя удельной мощности — порядка 15,4 л.с. на тонну. Выхлопные патрубки от двигателя были выведены на крышу МТО.
Двигатель АМ-34, который устанавливался на бомбардировщики ТБ-3 и рекордный самолет РД, был отлично освоен советской промышленностью. Это положительным образом отражалось на его эксплуатационных качествах, а также на техническом обслуживании. Самым главным его недостатком была требовательность к топливу. Он заправлялся дорогостоящим высокооктановым бензином 1-го сорта, авиационным. На каждые 100 км хода по шоссе танк тратил 600 литров бензина, так что его топливных баков емкостью 1320 литров хватило бы на 200-220 км. Это укладывалось в требования, содержавшиеся в техзадании на разработку. Танк СМК оснащался механической трансмиссией, которая состояла из коробки переключения передач (5 скоростей вперед, 1 назад), бортовых и главного фрикционов, а также ленточных тормозов.
СМК должен был заменить тяжелый танк Т-35. Он тоже предназначался для качественного усиления общевойсковых соединений при прорыве заблаговременно укрепленных и особо сильных оборонительных полос противника. Опытному образцу танка СМК пришлось решать эту задачу на практике, машина использовалась на Карельском перешейке во время Финской воны. Первый бой танк провел 17 декабря 1939 года в районе укрепрайона финской армии Хоттинен. На третий день боев танк, которому удалось прорваться в глубину укреплений финнов, наехал на замаскированный под груду ящиков фугас. Мощным взрывом танку повредило ленивец и гусеницу, танк оказался обездвижен. В течение нескольких часов под прикрытием другого опытного танка Т-100 экипаж СМК пытался вернуть машине подвижность, но сделать это не получилось. Экипаж подбитой машины был эвакуирован, а сам танк простоял на нейтральной полосе до конца февраля 1940 года.
Попытки эвакуации танка заканчивались неудачей. Осмотреть поврежденную машину получилось только 26 февраля, после того как была прорвана основная полоса линии Маннергейма. В начале марта танк СМК при помощи 6 средних танков Т-28 был отбуксирован на станцию Перк-Ярви. Здесь танк разобрали и в таком виде отправили назад на Кировский завод. Согласно полученному от АБТУ РККА заданию танк нужно было отремонтировать и передать на хранение в Кубинку. Однако по ряду причин ремонт так и не был осуществлен. СМК в разобранном состоянии находился на заводских задворках до 1950-х годов, после чего его решили отправить на переплавку.
В целом танк СМК отвечал всем требования своего времени. Согласно отчету приемочной комиссии, танк соответствовал заданным ТТХ. По уровню бронирования, тягово-скоростным характеристикам, проходимости, вооружению, маневренности и запасу хода СМК превосходил тяжелый танк Т-35. При этом машина обладала и недостатками: значительные размеры, большая масса, многочисленный экипаж. А на вооружение Красной Армии было решено принять тяжелый танк КВ разработки того же Кировского завода.
Источники информации:
http://all-tanks.ru/content/tyazhelyi-tank-smk
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/smk.htm
http://armor.kiev.ua/Tanks/BeforeWWII/SMK/smk.php
http://bronetehnika.narod.ru/smk/smk.html