Оружие,огнестрельное оружие Форум об оружииМировое оружие Журнал оружиеОбои оружия
 
Пистолеты Пистолеты
Пистолеты пулеметы
Винтовки
Снайперские винтовки
Дробовики
пулемёты
Гранатометы
Патроны

100 лет назад была создана эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец

Вот хронический периодонтит лечение. Ровно 100 лет назад, 23 декабря 1914 года, российский император Николай II утвердил решение о создании эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец». Это было первое в мире соединение, на вооружении которого появились тяжелые четырехмоторные бомбардировщики. Именно с этой даты в нашей стране берет свое начало Дальняя авиация. «Илья Муромец» — это общее название нескольких серий четырехмоторных цельнодеревянных бипланов, которые производились в Российской империи на Русско-Балтийском вагонном заводе с 1913 по 1917 годы. Всего было собрано около 80 самолетов. На них был поставлен ряд рекордов грузоподъемности, числа поднятых в воздух пассажиров, максимальной высоты и времени полета.

Появление во фронтовом небе Первой мировой войны российских самолетов «Илья Муромец» открыло новую страницу в истории военной авиации — эру тяжелых бомбардировщиков. Идея атаковать наземные цели с воздуха появилась еще во времена воздушных шаров, а первый такой опыт летчики получили во время Балканских войн 1912-1913 годов. Но первоначально назвать такие действия бомбардировкой можно было лишь с натяжкой — летчики просто вручную сбрасывали вниз обыкновенные гранаты, это носили скорее демонстративный, чем практический характер. В то же время в «Илье Муромце» изначально реализовывался принципиально другой подход.

Это был летательный аппарат нового поколения, который мог доставить к неприятельским позициям боеприпасы гораздо более разрушительной силы. Он стал первым настоящим бомбардировщиком и поспособствовал формированию данного типа боевых самолетов в годы Первой мировой войны. В нем бомбы могли подвешиваться как внутри фюзеляжа, вдоль бортов, так и снаружи. В 1916 году для сброса бомб на нем были установлены специальные электросбрасыватели. Оборонительное вооружение самолета было внушительным и состояло на некоторых версиях до 8 пулеметов, что позволяло ему успешно отражать воздушные атаки. Позднее бомбардировщики стали появляться и в других странах, они активно принимали участие во многих вооруженных конфликтах XX века.

100 лет назад была создана эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец


Самолет строился серийно в 1914-1917 годах в разных модификациях (серии Б, В, Г, Д, Е); всего было построено 73 экземпляра (по другим данным около 80 самолетов). «Илья Муромец» широко использовался в годы Первой мировой войны в качестве бомбардировщика, штурмовика и дальнего разведчика (на колесном, поплавковом и лыжном шасси), также данные самолеты использовались и во время Гражданской войны. После ее окончания оставшиеся исправные самолеты были использованы для организации почтово-пассажирских перевозок по воздушной линии Москва — Орел — Харьков.

Самолет «Илья Муромец» неразрывно связан с именем его создателя — выдающимся русским авиаконструктором Игорем Ивановичем Сикорским (1889-1972). Уже в возрасте 23-х лет после ряда предложенных успешных изобретений он становится главным конструктором Русско-Балтийского Завода и самым молодым авиационным изобретателем во всем мире. Именно Сикорский первым в мире построил многомоторный самолет. Также он первым совершил дальний перелет по маршруту Санкт-Петербург — Киев. В 1919 году Сикорский вынужден был эмигрировать из страны в США, где основал авиационную фирму «Sikorsky Aero Engineering Corporation», которая смогла занять лидирующие позиции в мировом авиастроении.

История самолета «Илья Муромец» началась в сентябре 1912 года, когда совсем еще молодой инженер Игорь Сикорский получил разрешение на строительство на РБВЗ — Русско-Балтийском вагонном заводе биплана «Гранд» по собственному проекту. Биплан отличался наличием двух моторов. Не стоит обманываться словом «вагонный» в названии предприятия, в те годы РБВЗ являлся крупнейшим объединением транспортного машиностроения в стране и занимался выпуском не только железнодорожных вагонов, но и автомобилей, а также разнообразных двигателей. В 1912 году на предприятии решили заняться и аэропланами, подойдя к делу с настоящим русским размахом. Если и делать, то что-то такое, что еще не делал никто.

