З. Коэн отмечает, что новый доклад заметно отличается от других работ на эту тему. Он затрагивает ряд серьезных проблем, которые обычно не рассматриваются такими работами. На этот раз авторы доклада приняли во внимание не только самые общие моменты авианосной программы, такие как количество кораблей и самолетов на них.
Автор напоминает, что американские военные и промышленность сейчас занимаются созданием перспективного палубного самолета. Этот проект можно охарактеризовать пословицей «jack of all trades, master of none» (за все берется, но ничего не умеет). Тем временем другие страны заняты своими проектами перспективных вооружений, в результате которых должны появиться новые системы для уничтожения авианосцев. Таким образом, отмечает автор доклада, в будущем американские авианосцы могут стать бесполезными.
Автором доклада, зачитанного в комитете, является Генри Дж. Хендрикс. Ранее этот специалист служил в военно-морских силах США, а сейчас работает в организации Center for New American Security. Необходимо отметить, что Г. Хендрикс является последовательным противником авианосцев и регулярно публикует работы, в которых раскрывает свое мнение и приводит доказательства в его пользу. Тем не менее, несмотря на все усилия эксперта, флот не планирует отказываться от авианосной программы или даже сокращать ее.
Авианосцы и палубная авиация являются основой американской военной мощи со времен Второй мировой войны. На протяжении последних десятилетий Пентагон поддерживает требуемое состояние авианосного флота и использует его для решения различных задач в разных районах мира.
Тем не менее, отмечается в статье, возможность выполнения поставленной задачи в любой точке земного шара связана с огромными расходами. Авианосцы являются самыми сложными и дорогими кораблями во всем флоте. За возможность проекции силы по всей планете приходится выкладывать солидные суммы: порядка 12 млрд долларов за каждый авианосец.
В докладе Г. Хендрикса отмечаются некоторые слабые стороны текущей авианосной программы, которые приводят к снижению эффективности затрат. К примеру, автор доклада считает ошибочным существующую стратегию развития палубной авиации. По его мнению, последние два десятилетия не стоило заниматься созданием легкого ударного самолета. Дело в том, что за это время у вероятных противников появились новые противокорабельные вооружения большой дальности. Невозможность нанесения удара по целям на большом удалении от авианосца, а также существование новейших противокорабельных систем ставят под вопрос возможность эффективного выполнения поставленных задач и выживания корабля.
Таким образом, подводит итог автор доклада, авианосцы и их авиагруппы в нынешнем состоянии являются подтверждением того, что на протяжении последних 25 лет командование игнорировало важнейшие исторические уроки.
Хендрикс напоминает, что из-за потери семи авианосцев во время Второй мировой войны американские военные решили развивать палубную авиацию с целью увеличения ее радиуса действия. Это позволяло успешно решать все основные задачи, не подвергая корабли риску. В частности, при ударе по наземным целям авианосец и корабли сопровождения могли оставаться на безопасном расстоянии от берега. При этом самолеты с достаточной дальностью полета успешно уничтожали цель и возвращались на свой корабль.
После распада Советского Союза военно-морские силы Соединенных Штатов остались самым мощным игроком в Мировом океане. Потеря сильного конкурента, среди прочего, сказалась на стратегии развития палубной авиации. На фоне внешнеполитических событий и изменения международной обстановки было решено сделать ставку на легкий ударный самолет с относительно малым боевым радиусом.
Перспективные многоцелевые легкие ударные самолеты, создаваемые в настоящее время, имеют некоторые преимущества перед специализированными машинами прошлого. Они дешевле в эксплуатации, а подготовка к полету занимает меньше времени. Таким образом, новые легкие самолеты могут быть запущены с авианосца раньше, чем их предшественники. Все это, в частности, стало одной из причин изменения стратегии развития палубной авиации.
Г. Хендрикс признает, что ВМС США, в том числе авианосные ударные группы, сохраняют статус мощнейшего флота планеты. Тем не менее, в будущем возможно заметное изменение ситуации, связанное с развитием других государств. К примеру, Китай развивает свой авианосный флот, а также разрабатывает противокорабельные ракеты большой дальности. Все это может серьезно ударить по положению американских военно-морских сил.
