Ход операции
Вот как вести
http://www.zt-x.com.ua. На самом деле это не сложно.
В 5 часов утра 12 января 1945 г. начали наступление войска 1-го Украинского фронта. Как вспоминал Конев, наступление началось в сложных погодных условиях, видимости не было почти никакой, шёл густой снег. С одной стороны, это создавало дополнительную маскировку сухопутным силам. С другой стороны, авиация не могла поддержать пехоту и танки. Кроме того, было затруднено наблюдение за ситуацией на поле боя. Однако план операции был так хорошо подготовлен, что артиллерийская подготовка, прорыв обороны противника и ввод в прорыв подвижных соединений прошли гладко. Конев писал: «Все наши планы в этот день выполнялись с особой пунктуальностью, которая, надо сказать, не так-то часто достижима на войне…»
Артиллерийская подготовка и удар советских войск были настолько сокрушительными, что пленные немецкие командиры признавались, что войска в ряде случаев потеряли всякое самообладание и самовольно покидали свои позиции. Огонь был настолько беспощадным, что оставшиеся в живых не выдерживали и бежали. При этом германские резервы стояли в непосредственной близости к фронту, в результате чего они в самом начале сражения попали под удар советской артиллерии и понесли серьёзные потери. Чтобы спасти хоть часть войск и как-нибудь задержать дальнейшее наступление советских войск, германское командование поспешно отвело разбитые части на вторую полосу обороны. Отход германских войск проходил под непрерывными ударами советской артиллерии.
Укрепления Средне-Европейского вала
В первый же день сражения 3-я гвардейская армия Гордова, 13-я армия Пухова, 52-я Коротеева, 5-я гвардейская Жадова пробились в глубину на 15-20 км и, прорвав главную полосу немецкой обороны, расширили брешь по фронту на 40-60 км. Такое успешное начало наступление позволило уже середине первого дня наступления ввести в прорыв танковые соединения Рыбалко и Лелюшенко. Поэтому когда германское командование попыталось организовать контрудар с помощью находившихся в резерве двух танковых и двух моторизованных дивизий, он провалился. Когда немецкие войска подготовились к контратаке, в зоне их расположения уже были наши танковые части.
Таким образом, в первый же день войска 1-го Украинского фронта не только прорвали оборону противника, создав огромную брешь, опрокинули дивизии первого эшелона, но и разбили крупные подвижные резервы, которые понесли большие потери уже во время артиллерийской подготовки. Прорыв советских войск был настолько глубоким, что ликвидировать его было уже невозможно.
В этот же день начали наступление войска 4-го Украинского фронта (Западно-Карпатская операция). 13 января перешли в наступление войска 2-го и 3-го Белорусских фронтов (Восточно-Прусская операция). 14 января после 25-минутрной артиллерийской подготовки противника атаковали войска 1-го Белорусского фронта. Главная полоса обороны противника на висленском рубеже была прорвана. Чтобы восстановить фронт 4-й танковой армии, Адольф Гитлер приказал перебросить из Восточной Пруссии в район Лодзи танковый корпус, который получил задачу нанести контрудар в южном направлении и ликвидировать прорыв на фронте группы армий «А». Кроме того, перебрасывались дополнительные силы с Западного фронта. Германское командование ещё надеялось восстановить фронт.
Однако остановить наступление войск Жукова не удалось. Наступление советских войск было настолько стремительным и мощным, что германские резервы были разбиты и опрокинуты, не успев даже как следует развернуться. К вечеру 15 января сплошного германского фронта уже не было. Под угрозой окружения оказалась варшавская группировка противника, которая всё ещё оборонялась на Висле в районе Варшавы и южнее. Крупных резервов, способных переломить ситуацию, у германского командования не было. 17 января командующий группой армий «А» генерал-полковник Йозеф Гарпе и командующий 9-й армией генерал Смило фон Лютвиц были отстранены от командования войсками. Однако смена командования не могла изменить ситуацию. К 18 января основные силы группы армий «А» потерпели сокрушительное поражение, немецкая оборона была прорвана на 500-км фронте на глубину 100—150 км.
Уже на четвертый день операции войска 1-го Украинского фронта продвинулись на 100 км в глубь территории противника и освободили крупный город Кельце. 17 января гвардейцы Жадова и танкисты Рыбалко освободили город Ченстохов. А части 60-й армии Курочкина и 59-й армии Коровникова завязали бои на подступах к Кракову. В этот же день польские и советские войска ворвались в Варшаву. 19 января войска 1-го Белорусского фронта взяли Лодзь, 23 января — Быдгощь и завязали бои за Познань.
Соединения 1-го Украинского фронта 19 января освободили от гитлеровцев Краков. Как отмечал комфронта Конев, поставив германские войска перед реальной угрозой охвата и окружения, наши войска своими умелыми действиями смогли сохранить древнейший и красивейший польский город, старую столицу Польши целой и невредимой. Хотя гитлеровцы хотели варварски разрушить древний город. Впереди Красной Армии шло несколько разведгрупп, которые своими умелыми действиями сорвали план гитлеровцев по уничтожению города и взрыву плотин для его затопления. В это же период советские войска освободили Освенцим и территорию находившегося там крупного концлагеря.
