Оружие,огнестрельное оружие Форум об оружииМировое оружие Журнал оружиеОбои оружия
 
Пистолеты Пистолеты
Пистолеты пулеметы
Винтовки
Снайперские винтовки
Дробовики
пулемёты
Гранатометы
Патроны

«Это был пир дьявола...

«Это был пир дьявола...» Штурм Галлиполи

Великобритания под влиянием неудачных действий флота решила перейти к десантной операции крупных размеров. Англо-французское командование решилось продолжать Дарданелльскую операцию путем высадки сухопутных войск на полуострове Галлиполи с целью захвата турецких фортов с тыла и облегчения тем самым прорыва флота через Дарданеллы в Мраморное море и дальнейшего удара по Константинополю. Однако благоприятное время было упущено, германо-турецкое командование имело время для укрепления обороны проливов. В результате союзные войска в первые же дни операции понесли большие потери.

При этом союзники не спешили с операцией. Командующий экспедиционными силами Ян Гамильтон приказал десантному корпусу покинуть Лемнос и следовать в Александрию, где войска должны были высадиться с транспортов. Командующий хотел познакомиться с войсками и привести их в порядок. В результате в Александрии, в течение целого месяца войска экспедиционного корпуса готовились, перегружая корабли в требуемом для десанта порядке. Подготовка сопровождалась смотрами, театральными спектаклями, кинематографическими съемками, что позволило противнику узнать о силах Антанты.

Британия снова попыталась привлечь к операции Грецию. Афины соблазняли Кипром и Смирной. Однако провал операции 18 марта ослабил сторонников Антанты в Греции. Глава правительства Венизелос, который поддерживал Антанту, ушёл в отставку. Прогерманская партия торжествовала победу. Однако чтобы не портить отношения с Лондоном Греция пообещала сохранять нейтралитет и выставила добровольческий легион в тысячу человек, сформированный на острове Лемнос.


Антанта также пыталась привлечь на свою сторону Болгарию. Союзники предложили Болгарии часть румынской Добружди, сообщив, что Румыния взамен этого получит после войны часть Венгрии, население которой составляют румыны. Затем Болгарии пообещали Восточную Фракию до линии Энос — Мидия и, наконец, выход в Мраморное море у Родосто, который должен был стать болгарским портом. Болгария осведомилась о позиции Греции. Греки сообщили, что они не имеет претензий на Восточную Фракию. Болгария тогда потребовала еще части сербской и греческой Македонии с портом Кавалла. Одновременно Берлин и Вена также склоняли Софию на свою сторону, сделав ряд соблазнительных предложений. В результате болгары были готовы выступить на стороне Центральных держав, но ещё боялись России. При этом София не желала, чтобы Россия получила Константинополь. В итоге Болгария пока сохранила нейтралитет, но холодный в отношении Антанты.

Кроме того, союзники, чтобы закрепить участие России в союзе и её интерес в действия против Турции, дали согласие на передачу России Константинополя. В марте 1915 г. было заключено англо-франко-русское секретное соглашение. Россия должна была получить: «город Константинополь, западный берег Босфора, Мраморного моря и Дарданелл, Южная Фракия до линии Энос-Мидия, а также о-ва Мраморного моря, о-ва Имброс (Имроз) и Тенедос (Бозджаада) и часть азиатского побережья в пределах между Босфором, р. Сакарьей и подлежащим определению пунктом на берегу Измидского залива». Для правительства России всё это было осуществлением давних мечтаний. При этом Англия и Франция оговорили свои интересы в регионе.

«Это был пир дьявола...» Штурм Галлиполи

Командующий десантными силами Ян Стэндиш Монтит Гамильтон

Турецкая оборона

Тем временем турки значительно усилили оборону Дарданелл. Их целый месяц никто не тревожил. Кроме 9-й пехотной дивизии, бывшей в Дарданеллах с августа 1914 г., в ноябре сюда была переброшена 7-я пехотная дивизия, в феврале 1915 г. — в Майдос 19-я пехотная дивизия, в марте — в Кум-Кале 11-я пехотная дивизия и 5-я пехотная дивизия прибыла в Байрамич. Турки восстанавливали поврежденные укрепления, готовились к высадке десанта противника. Полуостров покрыли проволочными заграждениями. Создали необходимые запасы боеприпасов и других материалов. Крупные сухопутные группировки теперь находились как на азиатском берегу, так и на Галлиполи у Саросского залива, с сильным авангардом у Седд-эль-Бар и подкреплениями у Ачи-Баба.

