Китайский вариант борьбы с коррупцией вполне бы пригодился и нам, уверен эксперт
Страсти вокруг знаменитого двадцатого параграфа из Конвенции ООН по противодействию коррупции закипают с новой силой.
Сам документ, согласно расхожему мнению, был ратифицирован, но без той самой статьи, содержание которой, конечно, не может оставить равнодушным сколь-нибудь укоренившегося чиновника.
Параграф этот, если говорить упрощенно, запрещает государственным мужам обоего пола тратить больше, чем они зарабатывают. Прямым текстом. Вводит в обиход понятие «незаконного обогащения», когда у бюрократа средней руки вдруг во владении оказывается многокомнатная квартира в историческом центре, на которую ему «по-хорошему» пришлось бы копить всю жизнь, а потом всю жизнь копили бы дети, а за ними и внуки.
Но жизнь течет по законам несколько более сложным, чем законы арифметики и чудеса в мире государственной службы случаются постоянно. И отказ вводить в обиход само понятие «незаконное обогащение» - одно из этих чудес. Законодатель готов запретить все, что угодно, но только не это.
Правда, и депутаты, и министерство юстиции настаивают на том, что на самом деле все совсем не так, и Конвенция ратифицирована нашей страной в полном объеме. Но пресловутая статья не применяется, ибо она «носит диспозитивный характер, то есть государствам-участникам предлагается самим определиться относительно путей ее реализации с учетом своих конституций и основополагающих принципов своих правовых систем».
Между тем, небезызвестный деятель Алексей Навальный именно на этой теме сумел сколотить какой-никакой политический капиталец. Теперь же те, благодаря кому он стал медийной фигурой, не знают, что и поделать со своим «инфант террибль». И охотно обижают.
Например, не пустили его на заседание «Открытого правительства», где обсуждалась общественная инициатива по принятию злополучного параграфа о незаконном обогащении. Алексей Анатольевич обиделся, такой прекрасный информационный повод зарубили.
Но как быть остальной стране? Гражданам, которым нужен не политический капитал, а нормально функционирующий административный аппарат, когда главе государства не приходится вкручивать лампочки в подъездах и возвращать электрички?
В свою очередь, известный общественно-политический деятель, лидер партии «Великая Россия» Андрей Савельев скептически отнесся как к самому формату антикоррупционных конвенций, так и к деятельности известного «борца с коррупцией»:
- Прежде всего, я не вижу, чтобы Навальный какую-то особую роль играл в борьбе с коррупцией, он получил свою славу благодаря тому, что распространял сливаемую ему свыше информацию. Он был и остается лишь винтиком, пешкой в борьбе олигархических кланов между собой.
А то что они насквозь коррумпированы - в этом и не могло быть никаких сомнений, поскольку вообще вся российская экономика построена на коррупции, которая прикармливает государственный аппарат и собственно только так этот симбиоз олигархов и коррумпированных чиновников и может существовать.
К международным конвенциям я отношусь очень скептически потому что это из серии «волки за вегетарианство» или «пчелы против меда».
Не надо обсуждать бесконечно разные конвенции, надо просто бороться с коррупцией реально. Проводить публичные процессы, чистить аппарат, проводить кадровую революцию. Если всего этого нет, то любые конвенции не стоят ломаного гроша. Обсудили их в Госдуме, приняли или отклонили - все это не имеет никакого значения без самого факта борьбы с коррупцией.
У нас же очень много хороших антикоррупционных законов, замечательный Уголовный кодекс, но почему же ничего не действует? Не все в жизни можно урегулировать кодексами, должен существовать и нравственный закон. Если его нет, то все бесполезно, все бессмысленно.
Если следование нравственному закону высшие лица не считают для себя обязательным, то они не способны выстроить и писанное право, которое наставляет чиновника, как ему вести себя в той или иной ситуации. В том числе и увольнять со службы тех, кто не чист на руку.
Пока же существует это «взаимное прощение», когда «низы» прощают проворовавшиеся «верхи» и наоборот вся государственная вертикаль становится недееспособная, превращается в квази-коммерческую структуру, которая извлекает прибыль из преимуществ своего статуса. И вот с этим надо разбираться в первую очередь, а все эти конвенции - дело десятое. Если мы всерьез начнем вести антикоррупционную борьбу, тогда можно и о конвенциях международных поговорить, и о международной солидарности в этом деле. А о чем говорить сейчас?
Китайский вариант борьбы с коррупцией на самом деле очень хорош. Быть может его имеет смысл даже несколько усугубить. Если коррупцию радикально зарубить на корню однажды, то воспроизводиться она не будет. Нужны радикальные меры для того, чтобы сломать существующий негласный договор между чиновниками различного уровня. Для этого нужны волевые усилия первых лиц государства.
В условиях чрезвычайной ситуации нужна чрезвычайная жесткость. Государство поставлено сейчас буквально на грань выживания и приходится говорить о том, что любые меры не будут лишними, не будут слишком жестокими.
Вас заинтересует
Коррупция: от Петра до наших дней
Крым в борьбе с коррупцией
Евгений Фёдоров предлагает «одомашнить
Зятя не взять, или Новые антикоррупционные инициативы от специалистов
Новое управление по противодействию казнокрадству, или Плохой против коррупции