Готовы к показу: европейские ББМ получают новую путевку в жизнь
Новейшее компьютерное изображение члена семейства Scout SV от General Dynamics UK – машины обеспечения разведки Protected Mobility Recce Support (PMRS) с навесной и решетчатой броней и установленным на крыше дистанционно управляемым вооружением
Европейские армии радикальным образом избавились от тяжелой брони, переформировали свои силы и заново адаптировались к меняющимся оперативным реальностям. Посмотрим на основные программы в сфере бронированных машин.
К концу 2014 года боевые операции иностранного контингента в Афганистане по плану должны завершиться и развернутые там боевые бронированные машины (ББМ) и другое вооружение будут отправлены домой.
Как результат европейские армии в настоящее время заново пересматривают процентное соотношение устаревших и новых машин в своих парках ББМ. Устаревшие машины с целью продления их срока эксплуатации проходят модернизацию в таких ключевых областях как бронирование, подвижность и огневое могущество.
В сущности, во всех последних программах рассматривались легкие и средние ББМ, их комбинации из гусеничных и колесных типов. Некоторые страны, однако, например Франция и Италия, делают особый акцент на колесных ББМ из-за их лучшей стратегической мобильности и потенциально более низкой стоимости эксплуатации и обслуживания. Число же основных боевых танков (ОБТ) было значительно уменьшено, а потенциальные программы модернизации ОБТ получили низкий приоритет и сроки по ним были перенесены на отдаленное будущее.
Как результат подобных процессов, вполне обычным стало явление, когда армия в Европе держит на вооружении машины, которые были созданы более 35 лет назад. Они, как правило, прошли многочисленные модернизации но, в конечном счете, должны быть заменены в связи с тем, что базовая модель более не соответствует требованиям и многие из подсистем устарели и больше не пригодны к эксплуатации.
Дания постоянно проводила модернизации своих БТР M113. Но, в конце концов, они подошли к своему физическому и моральному пределу и в связи с этим страна в настоящее время проводит конкурс, в котором принимают участие 5 машин, как колесные, так и гусеничные
Датское соревнование
Самый крупный проект на сегодня в Европе – это датская программа по замене ее парка устаревших гусеничных БТР серии М113 и их вариантов производства компании BAE Systems. Дания первоначально отобрала 8 машин для удовлетворения своих потребностей в количестве от 206 до 420 машин, но в итоге армия провела испытания только пяти машин. Интересно, что Дания с целью удовлетворения своих потребностей пошла по реально открытому пути, рассматривая колесные и гусеничные варианты.
Рассматривались две колесные машины в конфигурации 8x8: Piranha 5 от General Dynamics European Land Systems-MOWAG (GDELS-MOWAG) и Vehicule Blinde de Combat d'Infanterie (VBCI) от Nexter Systems. Плюс три гусеничные машины: ASCOD 2 от GDELS-Santa Barbara Sistemas, Armadillo от BAE Systems Hagglunds и Protected Mission Modular Carrier G5 (PMMC G5) от FFG Flensburger.
Дополнительно к базовой версии БТР Дании необходимы пять специализированных вариантов: санитарный, оперативного управления, инженерный, транспортер миномета и ремонтно-эвакуационный. Испытания всех претендентов были проведены в начале 2013 года и завершены к концу того же года. Контракт должен быть выдан в начале 2014 года, но был отложен до середины года.
Поскольку это один из немногих конкурсов по ББМ в Европе ставки в нем очень высоки для всех подрядчиков, хотя Piranha 5 и PMMC G5 до сих пор находятся в ожидании своих первых серийных контрактов.
Датская армия уже эксплуатирует GDELS Piranha III (Class 3) 8x8 и разведывательные/командные бронеавтомобили Eagle IV 4x4, а также новейшие БМП CV9035DK от BAE Systems Hagglunds.