Турецкий Генштаб располагал сведениями, что союзники предпримут совместную операцию флота с десантом, силы которого предполагались до одного корпуса. Поэтому турецкий главнокомандующий Энвер-паша решил сформировать для защиты Дарданелл отдельную армию — 5-ю, под началом Отто Лимана фон Сандерса. В состав 5-й армии вошли те пять дивизий 1-й армии, которые были уже расположены на берегах Дарданелл, они были усилены 3-й пехотной дивизии и кавалерийской бригадой. Энвер считал, что балканские государства могут вторгнуться во Фракию, поэтому решил оставить часть 1-й и целиком 2-ю армию во Фракии в стратегическом резерве. Кроме того, район Дарданелл был усилен старой осадной артиллерией, которую взяли в Адрианополе.

Сандерс расположил свой штаб в Галлиполи и в сопровождении генерала Мехмета Эссада-паши (Эсат-паша) объездил весь полуостров и весь азиатский берег на автомобилях, верхом и на миноносцах. Вся система обороны была усилена, дислокация войск улучшена. Части получили подкрепления. Предприняты были меры улучшения системы коммуникаций постройкой многочисленных мостов через непроходимые овраги для прохода полевой артиллерии. Приняты меры для быстрой переброски войск с азиатского берега, от Нагары, на европейский — в Майдос. Улучшена подготовка войск. В частности, солдат учили действию ручными гранатами, что тогда было новинкой для турок.

«Это был пир дьявола...» Штурм Галлиполи

Расположение турецких войск

Германо-турецкое командование знало о готовящейся высадке союзников, но где высадятся англо-французские войска — сведений не было. Наиболее опасными местами считались: азиатский берег от бухты Безика до Кум-Кале, западный берег полуострова от входа в Дарданеллы до залива Сарос и залив Сарос, в особенности у Булаирского перешейка. Поэтому турецкие войска были расположены следующим образом: 1) азиатскую сторону защищал 15-й армейский корпус Вебера — 3-я пехотная дивизия и 11-я пехотная дивизия. Берег защищали передовые силы силой в 2 батальона. Главные силы и штаб 3-й пехотной дивизии дислоцировались у Кальвет-Чифтлик, в одном часе ходьбы от Кум-Кале, 11-й пехотной дивизии — далее к югу; 2) европейскую сторону оборонял 3-й корпус Эссада-паши — 9-я, 5-я и 7-я пехотные дивизии. 9-я пехотная дивизия защищала побережье полуострова, имея 4 батальона в передовых частях, остальные силы располагались в Майдосе и Килид-Бар. 5-я пехотная дивизия обороняла Булаирский перешеек и Саросский залив, имея главные силы в районе Кавак; 7-я пехотная дивизия подкрепляла 5-ю дивизию и была расположена в районе Галлиполи. 2-я кавалерийская бригада наблюдала за северным берегом залива Сарос. 3) в резерве европейской стороны располагалась 19-я дивизия Мустафы-Кемаль-бея, она дислоцировалась к северо-западу от Майдоса.

Таким образом, 2 дивизии 5-й армии (около 20 тыс. человек при 50 орудиях) располагались на азиатской стороне, а все остальные силы армии (до 40 тыс. человек и примерно 100 орудий) — на европейской.

Турецкие войска активно укрепляли десантоопасные направления, широко применяя искусственные препятствия (вроде затопленных проволочных сетей), ставили фугасы. На передовой расположили роты, связанные постами и патрулями. При высадке противника передовые части должны были замедлить движение врага, дав основным силам подойти к угрожаемому участку и сбросить неприятеля в море.

«Это был пир дьявола...» Штурм Галлиполи

Турецкая батарея в Галлиполи
«Это был пир дьявола...» Штурм Галлиполи

Германский генерал Отто Лиман фон Сандерс

План операции. Союзные войска

7 апреля командующий экспедиционными силами Гамильтон со своим штабом покинул Египет и прибыл на остров Лемнос. Здесь он встретился с Робеком и окончательно разработал план операции. Общая идея плана операции была следующая: с помощью десантных войск взять батареи Галлиполи с суши и тем самым открыть дорогу флоту. Захват укреплений европейской части позволял господствовать над проливом и разрушить укрепления азиатского берега. Для этого необходимо было захватить три укрепленные позиции, преодолев сильно пересечённую местность. Вглубь от мыса Хеллес пролегали последовательно три долины, с тремя господствующими гребнями — Керевез-Дере, Ачи-Баба и плато Килид-Бар.