100 лет назад была создана эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец


Во многом этому способствовал Сикорский, который стал руководителем воздухоплавательного отделения РБВЗ, расположенного в Санкт-Петербурге. Материалы, которые применялись в конструкции «Гранда», были традиционны для своего времени — фанера, древесина, полотно и рояльная проволока для расчалок. Собранная по проекту Сикорского машина смогла подняться в небо 15 марта 1913 года. Еще через 2 месяца количество двигателей на «Гранде» выросло до 4-х. Двигатели устанавливались на нижнем крыле самолета в двух тандемных установках. В каждой из этих установок один винт был тянущим, а второй толкающим. После переделки аэроплан получил новое имя — «Большой Русско-Балтийский». В начале июля 1913 года Сикорский решил опробовать новую компоновку моторной установки: все 4 двигателя были установлены на передней кромке нижнего крыла. После проведенной переделки машина снова сменила название, став «Русским витязем».

Опыт работ по созданию «Русского витязя» был использован при создании самолета «Илья Муромец», который сохранил в себе многие черты первого, хотя конструкция самолета и была полностью переработана. Без особых изменений были оставлены общая схема аэроплана и коробка крыльев с установленными на нижнем крыле четырьмя двигателями, фюзеляж машины был принципиально иным. В результате работ с теми же четырьмя двигателями «Аргус» мощностью 100 л.с. каждый новый самолет обладал большей максимальной высотой полета и массой нагрузки.

При этом изначально самолет создавался для гражданских целей и был первым в мире пассажирским самолетом. Постройка первого образца была закончена в октябре 1913 года. После проведения серии испытаний на самолете была проведена серия показательных полетов и установлен ряд мировых рекордов. В частности 12 декабря 1913 года самолет поднял 1100 кг (предыдущий рекорд составлял 653 кг). А 12 февраля 1914 года в воздух было поднято 16 человек и собака, общим весом уже в 1290 кг, пилотировал машину сам Игорь Сикорский.

100 лет назад была создана эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец


Изначально «Илья Муромец» создавался как гражданское судно — отсюда он получил достаточный комфорт и простор для пассажиров на борту. На нем был пассажирский салон, спальные комнаты и даже ванна с туалетом. Освещение и отопление салона от выхлопных газов. Для боевых действий он приспособлен не был, не мог нести бомбы и оборонительное вооружение. По этой причине военные использовали первые гражданские суда в качестве учебных.

Стоит отметить, что изначальная ориентация на гражданский сектор в то время не предполагала того, что при модернизации в военную версию самолет станет менее эффективным. Скорее даже наоборот, повышенные требования к безопасности эксплуатации и прочности конструкции, которые были обязательными при конструировании гражданских самолетов, при переделке их в военные версии лишь усиливали эксплуатационную надежность машин. Достаточно вспомнить такой удачный пример переделки как надежный фронтовой бомбардировщик «Хенкель-111», который был создан в Германии в 1930-е годы на базе гражданского самолета «Хенкель-70».

Военные очень быстро заинтересовались новым самолетом, и уже 12 мая 1914 года РБВЗ получил свой первый заказ на постройку 10 самолетов для российской армии. После начала Первой мировой войны заказ был увеличен, 2 октября подписали еще один контракт уже на 32 самолета.

100 лет назад была создана эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец


Серийные бомбардировщики «типа Б» или ИМ-Б обладали более мощными двигателями (также «Аргус» но два — по 140 л.с. и два — по 125 л.с.), также они несли на борту 2 пулемета, бомбодержатели и простейший бомбовый прицел. Согласно заданию военных самолет должен был нести не менее 10 пудов бомб (164 кг). Его радиус действия составлял 300 верст (320 км), что обеспечивало ему достижение с территории Российской империи целей в Данциге, Кенигсберге, Познани, Перемышле, Кракове. Экипаж таких бомбардировщиков состоял из 6 человек, а вместе с наземной командой на каждую машину приходилось по 31 человеку. Так как самолетам придавалось особое значение, весь летный состав состоял из офицеров и унтер-офицеров. Офицером должен был быть даже бортмеханик, уже в годы войны на эту должность стали брать мобилизованных инженеров или студентов высших технических учебных заведений. Командиром экипажа самолета был офицер в звании от капитана до подполковника.