Видеопрезентация одного из претендентов на датскую программу гусеничной машины PMMC G5 от немецкой компании FFG Flensburger
Претенденты на датскую программу замены БТР М113
Бронеавтомобиль AMX-10RC 6x6 от Nexter Systems с установленной двухместной башней Nexter Systems T40M, вооруженной 40-мм пушкой CTWS от CTAI, и установленным на крыше боевым модулем с 7,62-мм пулеметом
Французские программы по ББМ
Французская армия за все годы получила в общей сложности 406 танков плюс 20 БРЭМов.
Парк французских танков Leclerc в настоящее время сокращается и, исходя из имеющегося финансирования, некоторое количество их будет модернизировано. Впрочем, согласно текущим планам модернизация вряд ли начнется до конца десятилетия.
Двумя высокоприоритетными программами французской армии являются боевая разведывательная бронированная машина Engin Blinde de Reconnaissance et de Combat (EBRC) и многоцелевая бронированная машина Vehicule Blinde Multi Role (VBMR).
Запрос информации по EBRC и VBMR был выпущен в декабре 2013 года и ожидается, что это будет полностью французское решение, в котором будет совмещен опыт компаний Nexter Systems, Renault Trucks Defense (владеет также Panhard Defense) и Thales. EBRC является заменой развернутому в настоящее время бронеавтомобилю AMX-10RCR 6x6 от Nexter Systems, который имеет 105–мм пушку и бронеавтомобилю Sagaie 6x6 от Panhard Defense с 90-мм пушкой.
Потребность в новых машинах составляет 248 штук с возможной датой принятия на вооружение в 2020 году.
Как ожидается, EBRC будет иметь колесную формулу 6x6 и двухместную башню, вооруженную 40-мм системой вооружения с телескопическими боеприпасами CTWS (Case Telescoped Weapon System, предложена для программы продления возможностей БМП Warrior Warrior Capability Sustainment Programme [WCSP] от Lockheed Martin UK и программы по специальной машине Scout - Specialist Vehicle от General Dynamics UK британской армии) разработки компании CTAI, а также 7,62-мм пулеметом.
На башню могут устанавливаться пусковые установки противотанковых управляемых ракет (ПТУР), предлагающих высокоточные возможности ведения огня прямой и непрямой наводки.
С прицелом на требования программы EBRC компания Nexter Systems уже изготовила двухместную башню T40M, вооруженную 40-мм пушкой CTWS CTAI и установленным на крыше дистанционно управляемым боевым модулем 7,62 мм. Башня была установлена на бронеавтомобиль Nexter Systems AMX-10 RC 6x6, который прошел огневые испытания.
VBMR является заменой бронетранспортеру VAB (Vehicule de l'Avant Blinde) от Renault Trucks Defence, который поступил на вооружение французской армии в l976-1977 годах. За все годы было поставлено 3975 машин для выполнения широкого круга задач. VAB был модернизирован множество раз, но по современным стандартам у него недостаточно мобильности и защиты и поэтому существует насущная потребность в его замене.
Ожидается, что VBMR будет иметь конфигурацию 6x6 с планируемой стоимостью за единицу 1 миллион евро (1,4 миллиона долларов), исключая поставляемое государством оборудование, такое как вооружение, средства связи, система управления боем и комплект дополнительного бронирования.
Понятно, что Управление по закупкам вооружений выделило компаниям Renault Trucks Defense и Nexter Systems средства на создание демонстрационных образцов VBMR 6x6 и в настоящее время они полностью готовы.
Решение компании Renault Trucks Defense получило обозначение BMX01, а демонстратор от Nexter Systems обозначение BMX02. Renault Trucks Defense изготовила также первые пять из десяти машин VAB Mk III 6x6.
БМП VCI от Nexter Systems французской армии. Башня оборудована установленной на крыше панорамной системой наблюдения и наведения командира
Модернизированный БТР VAB 4x4 французской армии с накладной пассивной броней и ДУБМ Kongsberg Protector с 12,7-мм пулеметом M2 HB
Французская армия приняла поставки 630 VBC: 520 в конфигурации БМП и 110 в конфигурации пункта управления. Финальные поставки должны пройти в первом квартале 2015 года.