Освобожденных оставшихся в живых узников концлагеря Освенцим выводят из лагеря
Наступление советских войск развивалось так быстро, чтобы тылу оставались довольно значительные силы противника. Как писал маршал Конев, советское командование даже не старалось во что бы то ни стало создавать вокруг группировок противника двойное кольцо окружения (внутренний и внешний фронты). «Мы считали и правильно считали, что если будем в достаточно стремительном темпе развивать наступление, то отрезанные и оставшиеся в нашем тылу пусть довольно серьёзные силы врага нам уже не страшны. Рано или поздно они будут разгромлены и уничтожены вторыми эшелонами наших войск». Благодаря быстрым темпам движения войска Конева быстро преодолели промежуточную полосу немецкой обороны на реке Нида, с ходу форсировали реки Пилица и Варта. Советские войска выходили к рубежам рек даже раньше отступающих германских войск. В ходе этих боев были разгромлены основные силы 4-й танковой армии, 24-го танкового корпуса. Германская 17-я полевая армия понесла огромные потери.
22 января войска Конева вышли к Одеру и начали переправу северо-западнее Оппельна. Чтобы выполнить указание Иосифа Сталина по сохранению «золотого» Силезского промышленного района, Иван Конев принял решение не окружать немецкие войска, оставив им свободный выход и уничтожить их позднее. К 29 января весь Силезский промышленный район был очищен от гитлеровцев и занят неразрушенным. Поставленная Ставкой задача была выполнена. Как вспоминал маршал, многие предприятия продолжали работать и выпускать продукцию, когда советские войска вошли в Силезию.
Маршал Советского Союза Георгий Жуков вспоминал, что 25 января ему позвонил Верховный главнокомандующий и, выслушав доклад, спросил, что командование фронта планирует делать дальше. Жуков сообщил, что противник деморализован и предложил продолжать наступление с целью захвата плацдарма на Одере. Основное направление наступления было на Кюстрин (Костшин). Правое крыло фронта разворачивалось на померанское направление. Сталин, после некоторого раздумья — 2-й Белорусский фронт ещё не завершил операцию в Восточной Пруссии и правый фланг 1-го Белорусского фронта был открыт, дал согласие на продолжение наступления. Обеспокоенность Ставки по поводу опасности со стороны восточно-померанской группировки была вполне обоснованной. Как показали дальнейшие события, угроза со стороны Восточной Померании постоянно возрастала.
В результате командование 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов приняло решение о продолжении наступления без заметной паузы. Тем временем германское командование начало переброску войск с наиболее спокойных участков фронта, с Западного фронта, а также внутренних резервов с территории Германии. Но попытки стабилизировать прорванный фронт большого успеха не имели.
Колонна пленных немцев направляется в тыл 1-го Украинского фронта
20-25 января войска 1-го Белорусского фронта прорвали вартовский и познанский оборонительные рубежи. В кольцо окружения попала 60-тыс. познанская группировка. Ликвидация гарнизона Познани затянулась до 23 февраля 1945 г. Также была окружена шнейдемюльская группировка противника. 22 января — 3 февраля советские войска вышли на реку Одер и захватили плацдармы на его западном берегу в районах Кюстрина, Франкфурта, Штейнау, Бреслау и Оппельна.
Появление советских войск в 60-70 км от Берлина было шоком для германского командования. Мощные оборонительные линии между Вислой и Одером пали в весьма сжатые сроки. План германского командования по длительной задержке Красной Армии на предполье Германии рухнул. Приходилось предпринимать чрезвычайные меры по созданию устойчивой линии обороны на Одере.
Однако на этом рубеже советское наступление было остановлено. Дальше всех вырвались войска Жукова, которые занимали позиции у Кюстрина и Франкфурта. Однако для того, чтобы начать Берлинскую операцию, необходимо было провести соответствующую подготовку. Войска понесли серьёзные потери, тылы отстали. Необходимо было полнить боекомплекты, запасы топлива, медикаментов, запчастей и т. д. Дать войскам передохнуть. Припасы приходилось привозить со складов, которые ещё располагались на восточном берегу Вислы. Фронтовая инфраструктура не поспевала за вырвавшимися далеко вперед боевыми частями. Так, командующий 8-й гвардейской армией Чуйков докладывал Жукову, что обеспеченность боеприпасами в армии всего в среднем 0,3-0,5 боекомплекта, а 43-я пушечная бригада просто не в состоянии двигаться дальше, так как трактора рассыпаются из-за отсутствия запчастей и ремонт невозможен. Для того чтобы несколько улучшить положение, 8-й гвардейской армии приходилось в боях по расширению плацдарма использовать трофейное оружие и боеприпасы. Такие же доклады поступали и из других армий.
Жуков на берлинском направлении имел только четыре общевойсковые и две танковые армии, обескровленные в предшествующих боях. Причем часть сил этой группировки была связана ликвидацией познанской группировки и осадой Кюстрина. Остальные армии 1-го Белорусского фронта были развернуты на север, на померанском направлении. В Восточной Померании германское командование собирало ударный кулак и оказывало ожесточенное сопротивление советским войскам, которые продолжали движение по территории Северной Польши.