В каждую из построенных машин по мере наращивания объемов производства вносились конструктивные изменения и улучшения: росла площадь остекления кабины, наружные обводы крыльев начали выполнять из стальных труб, топливные баки были перенесены под центроплан. С начала Первой мировой войны самым проблемным конструктивным элементом стали двигатели «Аргус». Это был мощный, легкий и сравнительно надежный двигатель, но производился он в Германии и их поставка и поставка запасных частей с началом войны, естественно, прекратились. Двигатель был заменен на более мощный французский «Сальмсон» (225 л.с.), который не радовал ни военных, ни самого Сикорского, так как мотор был очень ненадежным в эксплуатации и капризным.

Со временем в конструкцию бомбардировщиков вносились очень смелые для своего времени технические решения. К примеру, для борьбы с немецкими боевыми «Цеппелинами» на самолетах даже ставилась 37-мм пушка Гочкиса, но стрелять из нее метко было очень тяжело. Масштабы технического прорыва, который пытался осуществить Сикорский станут ясны уже во время Второй мировой войны. Практическую пользу от установки пушек такого калибра на самолет удалось получить только в 1940 году, когда компания «Юнкерс» установила на свой пикирующий бомбардировщик «Юнкерс-87» в варианте «Густав» две 37-мм пушки ВК-37, из которых можно было вести прицельный огонь.

100 лет назад была создана эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец


Боевое применение

Свой первый боевой опыт русская авиация приобрела в 1912 году во время Балканских войн. В то время в Болгарию был отправлен авиаотряд, сформированный из гражданских летчиков-добровольцев (Агафонов, Евсюков, Колчин и др.). Накануне Первой мировой войны Российская империя располагала самым многочисленным воздушным флотом среди всех воющих держав: 244 самолета, которые были сведены в 39 авиаотрядов. К моменту начала боевых действий в составе воздушного флота страны находился 221 летчик: 170 офицеров, 35 нижних чинов и 16 вольноопределяющихся (добровольцев).

Уже во второй половине 1914 года на фронте начали появляться первые бомбардировщики «Илья Муромец». С учетом реального опыта их применения Игорь Сикорский оперативно вносил изменения в конструкцию машин. От серии к серии бомбардировщик совершенствовался. Наиболее эффективное применение данных машин на фронте связано с именем М. В. Шидловского — председателя правления РБВЗ, а также первого начальника организованной по его собственной инициативе Эскадры Воздушных Кораблей. 23 декабря все действующие на фронте бомбардировщики «Илья Муромец» были сведены в эскадру, а этот день сегодня отмечается в РФ как День дальней авиации. Данные самолеты были особой силой в вооруженных силах России и подчинялись непосредственно Верховному командованию.

С образованием Эскадры Воздушных Кораблей впервые в мире в России была выработана стратегия и тактика использования крупных соединений тяжелых бомбардировщиков, а также отработана система их обеспечения. Самолет «Илья Муромец» мог брать на свой борт бомбы невиданных для того периода времени калибров — до 25 пудов (410 кг). При этом бомбардировщики «Илья Муромец» имели сильное оборонительное вооружение, которое почти не имело «мертвых зон», именно поэтому потери бомбардировщиков на фронте составили всего один самолет. За такую удивительную обороноспособность противник прозвал четырехмоторные самолеты «ежами».

100 лет назад была создана эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец»


В конце февраля 1915 года «Ильи Муромцы» провели первый массированный бомбовый удар. Он был нанесен по австрийской железнодорожной станции Вилленберг. В результате авиаудара на станции были разрушены железнодорожные пути, а также само строение станции, уничтожен подвижной состав и живая сила противника. Во время совершения данного налета экипаж летчика Горшкова впервые осуществил аэрофотосъемку разрушений, которые получили позиции противника. Вскоре, 18 марта того же года, экипаж Горшкова совершил длительный разведывательный полет по замкнутому маршруту, преодолев более 600 верст: Яблонна-Вилленберг-Найденбург-Зольдау-Лаутенбург-Страсбург-Торн-Плоцк-Млава-Яблонна. На борту бомбардировщика в этом полете, помимо экипажа, находился начальник разведывательного отдела 1-й армии капитан фон Гоерц. За время совершения полета с борта самолета было сделано более 50 фотоснимков позиций неприятеля.

