Мрачная пустыня, огромное пространство, разбитое на тёмные улицы, посреди которых попадаются бутики, торгующие матрёшками, портретами с Путиным и водкой — примерно такой видят иные западные журналисты нынешнюю Россию. Среди известных клише, при помощи которых «населяют» свои статьи западные корреспонденты, часто встречаются также тов. Сталин, роман «Война и мир», тотальная проституция, пельмени, гопники (gopniks) и ядерное оружие.
Джим Ковпак (Jim Kovpak) в британской газете
«The Guardian» раскритиковал своих коллег из СМИ, постоянно использующих в статьях о России разного рода клише. В статье «Stalin, vodka and nuclear weapons: how not to write about Russia» он обобщил четыре распространённых шаблона, из-за постоянного «применения» которых авторы материалов о России выглядят глупо.
Вот СпецТех, где можно арендовать спец технику, заходи на
http://arenda-spetstekhniki.ru/.
Как сообщает мистер Ковпак (американец), сам он начал писать о России десять лет назад. Он попытался развенчать некоторые стереотипы (и позитивные, и негативные), которые мелькают в западных СМИ, когда речь заходит о русских и их стране. Журналист был в прямом смысле слова «раздражён» некоторыми клише, повторявшимися из статьи в статью. Сегодня многие из этих клише всё ещё существуют. Мало того, их дополнили новые.
Клише номер один: Россия сильно отличается от Запада.
Да, отличается, и что же? Сколько можно этому удивляться? То, что делает Россию другой, не такой, как страны Запада, надо искать в далёком уже прошлом, годах этак в семидесятых минувшего века. Ведь при советской власти страна развивалась при абсолютной иной системе. Та система оказала существенное культурное влияние не только на Россию, но и на многие советские республики и (в меньшей степени) на некоторые страны Восточной Европы, указывает журналист.
«Расширением» этого клише является утверждение об «экстремальной России». Что за этим стоит? Автор полагает, что это клише в ходу у тех людей, которые самих себя хотели бы изобразить некими крутыми парнями, прошедшими в России через огонь, воду и медные трубы. Пусть западные читатели на них, героев, полюбуются.
Клише номер два: всё как в романе Толстого «Война и мир».
Это ещё зачем? Чтобы читатель понял, что журналист удосужился прочесть старый русский роман? Ладно, мы верим. Но что за чудовищная идея: сравнивать «московское метро в час пик и битву при Аустерлице»?..
Да, россияне гордятся своей классической литературой. Знание этой литературы наверняка поможет журналисту завести среди русских новых друзей. Однако стоит помнить, говорит Ковпак, что историю лучше оставить историкам, а не романистам. К тому же американцы едва ли одобрят, если иностранные писатели начнут втискивать Марка Твена или Эрнеста Хемингуэя в каждую свою статью. Британцы не обрадуются, если в каждой статье о Великобритании будет полно ссылок на произведения Шекспира или сэра Артура Конан-Дойля.
Клише третье: в России процветает проституция.
Да, проституция или сексуальное рабство — большая проблема в России, но не исключительная. Многие другие страны сталкиваются с такими же точно проблемами. Но вот ведь штука: когда речь заходит о России, журналисты Запада, похоже, зацикливаются на соответствующем вопросе.
После того, как рубль в 2014 году рухнул, компания «Apple» временно приостановила свои продажи в России, дабы пересмотреть цены. Некоторые производители автомобилей класса люкс сделали то же самое. Но для многих СМИ главной российской темой вдруг стало сообщение о поднятии цен секс-работницами в Мурманске, которые якобы решили угнаться за инфляцией. Причём источник этого сообщения был сомнительным.
И ещё одно клише, состоящее из набора символов: Сталин, водка, ядерное оружие, Путин и др.
«Stalin, vodka, gopniks, pelmeni, matryoshka, nuclear weapons or Putin — in an article that is not about the president», — пишет журналист. То есть упоминаются Сталин, водка, гопники, пельмени, матрёшка, ядерное оружие или Путин — и это в статье не о президенте. Некоторые авторы уж очень любят поперчить свои сочинения случайным русскими словами.
Представьте-ка себе, если б русские, рассуждая в своих статьях об Англии, постоянно упоминали бы Вильгельма Завоевателя, сосиски с пюре, Букингемский дворец, Гарри Поттера, Шерлока Холмса и прочих персонажей?
Несомненно, это вызвало бы раздражение. Так вот, точно такое же раздражение испытывают и русские, когда иностранные корреспонденты говорят о матрёшках, водке и «Войне и мире».
Эта проблема существует, и сплошь и рядом причина подобных глупостей — в культурных и идеологических клише, въевшихся западным журналистам в мозг, считает декан факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Андрей Быстрицкий. «Журналистское невежество вообще является важнейшей проблемой современности», — отметил он в интервью
«Ридусу».
Многие журналисты, пишущие о России, более или менее не замечают изменений, произошедших в стране. Они употребляют даже несуществующие понятия (к примеру, «вождь Красной Армии») или, показывая очередь на выставку в Манеже, называют её очередью на биржу труда. Одна телекомпания даже показала репортаж о «беспорядках в Москве», сопроводив его видеорядом с горящими покрышками… под пальмами. Для западного человека Россия — это страна третьего мира вроде Мозамбика.
«Нет смысла гадать, по какой причине конкретный редактор перепутал Африку и Россию. Но путаница в головах западных журналистов — это медицинский факт», — иронизирует Быстрицкий.
* * *
Многие стереотипы, кстати, используют в своей практике и высокопоставленные западные политики. Вот два самых расхожих клише: Путин собирается «возродить СССР» и «русская угроза», против которой храбро стоит «оборонный альянс» НАТО.
Бытовые же стереотипы въелись западным политикам в подкорку так глубоко, что их оттуда можно выковырять только при помощи трепанации черепа.
Недавно, в декабре прошлого года, американский госсекретарь Джон Керри, прилетевший в Москву, пошёл в свободный часок — куда бы вы думали? Правильно, на Арбат. В подарок родственникам и друзьям он купил в первую очередь ту самую матрёшку. Эти матрёшки на Арбате продавались и в советское время, продаются и сейчас.
Интересно, что некоторые стереотипы и их вариации (о медведях с балалайками, Путине верхом на медведе, постоянном употреблении водки в больших количествах и др.) поддерживают сами русские. Разумеется, это делается в шутку, но американцы или англичане часто этого не понимают: передать юмор на бытовом уровне иной раз не по силам и переводчику, что уж говорить о простых гражданах.
Само по себе использование в текстах стереотипов или культурное внимание к ним политиков (вроде покупки матрёшки Д. Керри) может не иметь дурной окраски. Однако когда СМИ сознательно начинают превращать Россию в страну разгуливающих пьяных медведей и пустынных улиц, это выглядит уже иначе и называется враждебной пропагандой. И едва ли у товарища Ковпака хватит сил одолеть эту машину.
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru
Вас заинтересует
Путин — это русский Си Цзиньпин. И у него есть мускулы
Злые русские и их ядерная бомба
Американский журналист: русские в осаде, но они не сдаются
За вторжением русских на Украину последует Третья мировая война
Марк Адоманис вступился за Россию