В десант были назначены 1 английская и 1 французская пехотные дивизии, австралийско-новозеландский корпус (АНЗАК), три бригады английской морской пехоты и греческий добровольческий легион (всего 81 тыс. человек). При войсках имелось 178 орудий разных калибров. В резерве в Египте находились 1 английская и 2 индийские пехотные дивизии. Союзный флот к этому времени состоял из 7 эскадр, включавших 18 линейных кораблей, 13 крейсеров, 36 эскадренных миноносцев и миноносцев, 12 подводных лодок, 25 тральщиков, 2 сетевых заградителя, 1 авиатранспорт и 1 транспорт с аэростатом.

Таким образом, силу союзников и османов были почти равными. Союзники не имели большого преимущества ни в живой силе, ни в артиллерии, которое позволило бы им одним мощным ударом сломить оборону противника. При этом турецкие войска занимали заранее подготовленные позиции, и местность была благоприятной для обороны и сложной для десантирования. Турецкие войска были слабо подготовлены тактически, что активно пытались исправить немцы, но и союзники имели на этом направлении не лучшие свои части.

Только французская дивизия бригадного генерала Альбера д'Амада была хорошо подготовлена. 29-я пехотная английская дивизия была вновь сформированной, только кадровый костяк был прилично подготовлен. Солдаты двух дивизий Австралийско-Новозеландского корпуса имели высокий боевой дух, но были совершенно слабы в тактической подготовке. Для большей части солдат это была первая боевая операция. Кроме того, британским и французским солдатам предстояла атаковать в крайне сложной местности, вверх — на крутые склоны, где были оборудованы огневые позиции противника. Операцию осложняло распыление сил — десант предполагалось высадить сразу на пяти пляжах. В таких условиях войска не могли нормально взаимодействовать.

Гамильтон планировал, что сухопутные войска должны помочь флоту выйти к Килид-Бар и Чанак. На полуострове Галлиполи планировали нанести два главных удара: 1) на южной оконечности полуострова частями 29-й пехотной дивизии, высаживаемой на пляжах «V», «W» и «X»; 2) австралийско-новозеландским корпусом у Габа-Тепе. Одновременно проводились отвлекающие десанты: 1) частями той же 29-й пехотной дивизии и морской пехоты на пляжах «S» и «Y», 2) французской бригадой в Кум-Кале, на азиатской стороне 3) только флотом с частями греческого легиона в заливе Сарос. Каждой высадке должна была предшествовать краткая артиллерийская подготовка, а затем во время самой высадки войска прикрывались корабельным огнем.

Операцию решили начать 25 апреля 1915 г. Было решено, что транспорты с войсками прибудут к полуострову за 2 часа до начала высадки, затем десантники перейдут на десантные плавсредства, и на рассвете подойдут к берегу под прикрытием флота. В 5 часов эскадра из 7 линейных кораблей и 4 крейсеров должна была начать артиллерийскую подготовку. В 5 час. 30 мин. начиналась сама высадка десанта, как на европейском, так и азиатском берегу. В Галлиполи войска должны были с ходу атаковать Критию и позицию Ачи-Баба.

«Это был пир дьявола...» Штурм Галлиполи

План операции

Сражение

Вечером 23 апреля первые транспорты с десантом прибыли к острову Тенедосу. Чтобы отвлечь внимание противника флот начал бомбардировку турецких позиций. После полудня 24 апреля войска были пересажены на десантные суда. На рассвете 25 апреля десанты направились к берегу в назначенные пункты высадки. Погода была благоприятной, море спокойным. Корабельная артиллерия крупных калибров обстреливала все побережье и тыл. Турецкая артиллерия молчала, не отвечая на огонь корабельной артиллерии, чтобы раньше времени не демаскировать свои позиции. Турки терпеливо дожидались подхода противника.