Приобретенный российскими летчиками боевой опыт со временем обобщался, изучался и находил отражение в наставлениях и инструкциях. Так уже в 1916 году в Российской империи были изданы «Первоначальные указания для организации и выполнения групповых полетов». После этого был введен в действие «Проект наставления по применению авиации», в котором особо подчеркивалось, что для нанесения значительного урон противнику необходимо одновременно сбрасывать с самолетов большое количество авиационных бомб. Также указывалось на целесообразность совершения полетов тяжелых бомбардировщиков и ночью. Составители «Проекта наставления» пришли к выводу, что лучший результат может быть достигнут только при совершении групповых налетов, обеспечении эффекта внезапности и согласованности ударов авиации с действиями, предпринимаемыми сухопутными войсками.

В годы Первой мировой войны первое поколение российских авиаторов, достигнув существенных успехов в освоении новейшей авиационной техникой, смогло внести значительный вклад в дело развития техники пилотирования и использования тяжелых самолетов, их боевого применения. Боевая деятельность эскадры воздушных кораблей знаменовала собой очень важный этап в истории отечественной дальней авиации. Боевая практика продемонстрировала, что бомбардировочные удары по объектам, которые расположены в оперативном тылу противника для тяжелой авиации являются главной задачей. Внимательно изучая полученный в годы Первой мировой войны опыт, отец русской авиации профессор Н. Е. Жуковский и его последователи создали труд «Теория бомбометания с аэроплана», который стал основой для развития еще одной отрасли авиационной науки — аэробаллистики.

100 лет назад была создана эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец»


Стоит отметить, что боевое применение «Муромцев» продемонстрировало удивительную живучесть данных самолетов. За все время существования эскадра Шидловского выполнила 400 боевых вылетов, сбросив 65 тонн авиационных бомб и уничтожив в воздушных боях до 12 истребителей противника. При этом безвозвратные потери соединения составляли всего один самолет. Еще две машины были сбиты вражеской зенитной артиллерией, причем один из самолетов, которым управлял поручик Констенчик, смог добраться до аэродрома, но из-за сильнейших повреждений не подлежал восстановлению.

Источники информации:
http://histrf.ru/ru/lenta-vremeni/event/view/il-ia-muromiets
http://rusplt.ru/ww1/history/rekordyi-ili-muromtsa-12210.html
http://www.aircaft.ru/history/jets-giants-of-the-ussr/3114-ilya-muromets-i-eskadra-vozdushnykh-korablej.html
http://www.museum.ru/N45412

Вас заинтересует

  • На одном крыле
  • Русский воздушный богатырь
  • Подписан контракт на разработку бомбардировщика ПАК ДА
  • Все самолеты дальней авиации пройдут модернизацию в два этапа
  • Самолёт-разведчик погоды WD50D



  • Категория: Военная политика / new|Просмотров: 2 107 | Добавил: Админко | Дата: 23-12-2014, 09:43 | | | Дополнить статью!
    Рейтинг:

    Lenny   23 декабря 2014 09:43
    был первым в мире пассажирским самолетом

    Pokerim   23 декабря 2014 09:43
    Бомбардировщик Илья Муромец применял двигателя немецкие двигателя Аргус,поставка ,которых к моменту войны конечно была прекращена.Одним из первых разработчиков двигателей был Луцкой Борис Григорьевич,который не нашёл себе место в России тех лет и был вынужден работать в Германии и даже первый автомобиль Даймлер назывался ДАЙМЛЕР -ЛУЦКОЙ. Так вот Луцкой спроектировал много разных двигателей внутреннего сгорания и его наработки касались прежде всего германии,а жаль ведь Россия тех лет не имела собственного моторостроительного производства.