Линия по выпуску VBCI будет использоваться для модернизации некоторых вариантов с целью сохранения характеристик машины после установки комплекта дополнительного бронирования, когда общая масса повысится до 32 тонн.
Британская армия стремится удовлетворить свои будущие потребности в машине общего назначения Utility Vehicle (UV), поэтому на конец 2014 года во Франции запланированы испытания VBCI.
Франция также обновляет свой парк бронированных машин меньшей категории по массе; компания Panhard Defense к настоящему времени поставила французской армии 1113 малых защищенных автомобилей Petit Vehicule Protege (PVP).
Французская армия имеет на вооружении большой парк разведывательных машин VBL (Vehicule Blinde Leger) от Panhard Defense; последняя VBL из общего количества в 1621 машину была поставлена в 2011 году. VBL были проданы, по меньшей мере, в 15 стран; новейший более тяжелый вариант VBL Mk 2 с установленным ДУБМ Kongsberg Protector был продан Кувейту.
Французская армия завершила создание прототипа модернизированной машины и ожидается, что в будущем будет модернизирована, по меньшей мере, часть ее парка VBL.
Французская армия приняла поставки 53 сочлененных вездехода BvS 10 Mk II из Швеции, хотя опцион на партию машин, которая довела бы общее количество машин до 129 штук, не был исполнен. Она также получила 15 защищенных бронеавтомобилей Aravis от Nexter Systems, базирующихся на шасси повышенной проходимости Mercedes-Benz Unimog 4x4. Французская армия развернула комплект по расчистке маршрутов в Афганистане, состоящий из нескольких компонентов, включая Aravis с установленным ДУБМ Kongsberg с 12,7-мм пулеметом M2 HB.
Модернизации немецкой армии
Наряду с несколькими крупными программами модернизации немецкая армия имеет две действующие программы по новым ББМ.
Парк ОБТ Leopard 2 производства Krauss-Maffei Wegmann быстро сократился с максимального количества более 4000 единиц и сегодня состоит из 225 танков Leopard 2A6 и 125 танков Leopard 2A5; большая часть последнего варианта была продана Польше для дополнения к ее парку ОБТ Leopard 2A4.
Армия получит начальную партию из 20 модернизированных ОБТ Leopard 2A7, которые представляют собой бывшие танки Leopard 2 голландской армии, и надеется получить в будущем дополнительные машины при условии выделения на это средств.
БМП Marder 1 от Rheinmetall Landsysteme была создана в 1971 году и с тех пор постоянно модернизировалась, хотя основная 20-мм пушка и 7,62-мм пулемет так и остались прежними. Marder 1 будет заменена новой БМП Puma AIFV (Armoured Infantry Fighting Vehicle) от совместного предприятия PSM, график разработки, которой постоянно корректировался с того момента, как первый прототип был представлен в конце 2005 года. Ожидается, что немецкая армия получит 405 БМП Puma AIFV на замену устаревшей Marder 1, но в настоящее время это число уменьшено до 350 штук. Финальная поставка намечена на 2020 год.
Многоцелевая бронированная машина Boxer 8x8 MultiRole Armoured Vehicle (MRAV) ARTEC стоит на вооружении немецкой армии, принявшей поставки 272 штук в нескольких конфигурациях; поставки их полностью завершены.
Для эксплуатации в Афганистане некоторые из этих машин были модернизированы до стандарта Boxer A1, который включал среди прочего поднятую опору для боевого модуля Krauss-Maffei Wegmann FLW200, обычно вооруженного 12,7-мм пулеметом M2 HB.
Армии Нидерландов поставлено 200 машин Boxer в нескольких вариантах. Они идентичны немецким машинам Boxer кроме коммуникационного оборудования, кроме того, они также оборудованы ДУБМ от компании Kongsberg, вооруженным 12,7-мм пулеметом M2 HB.
Новейшая машина немецкой армии Boxer MRAV в конфигурации A1 развернута в Афганистане. На машину установлен ДУБМ FLW 2000 на поднятой опоре с целью получения большего угла склонения 12,7-мм пулемета M2 HB
Немецкая армия должна оставить основную часть своих БТР Fuchs 1 6x6 от компании Rheinmetall MAN Military Vehicles и их варианты. Многие из них модернизируются до новейшего стандарта Fuchs 1 A8, в котором особой акцент сделан на повышении живучести.
Для экспортного рынка Rheinmetall MAN Military Vehicles разработала новую машину Fuchs 2, которая стоит на вооружении ОАЭ (32 машины разведки ОМП) и Алжира (включая местную сборку).
В немецкой армии имеется также большое количество защищенных машин Dingo и легких бронированных машин десанта Mungo от Krauss-Maffei Wegmann. Свыше 1000 машин Dingo было изготовлено, они используются для большего числа специальных задач.
Dingo 1, стоящая на вооружении только немецкой армии, имеет экипаж пять человек, включая водителя. Нынешняя серийная Dingo 2 базируется на новом шасси повышенной проходимости Unimog U-5000 4x4 и имеет экипаж восемь человек включая водителя.
Eagle III 4x4 от GDELS-MOWAG была отобрана для удовлетворения потребности немецкой армии в защищенной командирской машине; было заказано почти 500 таких машин. Финальная сборка должна выполняться в Германии. Был проведен конкурс с последующей закупкой, в нем участвовали Armoured Multi Purpose Vehicle (AMPV) от Krauss-Maffei Wegmann/ Rheinmetall MAN Military Vehicles и новейшая машина Eagle V от GDELS-MOWAG. В итоге Eagle вышла победителем.
Первый контракт для немецкой армии включал 100 машин. Для удовлетворения потребностей в марте 2014 года было закуплено еще 76 машин.
Итальянские инвестиции в ББМ
Консорциум Consorzio Iveco Oto (CIO) поставил итальянской армии 200 ОБТ Ariete и 200 БМП Dardo, которые при наличии финансирования в будущем будут модернизированы.
Основной акцент итальянская армия делает на колесные машины; ей было поставлено около 400 105-мм самоходных артиллерийских установок Centauro 8x8, но в настоящее время ожидается их замена на 120-мм установку Centauro 2 8x8.
БМП Freccia 8x8 поступает на вооружение во все возрастающем количестве наряду с специализированными вариантами, включая 120-мм минометную установку, пункт управления, противотанковый и разведывательный. Армия также получила первые партии средних защищенных машин MPV в санитарном варианте и варианте расчистки маршрутов (разминирования).
В скором времени итальянская армия также получит новейшие легкие многоцелевые автомобили LMV производства Iveco Defence Vehicles, которые были проданы в девять стран.
Первые норвежские машины CV9030N от BAE Systems Hagglunds с установленным на башне ДУБМ Kongsberg Protector вооруженным 12,7-мм пулеметом
Норвегия получает новейшие БМП CV9030N
Норвегия сняла с вооружения свои устаревшие ОБТ Leopard 1 и заменила их 57 танками Leopard 2. Все основные машины обеспечения, включая эвакуационный вариант, ремонтный вариант, мостоукладчик (все на базе шасси Leopard 1) также должны быть заменены вариантами на базе Leopard 2.
Норвегия стала первым экспортером машин BAE Systems CV90, приняв на вооружение 104 машины CV9030NS, оборудованные башней с оригинальной 30-мм пушкой от ATK Armament Systems и 7,62-мм пулеметом.
В соответствии с контрактом, выданным компании BAE Systems Hagglunds в середине 2012 года, Норвегия развернет в будущем парк из 144 машин CV9030N, который будет состоять как из новых, так и модернизированных до общего стандарта машин.
Первая новая БМП CV9030N была передана в феврале 2014 года. Эти машины вооружены новейшей 30-мм пушкой MK44 от ATK Armament Systems, на них установлен новый комплект бронирования, резиновые гусеничные ленты от канадской компании Soucy International, цифровая электронная архитектура, камеры, обеспечивающие круговой обзор на 360°, также на крыше башни установлен ДУБМ Protector, вооруженный пулеметом M2 HB калибра 12,7 мм.