Таким образом, на севере у 1-го Белорусского фронта образовался растянутый на сотни километров фронт. Это не позволяло создать на берлинском направлении достаточно мощную для штурма Берлинского укрепрайона группировку. Кроме того, приходилось остерегаться удара германских войск во фланг и тыл фронта. Между 1-м и 2-м Белорусскими фронтами существовал огромный, почти ничем не обеспеченный разрыв, который необходимо было ликвидировать. Войска Рокоссовского были связаны тяжелыми боями по ликвидации восточно-прусской группировки противника, который опирался на мощную оборону и объективно не могли идти вровень с армиями Жукова.
Советские солдаты устанавливают пограничный столб между Польшей и Германией на мосту через Одер
Итоги
1. Советские войска за 23 дня наступления продвинулись в глубину до 500 — 600 км, расширили прорыв до 1 тыс. км, с ходу форсировали Одер. Была освобождена территория Польши к западу от Вислы, что позволило приступить к восстановлению польской государственности. Также советские войска освободили значительную часть Чехословакии.
2. Вермахт потерпел тяжелое поражение. Немцы потеряли оборонительный рубеж на Висле, было полностью разгромлено 35 дивизий противника, ещё 25 потеряли от половины до двух третей живой силы. Немецкие войска попали в «котлы» в Познани и Бреславле. Только в плен взяли около 150 тыс. человек. По оценкам Конева, только войска 1-го Украинского фронта уничтожили больше 150 тыс. солдат и офицеров противника, взяли в плен 43 тыс. человек. Среди захваченных армиями трофеев были более 5 тыс. орудий и минометов, более 300 танков, более 200 самолетов и большое количество другого оружия и техники. Общие потери советских войск составили около 160 тыс. человек.
Чтобы восстановить фронт, германскому командованию пришлось отказаться от активных операций на Арденнах и Эльзасе на Западном фронте. На Восточный фронт перебросили 6-ю армию СС и ряд других соединений. Всего во второй половине января — начале февраля 1945 года на восток было переброшено 13 наиболее боеспособных дивизий вермахта, в том числе 6 танковых и моторизованных, 800 танков и штурмовых орудий. Однако в полной мере восстановить оборонительные порядки на Восточном фронте немцам не удалось. Германский план по созданию «Германской крепости» имеющей стратегическое предполье на территории Польши, Восточной Пруссии, Чехословакии, Венгрии и Австрии рушился на глазах.
3. В стратегический фронт противника был вбит огромный клин, острие которого находилось у Кюстрина, и было направлено на германскую столицу. Войска 1-го Белорусского фронта вышли на Одер и форсировали его на ряде участков. Таким образом, был занят плацдарм, использованный впоследствии при наступлении на Берлин. Кроме того, были созданы предпосылки для успешного проведения Восточно-Померанской операции. 1-й Украинский фронт также вышел к Одеру в его верхнем и среднем течении, создав угрозу германской армии на берлинском и дрезденском направлениях.
4. Грандиозный успех в Висло-Одерской операции имел огромное военно-стратегическое и политическое значение. Это были вынуждены признать не только немцы, но и союзники. Союзному командованию пришлось признать тот факт, что Берлин будут брать советские войска.
Стоит также отметить, что если взять операцию в целом и сравнить потери наших войск с достигнутыми результатами, то очевидно, что эта победа досталась Красной Армии меньшей кровью, чем победы в некоторых более ранних операциях. Это был показатель возросшего военного мастерства советских полководцев и войск, а также результат серьёзно увеличившейся технической вооруженности соединений.
Артиллеристы одной из стрелковых дивизий 6-й армии ведут огонь из 45-мм орудий 53-К по опорному пункту противника на Гутенберг-штрассе в городе Бреслау. 1-й Украинский фронт. Источник фото: http://waralbum.ru/
Источники:
Емельянов Ю. В. Десять сталинских ударов. Триумф генералиссимуса. М., 2006.
Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. В 2 т. Т. 2. М., 2002.
Исаев А. 1945-й… Триумф в наступлении и в обороне. От Висло-Одерской до Балатона. М., 2009.
Конев И. С. Сорок пятый. М., 1970 // http://militera.lib.ru/memo/russian/konev_is2/index.html.
Самсонов А. М. Вторая мировая война. 1939—1945 (Крах фашистской агрессии. 1939—1945). М., 1975.
Типпельскирх К. История Второй мировой войны. СПб., М.,1999 // http://militera.lib.ru/h/tippelskirch/index.html.
Вас заинтересует
Шестой сталинский удар. Часть 3. Сражение на Висле
Шестой сталинский удар. Часть 2. Уничтожение немецкой группировки в районе Бродов. Освобождение Львова
Пятый сталинский удар. Часть 5. Освобождение Полоцка
Пятый сталинский удар. Часть 3. Могилёвская наступательная операция
Третий сталинский удар. Освобождение Одессы. Часть 2