Эксперт отмечает, что новые китайские противокорабельные ракеты способны воспользоваться некоторыми особенностями текущей американской стратегии. Из-за сравнительно большой дальности этого оружия авианосцы США будут вынуждены держаться на определенном расстоянии от берега, чтобы не стать мишенью для ракетчиков. При этом китайская сторона сможет буквально выдавить американские АУГ в отдаленные районы моря, из-за чего боевой радиус их самолетов будет недостаточным для решения поставленных задач и атаки объектов на берегу.
Такая особенность планов зарубежных государств может негативно сказаться на реализации текущей стратегии Соединенных Штатов. В результате американским военным придется с грустью наблюдать за изменением ситуации на море, видя закат былой мощи своих военно-морских сил.
Отмечается, что перспективными противокорабельными ракетами занимаются не только китайские специалисты. Аналогичные проекты разрабатываются Россией, Северной Кореей и Ираном. В результате успешного завершения этих проектов страны получат новый инструмент для ведения войны на море, что приведет к появлению ситуации, похожей на ту, что наблюдалась в течение Холодной войны.
Несмотря на негативные прогнозы эксперта, представители военно-морских сил не склонны к пессимизму. З. Коэн приводит слова пресс-секретаря ВМС коммандера Уильяма Маркса. Он заявил, что авианосцы по-прежнему являются единственной морской силой, способной выполнять весь спектр боевых задач, связанных с защитой национальных интересов. Командование ВМС полагает необходимым сохранение авианосного флота, поскольку он имеет уникальную мобильность и гибкость, позволяя решать все имеющиеся проблемы.
Для защиты авианосцев от угрозы, связанной с противокорабельными ракетами вероятного противника, военно-морские силы располагают эсминцами и крейсерами с новейшим оборудованием и вооружением. Радиоэлектронная аппаратура и оружие этих кораблей позволяют защитить от различных угроз, в том числе баллистических ракет. Кроме того, аппаратура обеспечивает постоянную связь между разными кораблями и позволяет им работать сообща. По словам У. Маркса, современные американские корабли могут обнаружить и отследить опасный объект, а затем уничтожить его на расстоянии в сотни миль.
Однако Г. Хендрикс не согласен с тем, что последние модернизации способны обеспечить полноценную защиту авианосных ударных групп. Для сохранения требуемой боеспособности в условиях появления новых угроз требуется пересмотреть стратегию развития авианосного флота, в первую очередь планы по закупке авиационной техники и технические требования к ней. Требуется построить сбалансированную систему палубной авиации, в которой будет присутствовать достаточное количество самолетов со сравнительно большим боевым радиусом.
Для выполнения ударных задач на большом удалении от корабля-носителя следует использовать все новейшие технологии. При создании перспективного самолета следует применять наработки по беспилотной тематике, стелс-технологии, т.н. оружие направленной энергии, гиперзвуковые технологии и т.д. Все это позволит создать перспективный палубный самолет с высоким потенциалом, обеспечивающим выполнение всех основных задач.
Журналист CNN отмечает, что не только Г. Дж. Хендрикс указывает на недостаточную дальность существующих палубных самолетов. Не так давно организация Center for American Sea Power при Институте Хадсона опубликовала свой доклад на тему развития авианосного флота. Авторы этого доклада тоже полагают, что новые палубные самолеты американского флота должны иметь большую дальность и больший боевой радиус. Повышение этих характеристик позволит им успешно выполнять боевую работу на значительном удалении от авианосца, что, в свою очередь, снизит риски для корабельной группы.
Кроме того, специалисты Института Хадсона пришли к выводу, что авианосная программа США нуждается в дополнительных инвестициях. С учетом развития зарубежных противокорабельных систем требуется соответствующее развитие кораблей, для которого необходимо дополнительное финансирование.
CNN приводит еще одно мнение эксперта. Сотрудник The Heritage Foundation Дакота Вуд, ранее служивший в Корпусе морской пехоты США, согласен с некоторыми тезисами из доклада Г. Хендрикса. Так, он полагает, что Пентагон обязан реагировать на растущую угрозу со стороны противоракетных систем других государств и соответствующим образом улучшать свои корабли.