После завершения поставок в 2017 году парк CV9030N норвежской армии будет состоять из 74 БМП, 21 разведывательной машины с установленным на мачте сенсорной комплектом, 15 пунктов управления, 16 инженерных, 16 многозадачных и двух машин обучения вождению.
Норвегия является основной эксплуатантом автомобиля LMV; по начальным контрактам было поставлено 108 автомобилей и еще 62 автомобиля были заказаны в 2013 году.
Швеция принимает на вооружение новые ББМ
Ожидалось, что шведская армия примет на вооружение машину SEP от BAE Systems Hagglunds, но в 2008 году программа была отменена. Это побудило армию провести новый конкурс, по итогам которого была выбрана модульная бронированная AMV (Armoured Modular Vehicle) от финской компании Patria.
Контракт предусматривал поставку начальной партии из 113 машин с опционом на вторую партию 113 машин. Все они поступают из Финляндии, но оснащаются шведской комплектом пассивной брони, поставляемой Akers Krutbruk Protection AB.
На них также установлен ДУБМ Protector, вооруженный 12,7-мм пулеметом M2 HB, который является стандартом для многих шведских ББМ.
Шведские сочлененные вездеходы BAE Systems BvS 10 Mk IIB сходят со сборочной линии и «обуваются» в резиновые гусеничные ленты
Швеция также испытывала потребность в новой машине повышенной проходимости, и после проведения испытаний между Bronco от Singapore Technologies Kinetics и шведской BvS 10 Mk II было выбрано изделие местного производства.
Начальные поставки по первому контракту в количестве 48 машин BvS 10 Mk IIB новейшего стандарта были проведены в 2013 году.
Вторая партия из 102 машин была заказана в конце 2013 года, что позволит не останавливать производственную линию до 2015 года.
Швеция получила четыре варианта BvS 10 Mk II: транспортер личного состава, командирский, санитарный и грузовой.
Шведские машины имеют слегка приподнятую крышу для увеличения внутреннего объема, на переднем модуле транспортера установлен ДУБМ Kongsberg Protector, вооруженный 12,7-мм пулеметом M2 HB, а на заднем модуле 7,62-мм пулемет.
Шведская армия приняла поставки 509 БМП CV9040 в нескольких вариантах плюс 40 корпусов для сдвоенного 120-мм миномета AMOS (Advanced Mortar System – продвинутый минометный комплекс), но все они были положены на склад после выхода Швеции из этой программы. Между тем, ожидается, что шведская армия во второй половине 2014 года выдаст контракт BAE Systems Hagglunds на капитальный ремонт и проведение некоторой небольшой модернизации 384 машин CV9040.
Все шведские CV9040S кроме более специализированных вариантов оборудованы двухместной башней, вооруженной 40-мм пушкой Bofors L70 и спаренным 7,62-мм пулеметом.
Компания BAE Systems Hagglunds доработала БМП CV90, в результате чего появились машины серии CV9030, а совсем недавно CV9035, которые в относительно больших количествах были проданы в Данию, Финляндию, Нидерланды, Норвегию и Швейцарию.
Британия ждёт
После многих лет недофинансирования своих наземных возможностей Великобритания к концу этого десятилетия должна получить некоторые из так необходимых новых ББМ.
Оставшиеся на вооружении боевые гусеничные машины от Alvis Vehicles, включая разведывательную машину Scimitar, которая поступила на вооружение британской армии в 1973-1974 годах, должны быть заменены специальной разведывательной машиной Scout Specialist Vehicle (SV) от General Dynamics UK.
Мобильная испытательная установка MTR (Mobile Test Rig) была изготовлена на заводе GDELS-Steyr в Вене в мае 2013 года; в настоящее время она проходит ходовые испытания объемом 10-000 км.
Затем будет изготовлено шесть прототипов, из которых три будут в специальной конфигурации Scout с установленной двухместной башней от Lockheed Martin UK, вооруженной 40-мм пушкой CTWS CTAI, спаренным 7,62-мм пулеметом и современной оптико-электронной системой управления огнем от компании Thales UK.