    JoszsdhKet   23 декабря 2014 09:43
    Цитата: Первуша Исаев

    Marucklin   23 декабря 2014 09:43
    Цитата: Штык

    Michaelrada   23 декабря 2014 09:43
    Цитата: Первуша Исаев

    Karapetrumx   23 декабря 2014 09:43
    Цитата: Первуша Исаев

    CapitanJack   23 декабря 2014 09:43
    Примерно 600 тыс. руб ушли у Руднева на покупку в г. Александровске цехов местных механических мастерских и оснащение их новейшими американскими и немецкими станками (кроме того, Руднев из личных средств пожертвовал ок. 100 тыс. руб на расширение помещений и увеличение преподавательского состава Александровского технологического училища с заведением при нем фабрично-заводского училища для молодых рабочих). Осенью 1905 года, еще во время перестройки мастерской в Александровске, в Россию по приглашению Руднева прибыл Борис Луцкой. Убедить его оставить компанию Даймлера было несложно — талантливый инженер так и не просил Даймлеру отказа назвать торговую марку разработанных им двигателей его именем. Луцкой принял пост директора Александровского завода и уже в начале 1906 года мелкой серией был выпущен двигатель «Луцкой-406» мощностью 30 лошадиных сил. Этот двигатель не снискал себе славы в авиации — основным полем его применения стали автомобили. Уже в следующем году лицензия на производство усовершенствованного 40-сильного двигателя была продана директору Русско-Балтийского вагонного завода Шидловскому, который, не в последнюю очередь благодаря собственному производству моторов, получил у военного ведомства контракт на производство автомобилей для армии. Вообще, взаимоотношения Руднева с Шидловским (как и с кланом Нобелей) являли странную смесь сотруднчества и соперничества. С одной стороны, Руднев увел из-под носа Шидловского талантливого инженера Теодора-Фердинанда Калепа ( http://www.epr-magaz...ve_exp/arrival/ ), а тот отомстил, переманив у Гаккеля многобещающего (и с лихвой оправдавшего обещания) Сикорского. С другой — Руднев выкупил у Шидловского первую партию знаменитых РБМЗ-V для гаккелевских торпедоносцев специального назначения. В свою очередь, Руднев охотно (хотя и недешево) продавал «Руссо-Балту» лицензии на свои двигатели и самолеты.Что же касается сложных взаимоотношений с Нобелями — то в них имело место как яростное лоббирование Рудневым постройки подводных лодок с дизелями завода «Людвиг Нобель», так и яростные патнетные споры по поводу приглашения Рудневым на свой Сормовский завод их давнего соперника Густава Тринклера ( http://www.volgaflot...l=0726(06).html ).

    Arturohet   23 декабря 2014 09:43
    Действительно, информация оказалась из альтернативной истории, прошу админов удалить ее.

    ArleOrly   23 декабря 2014 09:43
    Всех стратегов с праздником!

    Shachka   23 декабря 2014 09:43
    С начала Первой мировой войны самым проблемным конструктивным элементом стали двигатели «Аргус». Это был мощный, легкий и сравнительно надежный двигатель, но производился он в Германии и их поставка и поставка запасных частей с началом войны, естественно, прекратились.Надо бы учиться на своих ошибках...

    BarVAF   23 декабря 2014 09:43
    Цитата: parusnik

    konstachek78   23 декабря 2014 09:43
    и стали ставить Рено..своих то не делали..

    Steambhwr   23 декабря 2014 09:43
    Цитата: parusnik

    AaronRit   23 декабря 2014 09:43
    Вот такие статьи приятно читать. А то какие-то аглицкие танки.

    лалка   23 декабря 2014 09:43
    Эх! Уже 100 лет роднюшечке. Из них 24 календарных мои.

    kosmodian   23 декабря 2014 09:43
    самолёт-конструктор: разные типы двигателей,(рядный и звезда) разная компоновка.... интересно есть подобные аналоги в мировом авиастроении?

    rem-yug.ru   23 декабря 2014 09:43
    Да...Если бы не первая мировая, Российская Империя с такими как Сикорский обошла бы и штатишки инемчинов с хранцузами и чопорными англичанами...