С другой стороны, Д. Вуд не согласен с утверждениями, согласно которым авианосцы более не жизнеспособны. По его мнению, такие оценки являются преждевременными, в первую очередь по той причине, что в настоящее время противокорабельные ракеты с высокими характеристиками, представляющие опасность для авианосцев, имеются только у нескольких государств мира. Таким образом, полагает эксперт, в настоящем виде авианосцы смогут просуществовать, как минимум, еще несколько лет.
***Читатели, знакомые с некоторыми любопытными процессами в военном и политическом руководстве Соединенных Штатов, вряд ли удивятся новому докладу от Г. Хендрикса и организации Center for New American Security. Этот эксперт регулярно критикует авианосный флот США, приводя те или иные доказательства в пользу своего мнения. Как видим, благодаря зарубежным работам в области противокорабельного вооружения у эксперта появился новый довод. Кроме того, в свою пользу он трактует и текущие проекты обновления палубной авиации.
В своих предыдущих работах Хендрикс ссылался на исключительную дороговизну строительства и эксплуатации авианосцев, а также на сомнительную боевую эффективность кораблей и палубных самолетов. К примеру, в одном из прошлых докладов эксперт анализировал стоимость и эффективность строящегося авианосца USS Gerald R. Ford (CVN-78). Стоимость этого корабля достигла 14 миллиардов долларов, тогда как предыдущий USS George W. Bush (CVN-77) типа Nimitz стоил почти вдвое меньше. При этом, за счет новых катапульт «Форд» сможет обеспечивать 180 самолетовылетов в сутки, тогда как «Буш» может выполнить только 120 запусков. Таким образом, подводил итог Хендрикс, при двукратном росте стоимости прирост боевой эффективности достигает лишь 50%.
Теперь «арсенал» поводов для критики пополнился несколькими новыми темами, в той или иной мере связанными с обновлением парка палубной авиации. Основой авиагруппы перспективного авианосца USS Gerald R. Ford и последующих кораблей этого проекта должны стать многофункциональные истребители Lockheed Martin F-35C Lightning II. Согласно открытым данным, боевой радиус этих самолетов (без дозаправки и подвесных баков) превышает 1100 км, а максимальный вес полезной нагрузки составляет более 9 т. По этим параметрам новейший «Лайтнинг-2» превосходит существующие самолеты F/A-18E/F Super Hornet, однако и в таком случае не устраивает Хендрикса.
Главная претензия эксперта касается дальности и боевого радиуса, причем основные опасения в этом контексте связаны с достижениями китайской оборонной промышленности. В докладе упоминается перспективная противокорабельная ракета DF-21, дальность которой якобы составляет 1000 морских миль. Таким образом, радиус полета современных и перспективных палубных самолетов США оказывается заметно меньше, чем дальность новейших китайских ракет. Как следствие, авианосная ударная группа, обеспечивая удары по береговым целям, может попасть под удар вражеских ракет.
Тем не менее, нельзя не признать, что в этот раз Г. Дж. Хендрикс затронул важные темы, которые следует учитывать при определении стратегии развития авианосного флота. Развитие различных направлений вооружений и военной техники приводит к появлению новых угроз, которые могут значительно изменить соотношение сил на море. Таким образом, одна только информация о ракете DF-21 является достаточным поводом для беспокойства и принятия соответствующих мер.
Вполне возможно, что в будущем авианосная программа США будет исправлена в соответствии с новыми условиями и угрозами. Тем не менее, пока информация на этот счет отсутствует. Если доклад организации Center for New American Security и приведет к каким-либо изменениям, то сведения о них появятся позже.
Статья «Report: U.S. aircraft carriers could become ineffective»:
http://edition.cnn.com/2015/11/03/politics/aircraft-carriers-report-future/index.html
Последний доклад от Center for New American Security, посвященный авиационным группам американских самолетов:
http://cnas.org/sites/default/files/publications-pdf/CNASReport-CarrierAirWing-151016.pdf
Вас заинтересует
The National Interest: китайские авианосцы – кошмар для ВМС США?
Электромагнитная катапульта для российского авианосца
Авианосцы и основные направления строительства ВМФ
Будущее китайской морской авиации
Ударные силы американских ВМС: варианты применения