Остальные три прототипа – это ремонтный, эвакуационный и версия обеспечения разведки PMRS (Protected Mobility Recce Support) – для нее критический анализ проекта по данным компании General Dynamics UK был завершен в апреле 2014 года. Эти варианты и сама машина Scout отнесены к этапу Block 1. Этап Block 2 будет включать санитарный, инженерный варианты и машину оперативного управления.
Первые корпуса для Scout SV поступят с завода GDELS-Santa Barbara Sistemas в Испании, а финальная сборка будет вестись на заводе Defence Support Group (DSG) в Великобритании, который в настоящее время министерством обороны выставлен на торги.
Второй основной программой британской армии является WCSP, в которой Lockheed Martin UK является основным подрядчиком, хотя она не имеет опыта модернизации ББМ. Впрочем, фактические работы по модернизации WCSP, как ожидается, будут вестись на заводе DSG в Доннингтоне. Программа Warrior WCSP потенциально может стоить 1 миллиард фунтов (1,7 миллиарда долларов) и состоит из программ WFLIP (Warrior Fightability and Lethality Improvement Programme – программа повышения боевых качеств и летальности БМП Warrior), WMPS (Warrior Modular Protection System – система модульной защиты Warrior, которая позволит устанавливать различные комплекты бронирования, состоящие из комбинации пассивной и реактивной брони) и WEEA (Warrior Enhanced Electronic Architecture – улучшенная электронная архитектура Warrior, позволяющая упростить модернизацию в случае появления новых технологий и установки нового оборудования) наряду с несколькими менее объемными модернизациями.
Серийный образец боевой инженерной машины Terrier Combat Engineer Vehicle, проходящий испытания в Южной Англии
WFLIP включает глубокую модернизацию существующей двухместной башни, в которой нестабилизированная 30-мм пушка RARDEN будет заменена 40-мм CTWS CTAI, спаренный 7,62-мм пулемет будет оставлен. Всего изготавливается 11 прототипов, включая восемь БМП Warrior (включая две командирских), пункт управления, ремонтный и эвакуационный варианты.
Исходя из опыта полученного в Ираке и Афганистане, Великобритания вложила крупные инвестиции в полную линейку защищенных патрульных машин Protected Patrol Vehicles (PPV).
Большая часть машин Mastiff и Ridgback от General Dynamics Land Systems Force Protection Europe и Husky от Navistar Defense, экспортированные из Соединенных Штатов, станут основой программы перевооружения британской армии.
По итогам конкурса по замене автомобиля Snatch Land Rover Великобритания выбрала Ocelot от General Dynamics Land Systems - Force Protection Europe (тотчас же переименован в Foxhound). На данный момент контракты предусматривают изготовление 400 машин, производство которых ведется в настоящее время.
Инженерные войска получили последние машины из 66 инженерных комплексов ETS (Engineer Tank Systems) по новейшему стандарту FABS. Комплекс ETS состоит из 33 машин проделывания проходов Trojan и 33 мостоукладчиков Titan.
В августе 2014 года компания BAE Systems поставила королевским инженерным войскам последние из 60 боевых инженерных машин Terrier, которые пойдут на замену снятым с эксплуатации Combat Engineer Tractor.
Британская армия имеет на вооружении 386 ОБТ Challenger 2 производства Vickers Defence Systems (в настоящее время компания BAE Systems Combat Vehicles UK), но ожидается, что на вооружении останется всего 227 машин. Первоначально ожидалось, что они будут модернизированы по многим направлениям, включая замену 120-мм нарезной пушки L30A1 на 120-мм гладкоствольную пушку Rheinmetall L55, которая была испытана на танке Challenger 2.
Оставшиеся танки Challenger 2 пройдут программу продления срока службы с возможным поступлением на вооружение в 2022 году. Основной акцент здесь будет сделан на замене устаревших систем, главным образом в башне.