Союзникам помог тот факт, что германо-турецкое командование не ожидало главного десанта у Седд-эдь-Бар. Турки до последнего момента полагали, что здесь будет демонстрация, и главную группировку своих сил расположили в глубине залива Сарос, у Булаира и Майдоса. Более того, когда началось сражение, Эссад-паша приказал командиру 19-й дивизии Мустафу-Кемалю направить в район Ари-Бурну все силы дивизии. Таким образом, на Ари-Бурну против Австралийско-Новозеландского корпуса была сосредоточена вся 19-я пехотная дивизия турок. Одновременно почти все оставшиеся резервы 9-й пехотной дивизии были посланы к пляжам южной оконечности полуострова.

Пляж «V»

Главный десант должен был высаживаться на пляже «V». Однако здесь турки имели сильно укрепленные позиции. Сама природа создала здесь естественные, труднодоступные позиции. На восточной стороне располагался «Европейский замок» (Седд-Эль-Бар) — средневековое строение с мощными стенами, которые не поддавались разрушению бомбардировкой. В центре располагались укрепленные позиции, возвышавшиеся над морем. На западе мыс Хеллес представлял собой как бы природную стену, высотой до 40 м, отвесно падающую в море. Взять с ходу такие позиции было практически невозможно. Необходима была сильная артиллерийская подготовка.

Десант наступал в двух эшелонах: 1-й эшелон на судовых шлюпках — 3 роты стрелков и взвод морской пехоты; 2 эшелон на переоборудованном для высадки десанта углевозе «Ривер Клайд» — около трех батальонов 88-й бригады 29-й пехотной дивизии под началом генерала Непира. После получасовой бомбардировки восемь буксиров, ведя за собой каждый по четыре больших шлюпки, быстро пошли к берегу. На огонь корабельной артиллерии турки не отвечали и позволили судам пройти перед мысом Хеллес. Однако, когда шлюпки перешли на весла, турки открыли мощный огонь из 37-мм орудий и пулеметов. Десантники, чтобы быстрее достигнуть берега, прыгали в воду, но их остановили проволочные заграждения. В результате почти весь первый эшелон был выбит, шлюпки уносило волнами. Оставшиеся солдаты были ранены.

Особенно эффективен был огонь германских станковых пулеметов MG.08 — немецкой версии пулемета «Максим». «Это был пир дьявола, — вспоминал впоследствии этот день Герберт Китченер. — Страшное воспоминание об этом дне никогда не покинет меня: всюду волны прибоя бились в широкую гряду из тел наших убитых солдат — поистине американец Максим создал инструмент дьявола».

На сравнительно сильные огневые средства турок британцы могли ответить огнем только 10 пулеметов с углевоза. Приткнувшись к песчаной мели посреди пляжа, десантный транспорт открыл свои порта и десантники бросились на берег. Первые две роты второго эшелона были выкошены почти полностью за несколько минут. Погиб и генерал Непир. Только часть личного состава третьей роты, большей частью раненные солдаты, выскочили на берег и, прикрывшись дюной, окопались. К 10 часам бой затих.

Углевоз, построенный из листового железа, прикрывал людей от турецкого огня. С него, под прикрытием пулеметного огня, смогли высадить подразделение, усилив людей, находившихся на берегу под прикрытием дюн. Турки также получили подкрепление из состава 9-й пехотной дивизии, что позволило передовым частям удержать позиции. К 14 часам под защитой вновь открытого корабельного огня, солдаты второго эшелона с «Ривер Клайд» переправились на берег небольшими партиями и ночью смогли окапаться в развалинах «Европейского замка».

«Это был пир дьявола...» Штурм Галлиполи

MG 08 (нем. Maschinengewehr 08) — вариант станкового пулемёта Максима под немецкий винтовочный патрон 7,92

Вас заинтересует

  • Десантная операция в заливе Сувла
  • Битва за Критию. Новые потери союзного флота
  • Дарданеллы: поражение на море
  • Дарданелльская операция
  • Гибель 3-й турецкой армии



  • Категория: Военная политика / new|Просмотров: 740 | Добавил: Морда | Дата: 2-10-2015, 11:52 | | | Дополнить статью!
    Рейтинг:
    1 0

    Логин:
    Пароль:
    Регистрация
    Забыли пароль?


     
    Журналы
    Журнал оружие
    Самодельные jружия
    Свежие новости
    Виды оружея
    Самодельое оружие

    Самодельные пистолеты пулеметы |Дизайн by Devil_Лайка and Vangan|Vangan media © 2009-2020 Sokduerweapons

    » » » «Это был пир дьявола...