    lenusikdamarovichx   23 декабря 2014 09:43
    Цитата: 3vs

    Sobr   23 декабря 2014 09:43
    Цитата: 3vs

    atusDeestged21   23 декабря 2014 09:43
    Да-да-да... 80% собственного населения живут от урожая до урожая, практически натуральным хозяйством, заграничные рынки все поделены и закрыты тарифами да пошлинами (до анекдота доходило - Империя импортировала из Германии ржаное зерно) - но русская промышленность будет развиваться невиданными темпами. Кто покупать-то изготовленное будет?Вам напомнить судьбу автозавода Лесснера? Проработал завод несколько лет - и закрылся по причине отсутствия заказов. И пришлось перепрофилировать производство на изготовление торпед - на них заказы были.А можно ещё вспомнить как в ПМВ пытались решить вопрос с пулемётами. Оказалось, что ни один завод в Империи, кроме Тульского, не может обрабатывать делали с точностью. необходимой для автоматического оружия.И уж никак нельзя забыть про национальную забаву - откаты и распилы. Например, государственная верфь сдаётся частной компании в бесплатную аренду с правом выкупа. По чистому совпадению в руководстве этой компании сидят члены Семьи и чиновники МорВеда. И тут же с компанией подписывается контракт на линкоры с авансовой оплатой.

    Steambhwr   23 декабря 2014 09:43
    Подскажите, на первой фото, что за баки под верхним кнылом? И еще, фото с двухдвигательным бипланом разве Ильюша?

    SebrinGray   23 декабря 2014 09:43
    Русские учёные инженеры всегда были на передовой науки и изобретательства.Тому приер Сикорский талант ,не принял революцию ,за то его приняла Америка .

    владимир   23 декабря 2014 09:43
    Родился в Киеве.. великий русский.Родился в Одессе(к примеру Глушко) великий русский...Родился в Житомире(Королев) великий русский..И прочее..Сикорский был российским(РИ) изобретателем. Украинцы тогда(особенно киевляне) в Питере образовали "диаспору" и давай творить(в Киеве мало простора хотя тоже творили)Сикорский+Григорович.Не стараюсь выделять украинцев среди объединенных единой страной(РИ/СССР) среди "российских" но выходит что все украинцы-русские. А чуть что слышишь что украинцы от природы все поголовно предатели ленивые ничерта не могут...Придумывают что они разрушили РИ, РП, СССР и прочие империи...Есть хорошая книга о зарождении авиации(о молодом летчике из Киева ставшем асом 1 мировой и гражданской) там о боевом применении Муромца от первого лица.Евграф Николаевич Крутень и Нестеров их подвиги тоже от первого лица... до сих пор лучше книги не читал для восприятия именно того духа рождения тех машин и работы тех людей которыми мы счас восхищаемся.Петька чертенок за пулеметом у окна Муромца отражающего атаку Альбатроса...

    ghost_flanker   23 декабря 2014 09:43
    Интересные факты из истории "Муромцев"1.О малоизвестных фактах создания первого в мире бомбардировщика в интервью телеканалу «Звезда» рассказал Александр Шмаков, научный сотрудник Центрального музея военно-воздушных сил России. «Дело в том, что до этого никто не создавал таких больших самолетов, тем более с 4-мя двигателями, которые установлены на крыльях. На самолете был установлен ряд мировых рекордов. В 1913 году был поднят груз весом 1100 кг. В 1914 году 16 пассажиров и собака. Это все занесено в книгу рекордов Гиннеса», - говорит Александр Шмаков. Пса по кличке Шкалик взял на бор пилот Муромца, он же и его создатель – студент Киевского политехнического института Игорь Иванович Сикорский. Шкалик был участником всех студенческих пирушек, откуда и получил свое прозвище. Первый Муромец был роскошным летательным аппаратом - плетеные кресла, обогрев салона, электрическое освещение, спальня и даже туалет. Изначально самолет создавался не как бомбардировщик, а как пассажирский самолет.

    Логин:
    Пароль:
    Регистрация
    Забыли пароль?


     
    Журналы
    Журнал оружие
    Самодельные jружия
    Свежие новости
    Виды оружея
    Самодельое оружие

    Самодельные пистолеты пулеметы |Дизайн by Devil_Лайка and Vangan|Vangan media © 2009-2020 Sokduerweapons

    » » » 100 лет назад была создана эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец