Как известно, любые переговоры на высшем межгосударственном уровне имеют два измерения: открытое и закрытое. В случае с украинской внешней политикой они оба сводятся к незатейливым просьбам. Первая просьба – дайте нам оружия и, желательно, дёшево. Вторая – дайте денег на выживание молодой демократии. Обращаться с такими просьбами Киев пытается ко всем странам, с которыми у России сложные отношения. Так что визит в Японию после Турции выглядит вполне логичным. Если турки смогли выделить $10 млн. и некоторое военное снаряжение, то от японцев ждали вливаний гораздо более существенных. Тем более, что ранее обещалось не меньше, чем $300 млн. Президенту Порошенко, политические позиции которого слабеют с каждым месяцем, важно было продемонстрировать, что он имеет в мире хоть какую-то поддержку и авторитет.
В ходе переговоров украинская сторона попала в несколько достаточно конфузных ситуаций, но главным конфузом стал сам итог визита. Японцы пообещали выделить $ 1.8 млрд., но только в случае «продолжения реформ». Для украинского лидера, голова которого находится в пяти минутах от плахи, подобное условие выглядит даже не фантастичным, а откровенно издевательским. По существу, премьер-министр Абэ нашёл благовидный повод отказаться от дальнейшего финансирования панамских активов Порошенко, куда, несомненно, утекли все прошлые вливания спонсоров Незалежной. Пока японские политики выделили символическую сумму в 13.8 «на восстановление Донбасса» и делают весьма туманные заявления относительно упрощения визового режима между странами.
Отбросив приличия, можно констатировать, что диалог проходил в атмосфере крайнего цинизма даже по меркам большой политики. Одна сторона видела в другой исключительно денежный мешок, другая же рассматривала партнёра только как одноразовую торпеду, которую можно запустить в юго-западное подбрюшье России.
Есть ли у Японии вооружение, которое нужно Украине? В общем-то да, есть и в нужном количестве. Вопрос в том, кто оплатит этот праздник, хотя при определённых обстоятельствах Токио может предоставить Киеву некоторые системы и за символические деньги, как то сделали американцы и европейцы. В первую очередь украинцы могут рассчитывать на часть из примерно 1200 танков Тип-74, которые постепенно списывают Силы Самообороны как устаревшие. Проблема в том, что в отличие от польских, венгерских и румынских модификаций Т-72, которые, по некоторым сведениям, поставлялись в Незалежную в 2014-2015 годах мелкими партиями, Тип-74 совершенно другая машина, на которую соответствующим образом надо переучивать экипажи. А это время и немалое.
Другой класс вооружения, где две стороны могли бы найти общий язык – это старенькие эсминцы, в действительности представляющие собой нечто среднее между фрегатом и корветом, «Хацуюки», которые также выводятся из состава вооружённых сил Японии с 2010 года. Для Страны Восходящего солнца подобные корабли давно уже позавчерашний день. Часть из них переведена в учебные суда, другая часть – после демонтажа ракетного вооружения планируется передать Береговой охране. Три-четыре таких корабля при определённых обстоятельствах могли бы отправиться в Одессу. Для ВМСУ это было бы настоящим подарком, тем более, что собственный украинский проект «корвета» приказал долго жить ещё при Януковиче. Из авиации японцы могли бы предложить подержанные противолодочные «Орионы», которые также предназначены к списанию, а также ряд патрульных самолётов попроще.
Если же говорить серьёзно, то рассчитывать на какую-либо существенную военную помощь со стороны Токио Украина едва ли сможет. Скорее это оружие достанется Филиппинам или Вьетнаму. Для японцев бывшая советская республика не более чем игра в стратегию непрямых действий против России. Независимо от того, сможет Киев создать вменяемую военную машину или окончательно утратит контроль за собственной территорией, погрузив её в хаос, Россия вынуждена будет тратить на это направление огромные ресурсы, которые придётся снимать с других участков. Для Токио этого вполне достаточно. Играть на поле, которое давно застолбили для себя американцы, британцы и немцы, кабинет Абэ, при всей своей авантюрности, уж точно не станет. Азиатская стратегия – это ожидание того, когда противник допустит критическое число ошибок, чтобы потом добить его точным ударом. Россия, которая сейчас мечется между попыткой защитить уязвимые внешние территории и осыпающейся внутренней стабильностью, становится очевидной целью применения такой стратегии.
По финальным результатам очередное путешествие Петра Алексеевича очень походило на его предыдущие поездки. Было произнесено много громких слов об общих угрозах и ценностях, сделаны всевозможные символические жесты, вроде приглашения японского императора Акихито посетить Украину, но суммарный практический выхлоп оказался едва заметен. Токио слезам не верит, особенно слезам политического банкрота с другого края континента.
Вас заинтересует
Токио "готовится выразить протест" по поводу планов Минобороны, связанных с созданием военной базы на Курилах
Транс-Тихоокеанское партнёрство и вопрос Курильских островов
Страна восходящего солнца обнаружила мировую угрозу
Синица и журавль
Японский газопровод